Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №11'2002
Мир этикетки №11'2002
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

Вас интересует где купить теплоизоляцию в Екатеринбурге .

 

Очерки по истории издательской марки: Герб Иоганна Гутенберга

Е.Л.Немировский

Геральдические торговые и издательско-полиграфические марки широко распространены. Поэтому закономерным представляется включение в серию очерков по истории издательской марки рассказа о гербе европейского изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга (около 1399-1468). Правда, ни одно из изданий Гутенберга, включая и знаменитую 42-строчную Библию, не подписано; выходных данных в них нет. Естественно, что отсутствует на их страницах и издательско-типографская марка. Но через пятьсот с лишним лет после смерти изобретателя книгопечатания, уже в ХХ столетии, его герб стал применяться в качестве своеобразной торговой марки. Ставилась она чаще всего на изданиях, посвященных жизни и деятельности Иоганна Гутенберга.

Итак, что мы знаем о гербе человека, имя которого вписано золотыми буквами в историю культуры?

17 ноября 1442 года Иоганн Гутенберг взял взаймы у монастыря святого Фомы в Страсбурге 80 фунтов динаров. Деньги он получил под залог пожизненной ренты, выплачиваемой ему магистратом Майнца. Документ, подтверждающий сделку и скрепленный личной печатью изобретателя, хранился в архиве Страсбурга, но, к великому сожалению, сгорел в 1870 году во время пожара, вызванного артиллерийским обстрелом города. Однако до наших дней дошли многочисленные репродукции печати, в основе которых лежит рисунок, выполненный в 1857 году с оригинала страсбургским архивариусом Л.Шнеегансом. Воспроизведен этот рисунок был Генрихом Лемперцом. Соответствующее свидетельство архивариуса, датированное октябрем 1857 года, опубликовал историк книгопечатания Антоний ван дер Линде.

В центре печати был гербовый щит с изображением босого сутулого человека, который опирается левой рукой на палку, а в поднятой правой руке держит чашу. По окружности печати, диаметр которой 24 мм, шла надпись: «S[igillum] Hans Gensfleisch d[i]c[t]i Gutenberg» («Печать Ганса Гензфляйша, именуемого Гутенберг»). Л.Шнееганс говорил о том, что часть надписи была нечитаемой. В связи с этим известный гутенберговед Алоиз Руппель высказал предположение, что он ошибочно прочитал имя изобретателя: Hans вместо Joan (=Joannes).

Алоиз Руппель считал эту печать единственным изображением герба, восходящим непосредственно к самому изобретателю. Однако историк Карл Антон Шааб, который документа 1442 года не знал, в свое время говорил и о другом скрепленном печатью документе. Датирован он был 6 апреля 1451 года и говорил о том, что Петер Меллингер и его жена, жившие в Хехтсгейме, взяли в долг у священника и алтариста церкви святого Игнация в Майнце 30 фунтов геллеров и что при этом присутствовали юнкер Хенне Гензфляйш и юнкер Клаус Швальбах, скрепившие документ своими печатями . Документ был найден Шаабом в архиве церкви святого Игнация в Майнце. Печать Хенне Гензфляйша была отделена от документа и передана в городскую библиотеку. Это был несколько овальный оттиск на воске с диаметром около одного дюйма (25 мм – Прим. ред.). На печати, находившейся на кусочке пергамена длиной до 5 дюймов, была и надпись: «S.Hen.Gensfleisch d. Ald.». На листке же пергамена была запись, сделанная рукой историка Франца Иозефа Бодмана: «Sig[illum] Junker Henne Gensefleise Scheffe zu Hechtshein 1451 inventoris typographiae» («Печать юнкера Хенне Гензфлейса шефа из Хехтсгейма 1451 изобретателя типографии». Сохранился и сделанный Бодманом рисунок этой печати с надписью «Verum sigillum Joannis Gensfleisch inventoris artis typographicae» («Это печать Иоганна Гензфляйша изобретателя типографского искусства»).

Еще одна печать была найдена Карлом Шаабом в собрании Ф.И.Бодмана, хранившемся в земельном архиве. Она была прикреплена к документу от 30 сентября 1451 года, связанным с тем же юнкером Хенне Гензфляйшем из Хехтсгейма.

