Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №10'2002
Мир этикетки №10'2002
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

заказать ремонт термопринтеров . Сегодня мы рассмотрим некоторые основные типы окрасочное оборудование. .

 

Изобретения XIXвека: тюбики, бумажные пакеты, складные картонные коробки

Дарья Ермакова

XIX век стал периодом индустриализации большинства европейских стран и США, а следовательно - активных миграционных процессов: люди перебирались из сельских районов в города. Одновременно росла покупательная способность населения, что стимулировало развитие производства потребительских товаров. В условиях растущей конкуренции производители столкнулись с проблемой сбыта своих товаров и вынуждены были начать вкладывать значительные средства в их рекламу, в том числе и в упаковку.

Развитие производства потребительских товаров привело к необходимости разработки новых видов упаковки и использования новых упаковочных материалов. Вместе с тем продолжали применяться традиционные виды упаковки, например стеклянные флаконы. Напомним, что в стеклянные сосуды еще в древности и в средние века упаковывали косметику и парфюмерию. В середине XIX века флаконы стали активно использоваться для упаковки лекарственных средств.

Это было время расцвета так называемых патентованных лекарственных средств - панацей, как их называли в рекламе. Флаконами, содержавшими жидкость неясной рецептуры, торговали вразнос. Прилагаемая к этим средствам реклама утверждала, что официальная медицина не признает их, потому что после их использования у врачей не останется работы. Отчасти это было правдой, так как патентованные средства зачастую содержали такие вещества, как сурьма и ртуть, являющиеся сильнейшими ядами, а также большое количество алкоголя и наркотиков. Употребляя подобное лекарство, больной испытывал временное облегчение, но потом ему становилось хуже, и он даже мог умереть.

Интересно, что знаменитый напиток "кока-кола" начинал свой путь на рынке как подобное патентованное средство. Одним из основных его компонентов был кокаин. В XIX веке в этом не было ничего необычного - наркотики широко использовались в медицине и любой человек мог спокойно купить в аптеке морфий, чтобы лечить, к примеру, свою мигрень.

Для продажи многочисленных лжеэликсиров были придуманы различные рекламные приемы, успешно использующиеся и в наше время. "Чудо-средства" продавались в специальных флаконах с рельефными клеймами и оригинальным дизайном. Продажи стимулировались рекламными акциями, во время которых приглашенный актер после небольшого театрального представления рассказывал об исключительной пользе данной "панацеи", а покупателям вместе с товаром выдавались специальные рекламные материалы. К примеру, к знаменитому лекарству Суэйма, на логотипе которого был изображен Геракл, убивающий гидру, прилагалась брошюра с устрашающей картинкой на обложке, в которой рассказывалось о чудесных исцелениях с помощью этого средства.

Вслед за "патентованными лекарственными средствами" появилась привычная нам зубная паста, упакованная в тюбик. В 1892 году металлические тюбики, изобретенные на полвека раньше для упаковки масляных красок, нашли новое применение. Доктор Уортингтон Шеффилд, дантист из Нью-Лондона (шт. Кентукки), попробовал использовать их для расфасовки зубной пасты. Результат превзошел все ожидания: новая упаковка оказалась чрезвычайно удобной. В итоге Шеффилд оставил врачебную практику и занялся производством новой зубной пасты.

Через несколько лет почтенный нью-йоркский аптекарь Колгейт перенял практику использования данной упаковки для зубной пасты и популяризировал эту идею. Свою новую зубную пасту он назвал, как несложно догадаться, "Colgate's". Впрочем, по некоторым версиям, такой аптекарь на самом деле не существовал и был придуман создателями как рекламный образ. Через 10 лет в металлические тюбики упаковывали уже практически весь спектр пастообразных косметических и медицинских продуктов.

Развивалось и полиграфическое оформление упаковки и этикеток. Еще в 1797 году в Германии была изобретена плоская печать, применение которой в упаковочном производстве позволило придавать этикетке и упаковке большую яркость, воспроизводить на них цветную картинку. С новым полиграфическим оформлением этикеток и упаковки связан ряд курьезов. Например, в 1888 году, когда от производителей масляных суррогатов потребовали, чтобы на упаковке слово "маргарин" было напечатано четким шрифтом в 3 см высотой, оказалось, что сила воздействия на покупателя цветного изображения может свести на нет любые правительственные предписания. На большинстве этикеток маргарина появилось еще и изображение хорошенькой девушки, разместившееся прямо над надписью. "Соль в том, писали тогда в American Lithographer, - что 99 из 100 покупателей принимали слово "маргарин" за имя красотки.

