Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №1'2003
Мир этикетки №1'2003
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

бензогенераторы в екатеринбурге в магазине benzoteh66.ru .

 

Растрирование в ритме самбы

Дмитрий Гудилин

Проблема градационной передачи в флексографской печати

Алгоритмы растрирования

Комбинированное растрирование

 

Воспроизведение участков градационного диапазона в разных технологиях комбинированного растрирования

Сравнение качества воспроизведения светов растровых изображений при разных алгоритмах растрирования и технологиях изготовления форм

 

В последнее время многие специалисты отмечают, что флексографская печать постепенно выходит на новый качественный уровень. Этому способствует совершенствование печатной техники, разработка новых красок, формных пластин, монтажных лент, высоколиниатурных анилоксовых валов, а также, не в последнюю очередь, оптимизация алгоритмов растрирования.

Проблема градационной передачи в флексографской печати

Одной из важных характеристик качества полиграфического репродуцирования изображений является градационная передача, которая характеризуется соотношением интервалов оптических плотностей оригинала и оттиска. Долгое время меньший, по сравнению с офсетом, градационный диапазон печатных изображений был одним из наиболее существенных недостатков флексографской печати.

Причины потерь градаций в светах и тенях растровых изображений могут иметь разную природу; некоторые из них являются следствием низкой культуры производства и недостаточной квалификации персонала, другие – результатом несовершенства технологии. К последним долгое время относилось несовершенство алгоритмов растрирования. В той или иной степени эта проблема характерна для всех традиционных способов печати, однако наиболее остро она проявляется в флексографии и трафаретной печати.

В начало В начало

Алгоритмы растрирования

Алгоритмы электронного растрирования принято делить на два вида. Первые создают периодическую (регулярную) растровую структуру, вторые – непериодическую (нерегулярную, стохастическую) растровую структуру.

Для периодических растровых структур, или амплитудно-модулированных (АМ) растров, характерна передача полутонов за счет варьирования размеров растровой точки. Такие растры отличаются упорядоченным расположением точек и постоянством расстояний между их центрами. В настоящее время АМ-растрирование используется при выполнении подавляющего большинства печатных работ. Однако если в офсетной печати применение этой технологии преимущественно себя оправдывает, то в флексографии использование АМ-растров приводит к возникновению целого букета проблем. К основным недостаткам периодических растров относятся:

  • склонность к образованию муара;
  • жесткая связь между линиатурой печати и минимальным размером растровых элементов.

Первый недостаток актуален и для офсетной печати, однако наиболее остро он проявляется именно в флексографии, так как в этом случае краска наносится на печатную форму растрированным валиком – анилоксом, имеющим собственную периодическую структуру. Поэтому, если в офсете образования муара вероятно только при многокрасочной печати (исключая сюжетный муар и случаи, когда он появляется на стадии допечатной подготовки, например при сканировании), то в флексографии такая опасность существует даже при однокрасочной печати.

Жесткая связь между линиатурой печати и минимальным размером растровых элементов приводит при работе с высокой линиатурой к потере градаций в светах изображения. Если для офсетной печати, отличающейся высоким разрешением, эта проблема не слишком актуальна – современные технология и оборудование позволяют воспроизводить 2-3% точки при печати с линиатурой 175 lpi, то разрешение флексографии ограничено. Обычно размер печатающего элемента на флексографской форме должен быть не менее 40 мкм. Разрешение флексографской печати определяется линиатурой растрированного валика. В случае если размер печатающего элемента формы оказывается меньше, чем площадь ячейки на валике, он «проваливается» в ячейку; при этом краска наносится не только на рабочую поверхность печатающего элемента, но и на его грани. Результат – на оттиске вместо растровой точки нужной площади появляется клякса произвольной формы и непредсказуемого размера. Эффект искажения градаций, обусловленный недостаточно высоким разрешением печати, получил название обрыва в светах (highlight break). Единственным способом избежать его возникновения при применении АМ-растрирования является уменьшение линиатуры печати, что негативно сказывается на качестве воспроизведения изображений, поскольку растровая структура становится четко различимой.

