Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №2'2001
Мир этикетки №2'2001
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Чего мы ждем от производителей штампов

Владимир Мешин

Если занимаешься изготовлением упаковки более двадцати лет, то невольно начинаешь анализировать проблемы, связанные с этим непростым, но интересным производством. Большинство из них относятся к изготовлению штанцевальных форм, или, как их еще называют, — резаков.

Немного истории. Лет пятнадцать назад всякое уважающее себя полиграфическое предприятие, у которого было картонажное производство, имело участок изготовления этих самых резаков. Оснащение таких участков было разное. Одни имели примитивные гибочные приспособления и самодельные лобзиковые станки. Другие — современные импортные полуавтоматы для распиловки фанеры и универсальные гибочно-резальные устройства для формирования сложных многорадиусных конфигураций высечки.

Вот только один пример. В 80-е годы фабрика офсетной печати № 1 Росглавполиграфпрома изготавливала резаками, распиленными на отечественном станочке АЖС-5, всю продукцию Издательства «Малыш»: книжки-панорамы, настольно-печатные игры, открытки, брошюры с высечкой по контуру и т.д. Режущая линейка формировалась на однорадиусном приспособлении. Все делалось, можно сказать, «пассатижами на коленке», а в качестве режущих линеек использовалась отечественная патефонная лента или в лучшем случае лента 40С2ХП. А Ростовская полиграфическая фабрика «Малыш» в это же время такую же продукцию изготавливала резаками, выполненными из импортных материалов на импортном оборудовании.

Проблемы, которые возникали в те годы, были в основном технического характера: качество распиловки, сборки, корректность эксплуатации. А поскольку производство было плановым, то особых трудностей со сроками изготовления форм не возникало. Правда, снабжение иногда подводило: то фанеры нужной нет, то резины, то сталь очень твердая или, наоборот, мягкая. Но все препятствия преодолевались единым коллективом.

В начале 90-х, с возникновением огромного количества новых предприятий в полиграфии, спрос на штанцевальные формы резко возрос. Хотя эти предприятия были далеко не такими крупными, как государственные, и работали в основном с малыми тиражами, тем не менее возник дефицит производства инструмента для высекального оборудования. Зато самого высекального оборудования в одночасье стало море, потому что под высечку с легкостью переделывали тигельные и цилиндровые печатные машины, крышко-тиснильные полуавтоматы, механические эксцентриковые прессы и даже сапожные гидравлические прессы. В это же время стали появляться сначала участки, а затем и целые фирмы, которые занимались изготовлением штанцевального инструмента на заказ. Полулегальные кустарные производства, которые не давали никаких гарантий, постепенно превращались в полноценные фирмы. А с официального изготовителя и спрос соответствующий.

Мне посчастливилось самому быть изготовителем резаков в течение десяти лет. Поэтому сейчас, работая в типографии и являясь заказчиком штанцевального инструмента, я могу легко найти общий язык со штанц-мастерами, разбираюсь в их делах и понимаю их объективные трудности. Однако хотелось бы донести до них некоторые проблемы, с которыми мне как представителю типографии приходится сталкиваться.

Такие проблемы, возникающие, наверное, у всех, кто заказывает штампы и работает с высекальным оборудованием, просты в изложении, но сложны для решения. Например, получив штанц-форму, мы не можем легко и быстро проверить качество ее изготовления. На глаз практически невозможно определить стыки режущих линеек, цилиндричность радиусных сгибов, высоту биговальных и рицовочных линеек и т.д. Это можно сделать только при приладке на оборудовании либо осуществляя поэтапный контроль при сборке, на что способны только квалифицированные штанц-мастера. А значит, приходится доверять изготовителям штанц-форм, обязательно договариваясь заранее о том, что все замеченные недочеты будут исправлены в короткий срок.

Существуют проблемы со сроками изготовления, которые обычно возникают из-за всевозможных согласований технических вопросов по конструкции высекаемых изделий, по материалам, по допускам высечки и т.п. Конечно, изготовители штанц-форм, как правило, люди технически грамотные и высокообразованные специалисты, но обычно они не полиграфисты и уж тем более не картонажники. С энтузиазмом взявшись за новое для себя дело, они, видимо, и не подозревали, какие у них возникнут трудности и насколько дотошными будут заказчики.

Раньше зарубежные технологии высечки и штанц-производства были для нас только мечтой. Сегодня же, стремясь к высокому качеству, широкому ассортименту полиграфической продукции, к новым конструкциям упаковки и P.O.S.-изделий, мы требуем и соответствующего качества штанц-форм. Вот здесь-то и кроется самая главная проблема: все новшества в технологии изготовления штанц-форм вводятся по инициативе заказчиков, а не по воле самих изготовителей. Некоторая инертность в плане технического и научного развития и слабая компетентность в полиграфическом производстве снижает, а иногда вообще сводит на нет эффективность работы производителей штанц-форм.

Тут возникает в памяти картина из недавнего прошлого — работа над заказом, связанным с высечкой малых отверстий в плотном кашированном материале. Обычные «глухие» пуансоны для этого не годятся, так как качество отверстий должно быть более высоким. Поэтому нам потребовались пуансоны с боковым выходом для отходов, а в России таких штанц-форм не нашлось. Конечно, сейчас их уже можно найти и в Москве, и, наверное, в других городах, но тогда нам срочно пришлось заказывать эти пуансоны в Германии. Аналогичная история была и с эжекторной резиной, необходимый ассортимент которой создавался у российских штанц-мастеров чуть ли не два года.

Хотя сегодня отечественные штанц-специалисты установили прочные контакты с зарубежными изготовителями и продавцами материалов и инструментов и даже стали ездить к ним изучать производство, но, к сожалению, пока не спешат применять зарубежный опыт у себя. Приведу только один пример. У российских производителей фрезеровка плоскости линейки в месте сгиба малого угла (или стыка при малых углах) до сих пор выполняется лишь в качестве эксперимента. В результате мы получаем штамп для плотных или кашированных материалов (толщиной более 1,5 мм), у которого в стыках ножей — щели. Понятно, что это не улучшает качества продукции, которую мы печатаем.

Как это ни печально, но о большинстве новых технологий мы узнаем от продавцов расходных материалов, а не от производителей штампов. Именно продавцы организуют семинары по проблемам производства, показывают нам новые разработки в изготовлении штанц-форм, рассказывают о теоретических и практических сторонах процессов, происходящих при работе с современным оборудованием. Хотелось, чтобы наши штанц-мастера поскорее перенимали лучший опыт зарубежных коллег, развивали свои производства и радовали нас новыми решениями известных проблем.

Мир Этикетки 2'2001