Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №3'2001
Мир этикетки №3'2001
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

 

Объятия по контуру…

Светлана Фомина

Секрет «рукава»

Всем бы по «рукавам», да не по зубам…

Цель оправдывает средства

«Объем наизнанку»

 

Утверждение, что этикетка является лицом товара, не требует доказательств. Найдутся такие, которые скажут: «С лица воду не пить!» Однако одним из важных факторов при выборе напитка, да и не только его, является все же то самое лицо — лейбл. Поэтому абсолютно все люди, хоть каким-то образом связанные с производством товара, требующего нанесения этикетки, заинтересованы в том, чтобы их продукт хотелось купить, лишь взглянув на него. Изощрениям дизайнеров и полиграфистов нет предела, и постоянно появляются новые разработки, совершенствующие внешний вид продукции. Одним из таких новшеств является термоусадочная этикетка.

Программа применения термоусадочной этикетки (ТЭ) зародилась в Японии, а в России о ней узнали четыре года назад. Сегодня ТЭ все шире распространяется в связи с тем, что она имеет больше возможностей по сравнению с обычными этикетками. Почему? Начнем с того, что главными функциями этикетки являются привлекательность и информативность. К последней можно отнести и защиту продукции от подделки, поскольку информация о степени защищенности также актуальна при покупке, как и любая другая. ТЭ выполняет все функции одновременно, причем на очень высоком уровне, благодаря уникальной технологии производства.

Секрет «рукава»

Технология производства ТЭ называется Sleevе, что в переводе означает «рукав». Технология Sleeve заключается в изготовлении этикетки цилиндрической формы из пленок, способных к усаживанию при определенной температуре. Это необходимо для художественного оформления любых разнообразных по форме, размерам и применяемым материалам емкостей, за счет безукоризненного и плотного облегания. Этикетки изготавливаются из ПВХ, ПП, реже из ПЭТ (материал дорогой, но обладает лучшими усадочными свойствами). Пленка для изготовления — биориентированная, то есть имеет разные степени усадки по вертикали и горизонтали. По вертикали материал усаживается максимум до 3%, можно сказать, практически не деформируется. По горизонтали степень усадки достигает 65%. Это говорит о том, что этикетка способна «облепить» тару с разными степенями выпуклостей. Процесс нанесения ТЭ на тару выглядит примерно следующим образом: в случае полностью автоматических установок этикетки намотаны в рулоны, которые устанавливаются в узел размотки такой установки. Разматываясь в вертикальном или в горизонтальном направлении, они затем обрезаются и надеваются на тару, размещаясь в заданной ее части по высоте. Затем тара с надетыми этикетками направляется в термоусадочную камеру, в которой происходит плотное облегание тары термоусадочными этикетками. Работа на установке осуществляется следующим образом: оператор с помощью раскрывателя надевает этикетку на тару, устанавливаемую в ячейки кассеты. Заполненная кассета подается на входной рольганг транспортера и далее на ленту транспортера. Транспортер вводит кассету в термотоннель, где происходит термоусаживание этикетки на тару. Затем транспортер выводит кассету из термотоннеля и подает ее на выходной рольганг. Оператор, обслуживающий термотоннель, снимает кассету и освобождает ее от тары. Существуют различные модификации устройств и автоматических установок для производства термоусадочной этикетки. Как правило, они отличаются производительностью, габаритными размерами, установленной мощностью, а также зависят от размеров используемой тары и этикеток. Температура при усадке колеблется от 100 до 120 °С.

Для термоусадочного этикетирования может использоваться тара любой формы — от цилиндрической и овальной до квадратной и прямоугольной, она может быть изготовлена из стекла, металла или различных полимеров. Необходимо иметь в виду, что термоусадочные этикетки могут быть нанесены как на пустую тару до заполнения продуктами, так и после этого, поскольку процесс усадки занимает не более 10 с. Это может быть потребительская тара из полимеров, металла, стекла, различных форм и размеров. Благодаря своим удивительным свойствам термоусадочная этикетка используется для упаковки широкого ассортимента продуктов и товаров народного потребления: ликероводочных изделий, продуктов питания, фармацевтических товаров, косметики, бытовой химии, канцелярских товаров. Однако в России использование ТЭ ограничивается водочной продукцией, в меньшей степени используется в парфюмерии и косметике. И на то есть веские причины...

В начало В начало

Всем бы по «рукавам», да не по зубам…

Печать ТЭ — процесс сложный. Поэтому весьма недешевый. И рентабелен для заказчика только при тираже не менее 100 тыс. экземпляров.

