Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №11'2005
Мир этикетки №11'2005
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

 

Судьба дизайнера

Сергей Погорелый serpo@list.ru

Художник-дизайнер должен обладать природным чувством композиции, баланса, цвета. Разработка четкой визуальной интерпретации требует от него сильного желания добиться контакта с аудиторией, умения чувствовать драматическое, способности мыслить живописными образами и (вероятно, это самое главное) четкого понимания идей рекламодателя.
Стефан Бейкер, художник

Долгие годы в СССР из­за отсутствия реальной конкуренции руководители отечественных предприятий не придавали большого значения рекламным стратегиям, не стремились  к созданию красочных рекламных плакатов, не акцентировали внимания на профессионально оформленных упаковках и этикетках. Этикетка, как правило, была просто блеклым клочком бумаги или картона, на котором, кроме наименования товара, набранного «казенным» шрифтом, наносили все его ГОСТы или ОСТы, а также  наименования предприятия­изготовителя и чуть ли не всех вышестоящих организаций.

Ситуация кардинально изменилась вместе с изменением экономического строя и возникновением новых условий хозяйствования. «Золушка» стремительно стала превращаться в «принцессу». Пришло время, когда, наряду с необходимостью производить доброкачественный товар, назрела потребность в умении  продать его в кратчайшие сроки. А для этого как раз и нужно было создавать его положительный образ, весомой частью которого является этикетка.

Для печатника этикетка — это произведение полиграфического искусства. Для художника­дизайнера — это настоящая мини­картина. Справедливости ради следует отметить, что еще совсем недавно среди художников бытовало мнение, что рисовать этикетки — если и не работа для неудачников, то уж по крайней мере занятие, недостойное серьезного профессионала. И это несмотря на то, что над созданием этикеток работали такие мастера, как И.Билибин, М.Врубель, С.Чехонин, В.Кандинский, К.Юон, А.Дейнека, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали и многие другие.

Кроме эстетических, этикетка часто выполняет и пропагандистские функции, ведь ее тиражи значительно превышают тиражи любой другой печатной продукции. Сегодня этикетка является одной из наиболее эффективных средств рекламы, поэтому ее часто называют «немым продавцом».

 

 

Сегодня создаются и совершенствуются новые способы изготовления и нанесения этикеток на упаковку или на товары. То, что еще вчера казалось невозможным, сейчас успешно применяется в производстве. Для создания качественных этикеток используются специальные краски и различные способы печати, особые сорта этикеточной бумаги. Разработка этикеток выделяется в отдельную область графического дизайна. Художник­дизайнер, работающий над этикетками, обязан знать современное производство, особенности различных способов печати, разбираться в отделочных технологиях, цветоделении и во многих других технологических вопросах.

К сожалению, имена авторов этикеток, как правило, остаются «за кадром», потому что художники не оставляют ни своих фамилий, ни монограмм на этих миниатюрных произведениях прикладной графики. Авторство многих этикеток, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, сегодня установить практически невозможно. Буквально единичные работы из моря этикеток подписаны именитыми художниками: С.Чехониным, В.Конашевичем, И.Фоминой и др.

Об одном из наших современников, создавших не один этикеточный мини­шедевр, я и хотел рассказать. Зовут его Владимир Евгеньевич Криштапович (geminigroup@yandex. ru). Наша первая встреча произошла в Международной ассоциации «Союз дизайнеров», на одной из клубных встреч, или, как сейчас выражаются, тусовок, где нас представил друг другу коллега. Тогда впервые мне в руки попал толстый альбом с этикетками, который Володя обычно показывает потенциальным заказчикам. Уже несколько позднее, когда мы познакомились ближе, он рассказал о своем непростом пути в профессию. Ведь я увидел уже конечный результат, а всякое произведение искусства (в том числе и качественная этикетка) является продуктом деятельности творческого сознания художника, которое формируется под воздействием многообразных и взаимосвязанных факторов.

 

 

В детстве многие мальчишки собирают марки или монеты. В более зрелом возрасте начинают собирать пивную атрибутику и пивные этикетки. Не миновало это увлечение и Криштаповича. В то время Владимир еще жил в Минске — там то он и стал завсегдатаем клуба коллекционеров пивной атрибутики, объединившего людей, чьим увлечением было собирание предметов, имеющих отношение к упаковке и оформлению пивоваренной и винодельческой продукции. Переписка и обмен  коллекционными материалами с товарищами по интересам и виноделами из Италии и Франции помогали компенсировать информационный вакуум. Несколько позднее друзья привели его в минский печатный дом «Торпей», где он впервые ознакомился с этапами создания печатной продукции и там же первый раз сел за компьютер.

