Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №2'2001
Мир этикетки №2'2001
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Офсет для печати этикеток и упаковки

Стефан Стефанов, эксперт компании «АКВАЛОН», канд. техн. наук

Этикетка и упаковка как продукт полиграфических технологий

Офсетные технологии при производстве этикеток и упаковки

Оборудование и его конфигурация

 

Этикетка и упаковка придают продукту представительный вид и в значительной мере способствуют его продаже, привлекая покупателя. При этом упаковка предохраняет продукт от порчи при транспортировке и хранении, а этикетка несет необходимую информацию и защищает от подделки. Массовое производство этикеток и упаковок требует значительных капиталовложений. Для оптимального сочетания цены и качества нередко выбирают офсетную технологию.

Этикетка и упаковка как продукт полиграфических технологий

Назначение этикетки — привлечь покупателя и донести до него содержательную и полезную информацию. Этикетка — это мини-плакат, информационный листок, преграда от подделок. И все это должно сочетаться в малоформатном многокрасочном полиграфическом продукте высокого качества. Конечно, используют и однокрасочные этикетки, которые несут только информационную функцию, но речь сейчас не о них.

Если посмотреть на лучшие образцы этикеточной продукции глазами технолога-полиграфиста, то можно увидеть:

  • многокрасочную печать высокого качества;
  • яркие и чистые цвета штриховых изображений, текста и плашек;
  • качественные полутоновые изображения;
  • выворотку по фону и печать текста по выворотке;
  • мелкий текст, а иногда и микротекст;
  • тиснение, припрессовку фольги и голограмм;
  • фигурную высечку самой этикетки и микровысечку (надсечку) на этикетке.

В общем, здесь реализуется практически всё, что способны предложить сегодня полиграфические технологии при работе на самых разных запечатываемых материалах. По сложности изготовления, разнообразию технологий и отделочных процессов с этикеткой нередко соперничает упаковка. Ее назначение практически то же, что и у этикетки, но она имеет еще одно назначение, для чего, собственно, и была создана. Ее задача — уберечь товар от порчи и внешних воздействий при хранении и транспортировке, а также стабилизировать, стандартизовать геометрическую форму товара, делая его удобным для складирования, транспортировки и хранения.

В начало В начало

Офсетные технологии при производстве этикеток и упаковки

Увеличение производства и, как следствие, появление и рост конкуренции привели отечественных производителей к осознанию роли этикетки и упаковки в сбыте продукции. Возникла необходимость в высококачественных и привлекательных этикетке и упаковке.

Так что же требуется для их производства, если иметь в виду офсетную технологию? Если говорить о печати, то это качественные офсетные листовые машины. При этом нельзя забывать и о вырубке: понадобятся высекальные автоматы. Они могут быть очень разными как по конструкции, так и по производительности, точности работы и капиталовложениям. Однако, имея высекальное оборудование в своей типографии для производства этикеток и упаковки, вы уже можете занять достойное место на рынке.

Остановимся на общих технологических решениях для офсетного производства этикеток и упаковки, применяемых на практике, поскольку на сегодняшний день офсетный способ является наиболее распространенным, развитым и обеспеченным самым разнообразным оборудованием, материалами и технологиями.

Офсет выгоден при любом (малом, среднем или массовом) тираже, когда требования к качеству очень высоки и когда упаковку изготавливают из плотной бумаги или тонкого картона (до 1,2 мм), а этикетки — на обыкновенной или металлизированной бумаге, на самоклеящихся материалах или тонких и жестких пластиках. И чем меньше послепечатных операций, тем эффективнее будет офсетная технология.

Печать обычно выполняют на листовых офсетных машинах, которые имеют от двух до шести красочных секций, иногда с секцией лакирования, без переворачивающего устройства. В зависимости от тиража используют машины разных форматов: при малом используют малоформатные, при среднем и массовом производстве — полуформатные и полного формата (700×1000 мм).

Я бы не рекомендовал использовать при печати этикеток и мелкой упаковки (пакетиков) машины с подачей листа по узкой стороне. Как правило, возникают проблемы с совмещением красок на этикетках и упаковках, расположенных в хвосте листа.

Оптимальной по красочности следует считать пяти- или шестикрасочные машины — четыре секции — для триадных красок плюс фирменный цвет, Pantone или металлизированные краски. При печати этикеток на металлизированных бумагах технологичнее грунтовую, белую (кроющую) краску наносить отдельно и только после сушки печатать остальными, прозрачными красками.

Листовые офсетные машины — достаточно дорогое оборудование. Однако массовость производства, красочность и форматы печатных машин, а также высокая производительность оборудования делают офсетные технологии выгодными, так как они не выдвигают серьезных ограничений по качеству, а при малом числе послепечатных операций — и по себестоимости продукции.

В качестве послепечатного оборудования здесь, как правило, используются одноножевые резальные машины, машины для тиснения и припрессовки фольги и голограмм, высечки, ламинирования, каширования, нумерации и упаковки готовых этикеток и упаковок. Обычно эти машины имеют более низкую производительность по сравнению с печатным, и их сочетаемость по производительности имеет важное значение.

В начало В начало

Оборудование и его конфигурация

Высококачественные этикетки со штриховыми (плашечными) изображениями печатают, как правило, смесевыми красками. Количество красок обычно не превышает пяти, даже если в печати используют краски «под золото» или «под серебро». При использовании смесевых красок нередко применяют и дополнительную облагораживающую операцию — сплошное или выборочное лакирование.