Во-первых, при создании ТЭ используется глубокая печать (ротогравюрная). Как известно, ее отличие от других видов печати в том, что печать осуществляется не с пленок и форм, а с использованием ротогравюрного вала, цена которого очень высока. Однако в вал люди вкладывают средства один раз, и со временем себестоимость этикетки понижается. Поэтому весьма выгодно использовать ТЭ «водочникам», чей товар всегда имеет большой спрос и требует как защиты своей торговой марки, так и респектабельного внешнего вида. Во-вторых, специфичен процесс нанесения краски на поверхность. Каждый слой краски, наносимый на поверхность, необходимо подвергать сушке. Материал, который используется для ТЭ, уже при 45 °С начинает проявлять свои термоусадочные свойства, то есть сжиматься, поэтому в производстве используется холодная сушка, что значительно уменьшает скорость печати и увеличивает время изготовления. В-третьих, не так легко за столь короткий срок внедрить в сознание рядового потребителя качественно новый вид этикетки. Однако все эти факты в совокупности дают положительный результат, и вот почему.

В начало В начало

Цель оправдывает средства

Уже на уровне технологии печати происходит защита продукции, так как далеко не каждое предприятие может позволить себе подделывать столь дорогую этикетку, которая к тому же требует много времени на производство. Кроме того, в России материал для создания ТЭ не выпускается, а технология его изготовления держится в тайне и требует больших средств для ее получения. Возможности термоусадки таковы, что позволяют наносить этикетку уже на готовый продукт, то есть на уже закупоренную бутылку. Это позволяет сделать так, чтобы часть этикетки заходила на крышку. В результате после вскрытия этикетка частично разрушается и не подлежит восстановлению, что защищает торговую марку от махинаторов, собирающих тару с сохранившимися этикетками и наполняющих ее «левой» жидкостью.

Возможность наносить ТЭ на любую площадь и поверхность позволяет использовать ее для производства баночных напитков вместо применения традиционной литографии. Особенность производства баночных напитков заключается в наобходимости заказывать определенное количество банок с одним рисунком. Предприятие, имеющее в своем ассортименте несколько напитков, не может быть уверено, что все они реализуются с одинаковой скоростью. В результате менее востребованный продукт будет простаивать на складе, замораживая тем самым деньги. Выход из этой ситуации очевиден: заказ обезличенных банок с последующим нанесением на них ТЭ в зависимости от спроса продукции. Несмотря на то что первоначальная цена такой этикетки будет несколько выше, последующая экономия и выгода налицо, ведь гораздо спокойнее держать свой бизнес под контролем.

Использование ТЭ для пеномоющих средств и парфюмерии не менее оправданно: из-за того что краска наносится на этикетку изнутри, она защищена от повреждений в процессе транспортировки продукции и непосредственного использования, так как этикетка не подвержена воздействию влаги, ультрафиолета или трения. Шампуни, стоящие на полке в ванной, всегда будут иметь свежий вид.

Что касается водочной продукции, то здесь проявляется самое главное качество ТЭ — необычный внешний вид, привлекающий внимание. В каждый продукт включается норма прибыли, и норма прибыли от водки позволяет использовать данный вид этикетки. Водка ценится не только по вкусовым качествам, но и по упаковке. А где важно лицо упаковки, которое в данном случае видно на праздничном столе, там можно и нужно использовать более дорогую этикетку. К тому же, облегая практически полностью всю емкость и повторяя ее рельеф, термоусадочная пленка скрывает огрехи самой тары: швы, низкое качество материала.

В парфюмерии тоже не менее важно выставить товар лицом среди огромного числа торговых марок.

Вот мы и подошли к важнейшему свойству ТЭ, благодаря которому она максимально отличается от других видов: широчайшие возможности дизайна.

В начало В начало

«Объем наизнанку»

Как уже говорилось, краска наносится на ТЭ с оборотной стороны. Слои соответственно накладываются на пленку в обратном порядке. Получается, что в процессе создания изображения сознание дизайнера должно быть «вывернуто наизнанку». Стереотип мышления большинства дизайнеров не всегда позволяет переключиться на совершенно другой подход к созданию этикетки, и далеко не все способны использовать возможности дизайна термоусадки на практике. Не следует забывать, что изображение, как правило, занимает всю продукцию, то есть должно иметь объемный характер. Привычное мышление на плоскости не может выигрышно отразиться на готовом продукте. Термоусадочная этикетка дает уникальную возможность «завернуть» бутылку в кожу, придать ей объем при помощи перламутровых тонов, которые достигаются использованием серебряного грунта, создать матовость, эффект запотевания и т.д.

Особенность дизайнерской работы заключается и в том, что нужно создавать рисунок с учетом его последующей деформации. Поэтому изначально в изображение закладывается «преддеформация», вычисляемая на компьютере. На плоскости такая этикетка несколько искажена.

На сегодняшний день в России не так много предприятий, использующих термоусадочную этикетку. Предприятий, ее выпускающих, и того меньше. Азиатские страны (Япония, Тайвань, Китай, Корея) используют ТЭ очень широко и соответственно выпускают ее в больших количествах; в Европе ТЭ также распространена. В России же до сих пор она остается дорогим удовольствием. Вложения в создание типографии, производящей термоусадочные этикетки, составляют 1,5 млн. долл. Однако, по мнению вошедших в данный бизнес, это вполне оправданно.

Мир Этикетки 3'2001