Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №2'2001
Мир этикетки №2'2001
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Учитывайте толщину!

Крышка

Центральная часть

Дно

Замок

 

Формы для высечки сейчас нередко приходится разрабатывать многим, кто так или иначе связан с созданием упаковки: дизайнерам, верстальщикам, специалистам по трехмерной графике… Хорошо, если штамп проектируют с помощью специализированных программ, таких, например, как MarbaCAD или DVSCAD. Тогда многих «детских» ошибок удается избежать. Но зачастую неопытные разработчики в качестве прототипа используют чужую коробку и пытаются создать нечто похожее. Бывает, что сканируют готовые развертки из специализированных каталогов, а затем отрисовывают их в программе векторной графики. К сожалению, построить правильную высечку для картонной упаковки такому «специалисту» удается далеко не всегда. Даже если он знаком с основами начертательной геометрии. Чтобы получить упаковку из картона в виде идеального куба, противоположные грани отнюдь не должны точно совпадать… Большинство ошибок, допускаемых при разработке высечек для коробок, имеют общие корни. Материал, из которого делают упаковку, будь то бумага, картон или пластик, имеет толщину. Эту простую истину почему-то забывают многие начинающие конструкторы упаковки.

Хотя, в общем-то, причины такой забывчивости понятны. Разработав «идеальную» с геометрической точки зрения развертку, некоторые даже не проверяют, как она будет складываться из бумаги. Чуть более искушенные проектировщики идут немного дальше. Распечатывают высечку на принтере, вырезают и складывают упаковку. К сожалению, такой макет нередко делают из обычной офисной бумаги, к тому же с уменьшением — чтобы целиком умещалось на А4. Конечно, таким способом макет можно проверить на предмет грубых ошибок. Но будет ли нормально складываться настоящая упаковка из гофрокартона, подобным образом не выяснишь. Поэтому здесь стоит напомнить одно простое правило: для проверки высечки всегда делайте макет из тиражного материала в натуральную величину. И это не теоретическое умозаключение, а результат многолетнего практического опыта. Надрывы материала, которые появляются после того, как коробка обретает объем, кривые стенки и крышка — хотите вы получить такую упаковку из типографии, которая все делала точно по вашим чертежам?

Крышка

Рассмотрим типичные ошибки на примере картонной коробки со складным дном (рис. 1). Начнем с крышки. Если бы мы строили геометрическую развертку параллелепипеда, то высота крышки должна была бы быть равна ширине боковой стенки. Но у нас упаковка из материала, имеющего определенную толщину; обозначим ее как TM. Минимум на эту толщину и надо уменьшить высоту крышки (рис. 2А). Клапан крышки также должен быть уже по ширине, чем сама крышка, на ту же толщину TM (рис. 2B). Замочки не должны идти по линии бига, их нужно сместить в сторону клапана на величину TM (рис. 2C).

Теперь рассмотрим основание крышки и клапаны. Здесь также необходимо учесть, что материал имеет определенную толщину. Поэтому линия бига в основании крышки должна быть выше, чем биговка клапана, на расстояние TM (рис. 3А). Само основание клапана нужно уменьшить с открытой стороны на ширину TM (рис. 3B).

В начало В начало

Центральная часть

Перейдем к центральной части коробки. Здесь возможностей допустить ошибку не так много. Главная особенность — панель, к которой присоединяется клеевой клапан, должна быть на 0,5-1,0 мм меньше, чем симметричная ей часть. Это особенно важно при использовании автоматических фальцевально-склеивающих линий. Если сделать обе панели одинакового размера, может случиться так, что часть стенки будет торчать (рис. 4). При этом здесь надо учесть один момент. Если клеевой клапан находится со стороны, противоположной верхней крышке, то крышка получится уже, чем ширина коробки. При перенесении клапана на противоположную сторону его надо будет приклеивать к боковой стороне. Однако если эта сторона слишком узкая, менее 10 мм, то склейка получится непрочной из-за малой площади сцепления материала. Значит, последний вариант предпочтительнее, если речь не идет о сверхплоских коробочках, например для лекарств (рис. 5).