Хотя в XIX веке упаковка составляла только небольшую часть печатной продукции, она способствовала некоторым важнейшим усовершенствованиям полиграфической технологии. Так, одной из предпосылок изобретения и развития офсетной печати был поиск технологии, позволяющей печатать непосредственно на жестяных упаковочных коробках.

Благодаря упаковке совершенствовалась также фольга. Уже римляне умели раскатывать свинцовую полосу до тончайшей фольги. Точно неизвестно, применялся ли этот токсичный материал для упаковки, но опыт, полученный при работе со свинцом, был использован для обработки других материалов, например олова. Оловянная фольга (в действительности сплав, содержащий такие токсичные компоненты, как сурьма, свинец и медь) использовалась вплоть до 1930 года для упаковки сыра. В быту оловянную фольгу называли "серебряной" оберткой.

Усовершенствованная фольга применялась во Франции для заворачивания штучных конфет. Этот материал защищал конфету лучше, чем бумага, и, что самое главное, не пропускал запахов. А в 1850 году появилась обертка для шоколада "Cadbury", состоящая из внутреннего фольгового слоя и внешнего бумажного. Пищевая промышленность до сих пор широко использует многослойную упаковку, позволяющую, благодаря различным свойствам слоев, добиться максимальной защиты содержимого.

Наряду с индивидуальной упаковкой развивалась также и групповая, предназначенная для нескольких единиц товара. Так, на основе бумажного кулька был создан бумажный пакет. Изобретатель по имени Лютер Чайльдс Кроуэлл запатентовал в 1870 году технологию изготовления бумажных пакетов с плоским дном. Подобно древнему ханаанскому кувшину пакет с плоским дном стал универсальной формообразующей тарой.

И сейчас, 130 лет спустя, он по-прежнему удобен. В бумажных пакетах продают разнообразные сыпучие продукты: муку, сахар, крупы, еду для животных и многие другие товары. Его форма была использована при разработке других пакетов, отличающихся от своего бумажного предка материалом - сегодня пакеты изготавливают также из полимерной пленки.

В XIX веке для упаковки начали широко применяться складные картонные коробки. Картонная коробка гораздо прочнее и жестче, чем бумажный пакет, благодаря чему она обеспечивает лучшую сохранность хрупкого содержимого, например печенья, во время транспортировки и хранения. Кроме того, на коробке удобнее печатать надписи и она лучше смотрится на прилавке.

Технология производства складных коробок была изобретена, как это часто бывает, по счастливой случайности. В 1879 году в Бруклине Роберт Гейр, печатая надписи на пакетах для муки, зерна и бакалеи, размышлял об эффективности использования картонных коробок. Напомним, что до этого момента продавец был вынужден сам складывать коробку из картонной заготовки на глазах у покупателя непосредственно при продаже товара. Озарение пришло к Гейру, когда случилась заурядная поломка печатного станка: металлическая линейка начала делать ровные прорези в пакетах. Это навело Гейра на мысль, что хорошо было бы использовать отточенные штампы для разрезания картона, а тупые - для формирования ровного сгиба. Так были изобретены вырубка и биговка. А еще Гейру пришло на ум совместить печатный процесс с процессом изготовления коробок. Он приобрел подержанный печатный пресс, на котором по новой технологии можно было изготовить до 7500 коробок в час.

В то же время для изготовления складных картонных коробок стал использоваться гофрированный картон. В середине XIX века гофрированный картон применялся только в качестве прокладки в мужских шляпах-цилиндрах. Лишь в 1874 году гофрокартон приобрел привычный нам вид, а гейровское изобретение открыло перед этим материалом новый обширный рынок. Дальнейшее развитие технологии, способствовавшее улучшению качества картона, привело к тому, что коробки из него стали пригодными для высококачественной печати. В результате тара из гофрокартона стала одним из наиболее распространенных видов упаковки.

«Мир Этикетки» 10'2002