Издательские марки отделов Наркомпроса

 

Издательские марки отделов Наркомпроса

Е.Л.Немировский

Издательская марка Литературно-издательского отдела Наркомпроса работы неизвестного художника

Издательская марка Литературно-издательского отдела Наркомпроса работы неизвестного художника

 

Годы советской власти для литературы и книжного дела были трудными, а иногда и трагическими. Но было бы непростительной ошибкой считать эти 74 года потерянными для книжной культуры. Историю надо принимать такой, какая она есть. Не будем же, подражая большевикам, мазать черной краской все то, что сделано — а сделано, надо сказать, немало, причем весьма значимого и полезного.

«Книга — огромная сила. Тяга к ней в результате революции очень увеличится. Надо обеспечить читателя и большими читальными залами, и подвижностью книги, которая должна сама доходить до читателя... На всю громаду нашего народа, в котором количество грамотных станет расти, у нас, вероятно, станет не хватать книг, и если не сделать книгу летучей и не увеличить во много раз ее обращение, то у нас будет книжный голод». Эти слова, многократно цитируемые, без которых не обходилась ни одна работа по истории книги, были произнесены Владимиром Ильичем Лениным. Правда, в собраниях сочинений вождя мы их не найдем — о них вспомнил Анатолий Васильевич Луначарский уже после смерти Ленина.

 

Издательская марка Отдела изобразительных искусств Наркомпроса работы Н.И.Альтмана

Издательская марка Отдела изобразительных искусств Наркомпроса работы Н.И.Альтмана

 

Менее чем через два месяца после Октябрьской революции, 29 декабря 1917 года, был опубликован «Декрет о государственном издательстве». В соответствии с ним были «монополизированы» на 5 лет произведения классиков художественной литературы. Конечно, меры эти с юридической точки зрения не выдерживали критики — декрет фактически упразднял авторское право и разрешал издавать сочинения наиболее известных писателей только государственным организациям. Тем не менее декрет был вынужденным.

Срок авторского права в дореволюционной России был установлен в 50 лет. Антон Павлович Чехов умер в 1904 году. Исключительные права на издание всех его произведений были приобретены А.Ф.Марксом, а затем перешли к И.Д.Сытину. Если бы не декрет, произведения А.П.Чехова вплоть до 1954 года мог бы издавать лишь Сытин, а произведения Л.Н.Толстого вплоть до 1960-го — лишь его наследники. С программой широкого издания книг для народа все это не стыковалось.

 

Издательская марка Театрального отдела Наркомпроса работы В.А.Фаворского

Издательская марка Театрального отдела Наркомпроса работы В.А.Фаворского

 

Для осуществления первичной издательской программы в Народном комиссариате просвещения был создан Литературно-издательский отдел. За короткий срок им были выпущены собрания сочинений и отдельные произведе ния Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, В.А.Жуковского, А.В.Кольцова, И.А.Крылова, И.С.Никитина, Н.Г.Помяловского, А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Г.И.Успенского, Н.Г.Чернышев-ского, А.П.Чехова... Все эти книги не продавались, а распространялись бесплатно — как и другие товары в условиях так называемого военного коммунизма.

Особенно большими тиражами выпускались тонкие книжки «Народной библиотеки», иллюстрированные лучшими художниками, в ту пору еще не покинувшими страну. А.В.Луначарский писал, что если поставить все изданные в этот период книги одну за другой, то «потребовалась бы полка, равная расстоянию от Москвы до Петербурга».

На обложках и титульных листах книг Литературно-издательского отдела нередко ставилась марка с изображением «мудрой» птицы — совы, сидящей на раскрытой книге. На страницах книги воспроизведена популярная эмблема новой власти — серп и молот. Художник, нарисовавший эту издательскую марку, неизвестен.

 

Издательская марка Театрального отдела Наркомпроса работы В.А.Фаворского

Издательская марка Театрального отдела Наркомпроса работы В.А.Фаворского

 

В конце 1919 года Литературно-издательский отдел был расформирован. Массовое издание классиков было продолжено Государственным издательством, созданным в мае 1919 года. Это была организация-монополист, имевшая свыше 50 отделений в губерниях.

Издательской деятельностью занимались и другие отделы Наркомпроса, в том числе Отдел изобразительного искусства, которым первоначально заведовал художник Д.Штеренберг. В 1919-1920 годах отдел выпустил «Дневник» Эжена Делакруа, «Сказ грамотным детям», работу искусствоведа Н.Пунина «Памятник III Интернационала. Проект В.Татлина». Издательскую марку для Отдела изобразительных искусств сделал художник Натан Исаевич Альтман (1889—1970). На ней изображен человек с раскрытой книгой, на страницах которой написано «Лит. Изд. секция Отд. Из. Искус.». Альтман — хороший и известный художник, но признать сделанную им издательскую марку удачной трудно.

Издательская секция имелась и в Театральном отделе Наркомпроса. Руководила им Ольга Давыдовна — жена Льва Борисовича Каменева и сестра Льва Давыдовича Троцкого, властная и сумасбродная женщина. О ней рассказывали, что как-то, опоздав на спектакль Большого театра, она заставила артистов начать представление сначала. Театральный отдел выпускал книги по истории и теории театра, драматургические произведения, ноты. Среди его изданий — монографии «История европейской сцены» М.Морозова (1919), «Драма и трагедия во Франции» Л.Левро (1919), книга «Народный театр» Ромена Роллана (1919). Были изданы также «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина, очерки о великих драматургах — Еврипиде, Софокле, Шиллере, Дюма, Фонвизине...

 

Издательская марка Театрального отдела Наркомпроса работы С.Я.Видберга

Издательская марка Театрального отдела Наркомпроса работы С.Я.Видберга

 

Отдел изобразительных искусств имел несколько издательских марок. Две из них выгравировал Владимир Андреевич Фаворский (1886—1964). На первой изображен человек, открывающий театральный занавес, справа — большая театральная маска. На второй марке мы видим врисованных в шестиугольник кукол с протянувшимися к ним веревочками. По граням шестиугольника надпись «Театр.отдел Нар.ком. по просв.». Сюжет же знака поясняет сделанная рядом с рисунком надпись «Студия кукольного театра».

Еще одну издательскую марку для Театрального отдела исполнил Сигизмунд Яковлевич Видберг (1890—1970). На ней в овале в орнаментальном растительном обрамлении помещена надпись «Издание Т.О. Н.К. по П.».

Мир Этикетки 4'2007

Похожие статьи