Для частотно-модулированных (ЧМ) растров характерна передача полутонов за счет варьирования числа точек одинакового размера на единице площади изображения. Благодаря отсутствию периодической структуры ЧМ-растры не склонны к образованию муара. Главной характеристикой ЧМ-растра является размер точки. Очевидно, что если этот размер будет согласован с разрешением печати, то проблема передачи градаций в светах будет решена. Испытания показали, что использование в флексографской печати ЧМ-растрирования позволяет улучшить и передачу градаций в тенях изображения.

Наряду с этим ЧМ-растры имеют ряд существенных недостатков, в частности зашумленность средних тонов изображений, а также повышенное растискивание, величина которого особенно велика (и не всегда предсказуема) в средних тонах.

Таким образом, оптимальным для флексографской печати оказывается комбинация двух алгоритмов растрирования.

В начало В начало

Комбинированное растрирование

Первыми разработчиками алгоритмов комбинированного (гибридного) растрирования для флексографской печати стали компании ArtWork Systems и Barco Graphics (сейчас Esko-Graphics).

Barco Graphics разработала технологию Samba Screens, удостоенную в 1999 году наград ассоциации GATF (Graphic Arts Technical Foundation) и журнала FlexoTech. В Samba Screens для воспроизведения средних тонов и теней используется АМ-растр, а для воспроизведения светов – ЧМ-растр. Для того чтобы граница между элементами изображения, полученными с применением разных технологий растрирования, не была заметна, используется специальный алгоритм, обеспечивающий плавный переход между двумя растровыми структурами. В зоне перехода от светов к средним тонам положение растровых точек постепенно упорядочивается относительно сетки АМ-растра. При этом точки как бы танцуют вокруг узлов сетки, чем и объясняется название алгоритма растрирования (самба – латиноамериканский танец).

В начале 2001 года Barco Graphics представило новую технологию растрирования– SambaFlex Screens. Отличие SambaFlex Screens от предшественницы состоит в том, что ЧМ-растр в этом случае использован для воспроизведения и светов, и теней, и только средние тона воспроизведены с помощью АМ-растра. Технология получения плавного перехода между различными растровыми структурами сохранена. В настоящее время SambaFlex Screens используется в растрирующем процессоре FlexRip компании Esko-Graphics.

Компания ArtWork Systems разработала технологию HybridScreening. В настоящее время существуют две реализации этой технологии: Classic Hybrid Screening и Quantum Hybrid Screening. В обоих алгоритмах для воспроизведения средних тонов и теней используется АМ-растр, а для воспроизведения светов – ЧМ-растр. Разница между Classic HS и Quantum HS заключается в способе создания плавного перехода между разными растровыми структурами.

В Classic HS при переходе от регулярной растровой структуры к стохастической на участке некоторого размера производится удаление части точек регулярной структуры с генерацией вместо них расположенных случайным образом растровых точек.

Технология Quantum HS, строго говоря, представляет собой алгоритм модифицированного АМ-растрирования, так как классического ЧМ-растрирования со случайным заданием положения точки в нем не используется. При применении Quantum HS в светах изображения элементы одинаковой величины (размер задается пользователем заранее) располагаются регулярным образом, а для воспроизведения различных градаций светов производится удаление необходимого количества случайно выбранных точек.

Технология HybridScreening используется в растрирующем процессоре NexusRip компании ArtWork Systems.

В России технологию комбинированного растрирования для флексографии разработала компания «Альфа». В технологии ComboScreens ЧМ-растр использован для воспроизведения светов и теней, а АМ-растр – средних тонов.

Необходимо отметить, что возможности комбинированного растрирования наиболее полно раскрываются при цифровом изготовлении флексографских форм. Цифровая технология, заключающаяся в экспонировании с использованием специального оборудования маскированных фотополимеров, позволяет получать печатающие элементы с относительной площадью от 3 до 98% и стабильной формой профиля, что очень важно при использовании ЧМ-растрирования.

Мир Этикетки 1'2003