Оба документа 1451 года, судя по всему, восходят к Ф.И.Бодману. В силу этого современные историки не связывают их с личностью изобретателя, да и вообще критически относятся к вопросу об их подлинности, так как названный историк прославился своими фальсификациями. Он подделывал документы об Иоганне Гутенберге, которые на первых порах многие исследователи принимали за подлинные.

На печати, которая была прикреплена к документу 1442 года и в подлинности которой никто не сомневался, изображен герб семьи Гензфляйш, из которой происходил Иоганн Гутенберг. Еще раз скажем, что на печати мы видим идущего справа налево горбатого человека с клюкой в левой руке и чашкой для сбора подаяний – в правой. По краю печати – надпись, которая была приведена выше. Аналогичные изображения можно встретить на печатях предков и родственников изобретателя. Едва ли не впервые использовал его прапрадед изобретателя Фрило Рафит цум Гензфляйш в 1330 году . На его печати была надпись: «S[igillum].FREIELO DICT[US] RAFIT CIWES DE MAGU[N]CIA».

Аналогичное изображение есть и на печати Петермана цум Гензфляйша, прадеда изобретателя, которая сопровождает документ от 14 февраля 1368 года.

Герб Гензфляйшей использовал на своей печати и отец изобретателя Фриле. Такая печать с надписью «FRIELE ZU GENSEFLEISCH» есть на документе, датированном 1407 годом.

Большую коллекцию печатей с изображением бродячего пилигрима собрал в свое время Ф.И.Бодман. Однако, зная об его пагубном пристрастии к фальсификации, к сведениям об этой коллекции нужно относиться с осторожностью.

Барон Густав Шенк цу Швайнсберг в приложении к своей статье о генеалогии майнцского рода Гензфляйш опубликовал репродукции пяти печатей, относящихся к периоду с 1352-го по 1468 год. Опубликовал он и раскрашенное изображение герба, извлеченное им из книги вассалов Фридриха I Пфальцского, относящейся к 1461 году. Книга эта в настоящее время хранится в Генеральном земельном архиве в Карлсруэ (шифр 67/1057).

Изображения герба рода Гензфляйш-Гутенберг и впоследствии можно встретить в старых гербовых книгах, например в той из них, которая была подготовлена в 1589 году. В 1750 году эта рукопись находилась в Страсбурге. Человек на изображенном здесь гербе шел слева направо и держал чашу в левой, а клюку – в правой руке.

Есть и другие многокрасочные изображения герба. Старейшие из них были в книгах Братства святого Христофора в Арлберге, датируемых концом XIV века. Пять пергаменных гербовых книг впоследствии были утрачены. Но в 1548 году многие рисунки из них скопировал тирольский художник Вигил Рабер. Копии эти сохранились. Среди них два герба рода Гензфляйш. Копия старой гербовой книги, сделанная в 1570 году, есть в Австрийском государственном архиве. Под рисунком здесь сделаны подписи о тех людях, которым принадлежали гербы. Под восьмью гербами рода Гензфляйш стоят подписи: «Hanns Gennsfleisch der Alt» («Ганс Гензфляйш-старший»), «Friele», «Ortte», «Peter», «Peter», «Frylus», «Johann», «Rodolf Gennsfleisch». Названный здесь Иоганн это, видимо, и есть изобретатель. «Фриле» – его отец, остальные же – дядья и другие родственники.

Рельефные изображения герба высекали на надгробных плитах. В Майнце в начале XIX века таких плит было три, положенных на могилы Фриле Гензфляйша фон Ладен, каноника монастыря святого Стефана, похороненного в Кафедральном соборе Германа фон Бодерама, чья мать происходила из рода Гензфляйш, и одного из Гензфляйшей боковой линии Зоргенлох. В окрестностях Майнца К.А.Шааб обнаружил герб на надгробной плите Катарины фон Зоргенлох, называемой Гензфляйш, первой жены Иоганна Адольфа цум Юнген Абен, которая была похоронена в 1435 году в церкви святой Катарины в Оппенгайме. Были и многие другие надгробные плиты с аналогичными изображениями, но они, по свидетельству К.А.Шааба, были уничтожены во времена Французской революции.

Гербом с изображением пилигрима пользовались как представители рода Гензфляйш, так и родственно связанного с ним рода Зоргенлох. Герб последнего рода, впрочем, имел некоторые отличия. Так, колпак пилигрима на нем был украшен тремя перьями . Эта особенность характерна для герба, изображенного на надгробной плите Якоба Зоргенлоха, называемого Гензфляйш, которая была обнаружена в 1823 году на кладбище в Эльтвилле. О находке этой рассказал Карл Антон Шааб.