Полученные ранее знания, касающиеся истории этикеток, помогли  ему внести несколько полезных для дизайнеров, работавших в «Торпее», исправлений в уже готовые работы, а коллекционер получил от руководства предложение о сотрудничестве с печатным домом. Работая с полиграфистами, Владимир смог изучить технологическую сторону изготовления этикеток, узнать много нового, в том числе и о новых сортах бумаги. Помимо этого, он, конечно приобрел компьютерные навыки.

Проблемам, связанным с изготовлением этикеточной продукции, за рубежом посвящаются книги, издаются специализированные журналы и каталоги, ежегодно проводятся выставки и конкурсы, о чем начинающий дизайнер, видимо, знал или хотя бы предполагал, что это все должно существовать, поэтому стал искать возможность ознакомиться со всем этим поближе. В 2000 году через интернет Криштапович узнал о проведении в Москве, в Сокольниках, шестой выставки «Этикетка­2000», в рамках которой проводился конкурс «Этикетка — русский стиль». И наш герой, одолжив у друзей и знакомых денег, поехал на выставку, чтобы увидать все своими глазами, а главное — узнать, как можно принять участие в этом конкурсе. Привезенные Криштаповичем работы были оценены по достоинству, но принять участие в конкурсе Владимир не смог, поскольку конкурс был национальным. Для участия в нем нужно было либо менять гражданство и переезжать в Россию, либо ждать, когда объединятся Россия и Белоруссия. Первое в 2000 году для Владимира было неприемлемо по семейным обстоятельствам, а второе от него никак не зависело. В связи с этим в течение трех лет для того, чтобы расширять свой кругозор, заводить знакомства среди виноделов и быть в курсе последних тенденций в мире этикетки, которая, как и многие явления жизни, подвержена изменчивой моде, Криштапович посещал ежегодные выставки как зритель.

 

 

За это время у себя на родине он уже самостоятельно, на собственном оборудовании, создал ряд новых работ, важным элементом в которых является шрифт, с его гармоничным, грамотным применением в создаваемых работах. Как известно, шрифт является графически выраженным языком, воплощенной в знаках мыслью. Знаковой для дизайнера в то время можно считать серию из шести этикеток для Витебского ликеро­водочного завода. Две этикетки для водок «Консул» и «Триумф» используются до сего дня.

В один прекрасный момент какой­то знакомый, мнение которого для Криштаповича было небезразлично, сказал: «Володя, что ты делаешь? Ты ведь спаиваешь своих земляков! Даже низкопробные вина и откровенные суррогаты с твоими этикетками выглядят привлекательно!» Это заставило дизайнера задуматься, и с какого­то момента он перестал брать заказы на этикетки для водки и дешевых вин, благо к этому моменту появилась возможность выбора: предпочтение  он отдавал качественным молдавским, болгарским и венгерским винам. В успешной реализации замыслов дизайнера не последнюю роль играли знания по истории оформления пивной и винной этикетке, а также продолжавшееся долгое время взаимовыгодное сотрудничество с «Торпеем».

 

 

Поворотным в судьбе становится 2004 год — выставка «Этикетка­2004» получила статус международной и Криштапович стал ее полноправным участником. Его упорный многолетний труд был отмечен и оценен: два почетных диплома за две серии этикеток в номинации «Упаковка для напитков» стали для мастера достойной наградой. Сразу поступило несколько предложений поработать в Варшаве, Санкт Петербурге и в Москве, из которых он принял последнее. Сделать этот непростой выбор подсказала житейская мудрость и жизненный опыт. У себя на родине он не смог бы реализоваться как художник, так как количество созданных в портфолио работ значительно превышало возможности для их воплощения в небольшой и не очень богатой стране, а о фигурной высечке или об использовании дорогих, элитных сортов этикеточной бумаги не могло быть и речи.

В начале прошлого века, на Международной выставке в Париже, сразу несколько золотых медалей получил теперь уже всем известный тройной одеколон. Этикетка на его флаконе, выполненная в стиле модерн, не меняется уже почти сто лет, пережив три революции, три войны и смену двух общественных строев. Перед Новым годом принято, кроме поздравлений, высказывать еще и пожелания, в связи с чем хочется пожелать Владимиру удачной и плодотворной работы, а его «немым продавцам» — справить когда­нибудь вековой юбилей! Хотя бы некоторым…

В начало В начало

Мир Этикетки 11'2005