Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №1'2001
Мир этикетки №1'2001
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

Спецтехника грузовые запчасти рено магнум. . Продам поковки куплю. .

 

JET: водка + дизайн

Сейчас этот подмосковный городок стал национальным брендом. Напитки из Черноголовки предприятий группы «Ост» можно повсеместно найти на полках магазинов. Разные и по содержанию, и по оформлению — бутылки, банки, этикетки. Но, выстроив их в один ряд, можно заметить неуловимое сходство во внешнем виде — эдакий национально-лубочный стиль. Однако из всего этого «одинакового» разнообразия заметно выпадает серия тоников JET завода «ОстАква». Серебристый металл неокрашенных банок, рубленый шрифт и… простота. Как попали банки с таким дизайном в столь «монолитную» компанию? Этот вопрос мы задали Владимиру Чайке, автору дизайна серии JET.

Владимир Чайка: Все началось в 1999 году, когда в Черноголовке запустили линию слабоалкогольных напитков, расфасованных в банки. Было принято стратегическое решение выпустить в первую очередь продукт, ориентированный на молодежь. Целевая группа — современные юноши и девушки от 16 до 20 лет, ведущие активный образ жизни и употребляющие слабоалкогольные напитки. Такой выбор не случаен: именно молодежь предпочитает пить из банок, и новый продукт обещал быть эффективным с коммерческой точки зрения.

Название серии — JET — уже существовало (этим занималась специальная группа). После этого объявили тендер на лучшую упаковку для нового напитка. В нем приняли участие несколько дизайнеров, и в результате победили два проекта — мой и Эркена Кагарова. У Кагарова обыгрывалось слово «jet», в разговорном английском означающее «реактивный самолет». То есть было решение дизайна «в лоб».

Я же решил, что дизайн упаковки должен строиться на логотипе. Кроме того, решил попробовать «сыграть» на фактуре материала. Когда я увидел образцы банок, удивился, что сам алюминий — голый, без красочных плашек, — выглядит гораздо эффектнее, чем запечатанный, пусть даже и достаточно аккуратно. Более того, это созвучно современным тенденциям — применять открытые технологии, так называемый «хайтек». Мне показалось наиболее эффектным решением оставить банку блестящей, немного вмешавшись графикой, преимущественно черным и белым цветами.

Первый вариант именно таким и получился. Но чтобы этот напиток имел продолжение (когда решили выпускать не одного, а нескольких вкусов), я решил использовать цветовой код. Он представлял собой поясок в верхней части банки и определенного цвета знак «плюс». Основой всего должен был стать логотип — некий хайтековский образ. Буквы в нем закодированы особым способом. Логотип строился по сетке, основанной на квадратах. Как мне представлялось, в нем должны были отражаться две тенденции. С одной стороны, схожесть с компьютерным дизайном, некий лабиринт, завораживающий своей инородной, космической структурой, а с другой стороны — буквы складываются в подобие пиктограммы. Получился некий человечек, сжимающий в руках палку или оружие над головой. В молодежной среде тогда были популярны абстрактные картинки и образы, напоминающие африканские наскальные рисунки.

Изюминкой логотипа стала центральная часть буквы «Е» в слове JET, похожая на «плюс». Она превратилась в элемент, отличающий один вкус напитка от другого, здесь в черно-белый логотип добавлялся активный цвет. И еще в этом плюсе должен был находиться подзаголовок: «водка + клюква», «водка + лимон» и т.д. В результате появилась именно такая банка.

Мир Этикетки: Вы всегда предлагаете заказчику один вариант дизайна?

В.Ч.: Как правило, при тендере я не даю несколько вариантов. Само собой, что в карандашных эскизах существует вторая, третья, двадцать четвертая версия, на компьютере прорабатываешь пять из них, а на конкурс выставляешь одну. Это делается для того, чтобы заказчик не выбрал худший из вариантов (такое часто случается) и потом не было мучительно больно. Когда я предлагал окончательный вариант, был уверен, что это правильное решение. Почему? Это трудно объяснить словами, это просто чувствуешь. Правда, потом я написал целый лирический трактат для заказчика, объясняя свой дизайн. Если на эстетику молодежи трудно повлиять через картины или музеи, то хотя бы таким образом надо внедрять гармоничные вещи в их сознание!

Конечно, заказчик был несколько обескуражен моим вариантом дизайна. Это было сильно не похоже на то, что он ожидал. А он ожидал пеструю, ритмичную вещь, похожую на современный, рэйверский стиль.

МЭ: Что еще было необычного в этой работе?

В.Ч.: Необычной для меня была технология нанесения красок. Она отличалась от классической полиграфии. Привычная для меня схема получения плотного и яркого цвета, когда в качестве подложки используется вторая краска, здесь, оказывается, не применяется. Каждая краска наносится непосредственно на алюминий, и если по плашке идет шрифт, под шрифтом вырезаются «дырки», и он должен в них идеально попасть. Здесь не срабатывает прием, когда плотный цвет получается посредством суммирования красок плашки и текста. Вначале испугался, смогут ли они так точно совместить краски, но когда посмотрел на результат, успокоился. Конечно, получилось не идеально, но и не так отталкивающе, как я себе представлял изначально. Почему-то «буржуйские» банки выглядят зачастую лучше. Но, может быть, мне просто попался не самый удачный образец.

МЭ: А получила ли серия JET какое-то развитие?

В.Ч.: На мой взгляд, название JET не очень подходит для России. Но когда я придумывал дизайн, эта тема не обсуждалась и мне отводилась роль графической разработки. Получившийся продукт стал очень неплохо продаваться. Серебряная банка пользовалась большей популярностью, чем вариант с реактивным самолетом. В конце концов «самолетик» перестали печатать, и в магазинах теперь можно встретить только баночки с моим дизайном.

На волне этого успеха у производителей появилась идея создать новую серию в подобной упаковке. В ней планировалось акцентировать внимание на том, что продукт из Черноголовки. К тому времени уже активно раскручивались напитки в бутылках, серия водок в штофе. И, казалось бы, неблагозвучное слово «Черноголовка» превратилось в популярный бренд. Мне предложили подумать, как можно подтянуть «алюминиевую» серию под эту марку. Причем она должна была по-прежнему «цеплять» молодежь, вызывать у нее эмоциональный отклик.

И я решил, что это должно быть какое-то магическое, коротенькое словцо — легкое и для продавца, и для покупателя. С одной стороны — простой внятный звук, но многосложный по смыслу. И тут пришло в голову сочетание — Ч.К. Но не в историческом смысле — чрезвычайная комиссия, а как сокращение Черноголовка-коктейль. Соответственно логотип строился на двух буквах «Ч» и «К» с точками. Эти точки как раз и должны были символизировать отличие от пресловутой комиссии. Буквы располагались в виде дроби, где горизонтальная полоска играла роль цветового кода, который соответствовал определенному вкусу напитка. К сожалению, этот проект так и не реализовали в металле. Был также разработан дизайн для коктейлей в бутылках. В России алюминиевые банки сейчас не рециклируют, возвратная тара гораздо «гуманней» с экологической точки зрения. Но и этот вариант пока не получил продолжения…

Когда результаты хорошо сделанной работы откладываются в долгий ящик — испытываешь не самые приятные чувства. Но, оказывается, это не худшая ситуация для профессионала. Гораздо неприятнее, если заказчик начинает руководить дизайнером, профессионализм которого проверен многократно.

Мир этикетки 1'2001