На цветных изображениях поле гербового щита закрашено красным. Одежда на пилигриме желтая. Желтый же колпак плотно охватывает голову, оставляя открытым одно лишь лицо. Надо, однако, отметить, что некоторые исследователи в этом случае говорят не о желтом, а о золотом цвете.

Рисунок герба не раз давал повод для различных гипотез. Трактовали его по-разному. Книга XV века майнцского Доминиканского монастыря, в которой записывали усопших, в одном случае называет это изображение «peregrinus», то есть «пилигрим», а в другом – «Schotte», что в настоящее время буквально переводится как «шотландец» . В средние века так называли пришедшего издалека бродячего торговца. Иоганн Давид Келлер видел в изображенном на гербовом щите человеке монаха из нищенствующего ордена. Карл Антон Шааб в этом случае говорил уже о пилигриме. Некоторые исследователи видели на гербовом щите не горбатого пилигрима, а торговца, который несет на спине мешок с товаром, прикрытый плащом. Отсюда делался вывод о происхождении изобретателя книгопечатания из купеческого рода. Франц Фальк (Franz Falk) опубликовал в 1903 году небольшую заметку “Пилигрим” в гербе Гензфляйшей в Майнце в правильном толковании». По его мнению, называть пилигримом сгорбленного человека, изображенного на гербовом щите, неправомочно, ибо его облик и одежда не соответствуют сложившемуся в Средние века представлению о пилигриме. Речь следует вести о нищем. Об этом, в частности, говорит чаша для сбора подаяний, которую человек держит в правой руке.

Крупнейший гутенберговед ХХ века Алоиз Руппель фактически согласился с этим и утверждал: голые ноги, а также разорванные на коленях штаны человека свидетельствуют о том, что на рисунке изображен нищий. Почему богатый и влиятельный патрицианский род Гензфляйшей взял в качестве герба изображение нищего? Ответить на этот вопрос Руппель не смог.

В литературе приводились аналогии. Говорили, например, об изображении нищего на гербе рода Бетлер фон Хердерен. Но в этом случае все объясняется просто, ибо Bettler по-немецки и означает «нищий».

В недавнее время немецкий историк бумагоделательного производства Альберт Хеммерле (Albert Haemmerle) указал на то, что во времена позднего средневековья одежду желтого цвета носили евреи. Желтый, удлиненный, похожий на шутовской колпак, говорит он, также характерная принадлежность еврейской одежды. Хеммерле сделал вывод, что прапрадед Гуттенберга, Фриле Рафит цум Гензфляйш, на чьей печати впервые встречается изображение нищего, был еврейского происхождения. Указал он и на необычное для немца имя — Рафит (или Равит). По его мнению, Фриле Рафит покинул Испанию около 1300 года, когда оттуда изгнали евреев. Через Нидерланды Рафит приехал в Германию и здесь крестился. Восемь крестов, которые Хеммерле увидел на поле гербового щита, символизируют членов его семьи – его самого, его супругу и шесть детей от двух браков. Все они приняли крещение, утверждал Хеммерле, около 1300 года. Кресты на гербовом щите есть только на печати Фриле Рафита. На аналогичных печатях его потомков крестов нет.

Что же касается жен Фриле Рафита, то на их счет мнения высказывались различные. Алоиз Руппель утверждал, что Фриле был женат многократно. Другие исследователи, среди которых и Хеммерле, говорят о двух браках. Гайнц Ф.Фридерихс, специалист по генеалогическим разысканиям упоминает лишь об одной жене. О первой супруге Фриле Рафита мы ничего не знаем. Вторично он женился на вдове из Оппенгейма по имени Греда. Хеммерле утверждает, что обе жены Фриле «вне всякого сомнения были еврейского происхождения».

Какие-либо документальные подтверждения этого категоричного утверждения не приводятся.

Возражая Хеммерле, Гайнц Ф.Фридерихс говорил о том, что Фриле Рафит возглавлял патрициев Майнца, состоял членом магистрата. Это было бы невозможно, если бы у него текла еврейская кровь.