Другие ошибки при проектировании клеевого клапана допускают гораздо реже, но все-таки они есть. Некоторые делают его слишком узким, и тогда, как было сказано выше, соединение получается непрочным. Чересчур широкий клапан приводит к неоправданному расходу материала. Оптимальная ширина клеевого клапана, как правило, колеблется от 10 до 30 мм, в зависимости от общих габаритов упаковки. Назначение скосов по его сторонам вряд ли нуждается в особом пояснении — при такой форме он не будет торчать из-за допустимых погрешностей склейки. А вот угол скоса часто делают слишком большим. Видимо, из перестраховки или из-за любви к симметрии — типичная ошибка: угол в 45° вместо правильных 10-15°. Здесь, видимо, стоит немного пояснить, почему такое значение более правильное. Дело в том, что клеевой слой наносится не вплотную к месту бига, а на определенном расстоянии (рис. 6). При угле в 45° и более по краям остается большая непроклеенная область, что ослабляет соединение. Это особенно критично для небольших коробочек.

В начало В начало

Дно

Изображенная на чертеже замковая конструкция дна, может быть, и не самая массовая, но приведена не случайно. Она не имеет клеевого сцепления, а значит, от того, насколько правильно будет построена развертка, зависит прочность дна. И тем не менее именно такая конструкция страдает наибольшим количеством ошибок. Основные соотношения, которые необходимо соблюдать при построении, приведены на чертеже (рис. 7). Параметры, в которых обычно допускают ошибки, выделены красным цветом. Особо хочется заострить внимание на двух деталях. Первая — это место сочленения клапанов, линий биговки и панелей. Оно специально приведено на рис. 7 в увеличенном виде. Как видно из чертежа, там должна быть технологическая выемка (особенно если используется толстый картон), о которой часто забывают. И вторая, менее важная деталь — это небольшой скос на первом загибающемся клапане (по-английски —1st-in Flap). Это делается для того, чтобы дно не выпирало наружу из-за неизбежных перекосов при сборке.

В начало В начало

Замок

Тяжеловесное содержимое может выпасть из коробки, если кто-нибудь случайно перепутает верх и низ упаковки — стандартная конструкция не очень надежно фиксирует крышку. Чтобы этого не произошло, на крышку таких коробок устанавливают дополнительный замок (рис. 8). Наиболее типичная ошибка при его проектировании — язычок и прорезь делают равными по ширине. Малейшая погрешность при изготовлении штампа или при высечке коробки может привести к тому, что замок перестанет хорошо закрываться и открываться. Чтобы этого не произошло, прорезь необходимо сделать больше на 0,5-1,0 мм (рис. 8А). Высота прорези, выступающая за линию бига (рабочая область), зависит от жесткости материала. Для пухлых картонов ее делают равной двойной толщине материала (2TM), для жестких — достаточно одинарной толщины (TM).

Размеры плечиков у язычка могут быть любыми (в разумных пределах) — чем они длиннее, тем надежнее замок. Важно только, чтобы они были одинаковой длины (DL1 = DL2) (рис. 8B). В противном случае либо замок будет ненадежным (DL1 < DL2), либо язычок будет тяжело вставляться и вытаскиваться (DL1 < DL2). Радиус скругления язычка должен быть меньше внешнего плеча (RL Ј DL1 + TM) как минимум на толщину материала. Иначе он просто не будет фиксироваться в прорези.

Конечно, приведенные ошибки далеко не единственные, но наиболее часто встречающиеся при разработке картонной упаковки. Причем приведенные выше нюансы справедливы для коробок, расфасовка в которые будет осуществляться вручную. В случае применения автоматической упаковочной линии, некоторые требования будут иными.

Высокопрофессиональные изготовители штампов всегда проверят вашу высечку перед запуском ее в производство и исправят ошибки. А вы теперь можете угадать, какой первый вопрос они зададут, если усомнятся в правильности развертки. Правильно: «А какая у вас толщина материала?»

Мир Этикетки 2'2001