Высококачественные полутоновые этикетки печатают триадными красками, иногда дополнительно используя смесевые и/или металлизированные краски. В последнее время для облагораживания этикеточной и упаковочной продукции все чаще применяют сплошное или выборочное лакирование, а также тиснение фольгой, блинтовое тиснение, сложную высечку.

Пятикрасочная печатная машина с лаковой секцией — оптимальный вариант конфигурации при производстве этикеток и упаковки офсетным способом печати.

Таким образом, оптимальная нагрузка печатной машины при печати этикеточной или упаковочной продукции — пять красок + лак. Если продукция не подлежит лакированию, то машина будет работать с отключенной лакировальной секцией, но с сушкой. При печати на металлизированной бумаге машина также будет работать в оптимальном режиме: подложка + четыре краски триады.

Если на металлизированную бумагу необходимо нанести дополнительно шестую краску, то для этой цели можно использовать фрагментарное (местное) лакирование серебряным, золотым или цветным лаком. Кроме того, в качестве шестого цвета можно использовать и флексографские краски, и ракельную лакировальную секцию.

Для массового производства упаковки можно использовать и пяти- или шестикрасочные офсетные листовые машины с двумя лакировальными секциями. В линию печатают шесть красок, после сушки наносят дисперсионный лак-грунтовку, затем снова сушка, и наконец наносят лак УФ-отверждения. Эта сложная технология требует дорогостоящего оборудования. Ее применение эффективно только для массового производства элитной упаковки, когда все делается на одной линии, без перерыва между технологическими операциями.

Может возникнуть необходимость в этикеточной или упаковочной продукции в более чем шесть красок + лак. Тогда технологически оптимальная схема будет следующей: печатать первые одну или две краски на двухкрасочной машине, а остальные пять x+ лак — на многокрасочных машинах с лакировальными секциями.

Лучше, конечно, когда этикеточную и упаковочную продукцию печатают на разных печатных машинах. Однако это хорошо лишь в теории. В реальной жизни преимущественно используют универсальные, а не специализированные листовые офсетные машины. Как специализированные, так и универсальные печатные машины среднего и большого форматов (более 520×720 мм) для изготовления продукции элитного качества предлагают практически все ведущие фирмы: Heidelberg, Man Roland, Koening & Bauer (KBA), Komori, Shinohara, Mitsubishi. Это машины для массового производства этикеточной и упаковочной продукции. Для немассовых производств можно использовать печатные машины меньшего формата этих же или других фирм, которые выпускают малоформатное оборудование, например: Ryobi, Sakura, Adast, DST.

Универсальные листовые печатные офсетные машины имеют, как правило, секционное или планетарное построение. Диаметр печатного цилиндра у них в два раза больше по сравнению с офсетным цилиндром, передаточное устройство одноцилиндровое или цепное. Эти машины характеризуются таким техническим параметром, как диапазон толщин запечатываемых бумаг и картона. Для машин среднего формата (ориентировочно 500×700 мм) он находится в пределах от 0,04 до 0,60-0,80 мм. Для машин полного формата (700×1000 мм) верхняя граница толщины листа картона доходит до 1,0 мм. Эти машины могут не иметь лакировальной секции или могут быть укомплектованы одной секцией для работы с дисперсными лаками.

Специализированные листовые офсетные машины для печати этикеточной и другой высококачественной листовой продукции среднего и большого форматов имеют, как правило, секционное строение. Для них также характерно наличие трехцилиндровых передаточных устройств и трех цилиндров печатного аппарата одинакового диаметра в каждой секции. Обычно это пяти- или шестикрасочные, с лакировальной секцией или без нее, высокоскоростные (13 тыс.–15 тыс. отт./час), машины, которые могут работать с материалами толщиной от 0,04 до 0,40-0,50 мм.

Специализированные листовые офсетные печатные машины для печати упаковки бывают в основном большого формата (больше 700×1000 мм) и имеют секционное построение. Печатный цилиндр с диаметром, в два раза большим по сравнению с офсетным, а передаточное устройство одноцилиндровое или цепное. Как правило, это четырех- или пятикрасочные машины с одной или двумя лакировальными секциями для нанесения лака УФ-отверждения, хотя существуют и четырехкрасочные машины. В самом названии этих машин обычно каким-то образом отмечено, что они специально сконструированы для печати на картоне или на жести. Другая особенность — это сравнительно низкая скорость печати, как правило, не превышающая 10 тыс. отт./час. Эти машины имеют очень высокие самонаклад и приемку (не менее 1300 мм), а интервал толщин запечатываемых носителей сдвинут у них в сторону толстых материалов — до 1,2 мм.

Печать на гофрокартоне до сих пор оставалась прерогативой флексографской печати, для офсета же это непростая технологическая задача. Давление при печати, проводка листа между цилиндрами, эффект «стиральной доски» на оттиске — довольно серьезные проблемы, требующие зачастую сложных решений. Однако в последнее время такие крупные машиностроительные компании, как Man Roland, Koening & Bauer (KBA) и Komori, утверждают, что приспособили свои специализированные машины и для печати на микрогофрокартоне.

Разумеется, этикетки можно печать и на известной в СНГ печатной машине «Ромайор». Но при этом вы рискуете не только тем, что вашу этикетку можно будет легко подделать, но еще и тем, что пиратская копия по качеству может превзойти оригинал. Необходимо также отметить, что при малом тираже этикеток и упаковок (до 1000 экземпляров) их вполне можно печатать даже на множительных цветных аппаратах (выпускаемых компаниями Xerox, Canon, Kodak), на цветных принтерах и плоттерах. Но это особые случаи.

Мир Этикетки 2'2001