В пользу гипотезы Хеммерле, как нам кажется, говорит тот факт, что в майнцских архивах до сих пор не было найдено никаких документов о родителях Фриле Рафита. Между тем генеалогия трех других прапрадедов Иоганна Гутенберга – Педермана цум Юнген цум Эзельвек, Ортлиба цур Юнген Абен и Рудольфа цум Зильберберг прослежена чуть ли не до четвертого поколения. Фриле Рафит вне всякого сомнения был приезжим; именно поэтому в майнцской документации нет сведений о его предках.

Показательно также и то, что Фриле почти никогда не употреблял своего имени Рафит. В документах его обычно называют с фамильным прозвищем по названию приобретенного им дома – цум Гензфляйш.

Что же касается социального положения выкреста, то и тут есть некоторые сомнения. Так, в ноябре 1332 года в перечне 129 патрициев Майнца назван и Peter Jude, то есть Петр Еврей. Думается, что это фамильное прозвище однозначно говорит о происхождении человека. Упомянут Петр Еврей и в списке патрициев, покинувших Майнц в конце 1332 года вследствие конфликта с магистратом.

Гельмут Розенфельд, также возражавший против версии Хеммерле, попытался дать гербу Гензфляйшей религиозно-мистическое объяснение. По его мнению, на рисунке изображен ирландско-шотландский монах. Фигура же нищенствующего монаха символизирует человека, впереди у которого смерть. Немецкий художник шрифта Альберт Капр добавил к этому, что в роде Гензфляйш было немало монахов, задумывавшихся о бренности земного существования. В этой связи он назвал старшего сына Фриле Рафита, которого звали как и отца и который в 1333 году был каноником у святого Петра, а также дочь Фриле от второго брака, монахиню монастыря Дален Клару.

А вообще-то немецкие историки попросту отмахнулись от гипотезы Альберта Хеммерле. Альберт Капр, например, который называет эту гипотезу «полностью неожиданной интерпретацией» и, конечно же, отвергает ее, ограничивает свою аргументацию одной фразой: «При опровержении этой версии я не хочу входить в детали; оно основано на том, помимо многих других факторов, что перешедший в христианство еврей никогда не мог бы возглавить патрициев».

В дальнейшем герб Гензфляйшей с изображением бродячего пилигрима восприняла патрицианская семья Мольсберг. Произошло это в середине XV века, когда судья Иоганн Мольсберг, умерший в 1465 году, женился на двоюродной сестре изобретателя книгопечатания Грете, дочери Ортлиба цум Ладен, дяди Иоганна Гутенберга. После смерти Греты в 1451 году Иоганн женился вторично. Однако в память о первом браке остался герб с пилигримом, занявший два поля в фамильном гербе Мольсбергов. Еще в 20-х годах ХХ столетия в Майнце существовал дом Мольсбергов на Корбгассе, 6, на первом этаже которого был зал с изображением гербов на стенах. Среди них был и герб Гензфляйшей.

Скажем в заключение, что сюжет пилигрима с клюкой и котомкой за плечами был бродячим. Аналогичное изображение встречается в орнаментике «Путевой книги» Иоганна фон Ноймаркта, иллюминированной около 1364 года.

В ХХ столетии герб Иоганна Гутенберга стал торгово-издательской маркой Гутенберговского музея, открытого в Майнце в 1900 году, и Гутенберговского общества, основанного в 1901 году. Герб был зарегистрирован как официальный «сигнет» общества. Он украшает бланки, ставится на различных документах. В 1925 году, отмечая свое 25-летие и 525-летие со дня рождения Иоганна Гутенберга, общество выпустило в свет «Гутенберговское праздничное издание» («Gutenberg-Festschrift»). На переплете толстого тома коричнево-красной краской было вытиснено изображение герба изобретателя книгопечатания. А год спустя появился первый том «Гутенберговского ежегодника» («Gutenberg-Jahrbuch»), который с того времени выходил в свет регулярно. И вот уже 77 лет переплет ежегодника традиционно украшает изображение герба Гутенберга.

Обычай ставить это изображение на переплетах и обложках книг, посвященных жизни и деятельности изобретателя или судьбе его детища – книгопечатания, был заимствован и другими издательствами, причем не только в Германии. Так, например, украшен переплет выпущенной в 2000 году издательством «Наука» монографии автора этих строк «Изобретение Иоганна Гутенберга».

Мир Этикетки 11'2002