Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №6'2006
Мир этикетки №6'2006
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

 

Опознавательные знаки журнала «Магацин»

Е.Л.Немировский

В Германской Демократической Республике в свое время издавался журнал, который был очень популярен не только на родине, но и в других странах тогдашнего социалистического содружества. Назывался он «Das Magazin», что переводится как «иллюстрированный журнал», обычно ежемесячный. Секрет его популярности был в том, что на его страницах печатались превосходные снимки обнаженной натуры. Да и рассказы, которые он предлагал вниманию читателей, целомудренностью не отличались. Это был как бы облегченный вариант журнала «Плейбой» — того, который за пресловутый железный занавес проникнуть не мог. Для Советского Союза, где подобной периодики не было, такой журнал казался поистине откровением.

 

Вернер Клемке. С фотографии

Вернер Клемке. С фотографии

 

Была у журнала «Магацин» особенность, никак не связанная с его содержанием. На его красочной обложке, менявшейся от номера к номеру, если внимательно присмотреться, всегда можно было отыскать изображение... кошки. Известная в свое время журналистка Татьяна Тэсс, побывавшая в гостях у делавшего эти обложки художника, писала на страницах московских «Известий»: «Лукавый этот котенок, маленький, как черная клякса, ловко прячется в рисунке, и читатели разыскивают его с неизменной охотой». Котенок, впрочем, иногда вырастал и занимал чуть ли не всю площадь обложки.

 

 

 

Художника, рисовавшего эти обложки, звали Вернер Клемке (Werner Klemke). В свое время он был широко известен не только в ГДР, но и в других странах, включая и те, что тогда назывались у нас буржуазными.

Вернер Клемке родился 12 марта 1917 года в Берлине. Рисовал он с детства, и, возможно, именно детские впечатления повлияли на выбор существа, поселившегося на обложках журнала «Магацин». Клемке вспоминал, что в семье «был серый полосатый кот. Когда я рисовал, он заползал в шкаф и спал там на моих рисунках». Когда Вернер вырос, он хотел стать учителем рисования, но стал художником­мультипликатором. А затем началась война. К счастью для Клемке, вся его семья уцелела, а вернувшись домой, он нашел свое настоящее призвание — стал сотрудничать с только что основанным в Берлине издательством «Volk und Welt» (“Народ и мир”). Клемке говорил: «Сделать книгу — значит облегчить читателю чтение и понимание текста в соответствии с замыслом автора».

Постепенно пришло признание. В 1951 году Клемке начал преподавать в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства. В 1961­м он стал самым молодым в ГДР академиком, а год спустя получил Национальную премию. В СССР его избрали почетным членом Академии художеств, которая в 1974 году устроила его персональную выставку в Москве.

Надо сказать, что обложки для журнала «Магацин» занимали в творчестве Вернера Клемке очень скромное место. Ценили его прежде всего за книги, которые он оформлял комплексно — подбирал шрифты, рисовал иллюстрации, делал переплет или обложку. Был Клемке универсалом — с одинаковым мастерством работал во всех областях графической техники: резал гравюры на дереве, рисовал на литографском камне, делал рисунки пером и карандашом... В области репертуара у Вернера Клемке тоже особых пристрастий не было. На первом месте, конечно, стояли книги, но также охотно он делал театральные программы, рекламные плакаты, обложки для граммпластинок, рисовал издательские марки, не брезговал и спичечными этикетками или упаковкой. Что касается книг, то Вернер Клемке оформлял и иллюстрировал классическую художественную литературу: Мари Франсуа Вольтера, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Уильяма Теккерея, Гюстава Флобера... Внимание его привлекали и наши соотечественники — от Ивана Гончарова до Александра Фадеева. Любил Вернер Клемке и сказки. Истинным шедевром по сей день остается оформленная им книга братьев Гримм. Кроме того, среди его работ — «Святое семейство» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также сочинение «Авторитет и собственный пример учителя в их значении для коммунистического воспитания» К.А.Петрова.

 

 

Журнал «Магацин», выпускавшийся издательством «Das Neue Berlin» (“Новый Берлин”), выходил ежемесячно, но к разряду толстых не относился — его объем не превышал 80 страниц. Журнал печатался офсетной печатью, а фотографии воспроизводили на вклейках мелованной бумаги способом высокой печати. Журнал хорошо иллюстрировался, но Клемке к этому отношения не имел, поскольку иллюстрации делали другие художники, многие из которых были довольно хорошо известны в ГДР.

Когда встал вопрос об издательской марке журнала, Клемке предложил заменить ее опозновательным знаком, который все время менял свои формы, размеры и место на обложке. Так родилась знаменитая кошка. На обложке беглым рукописным почерком воспроизводилось название журнала, порядковый номер тетради и цена — 1 марка. Местоположение этих надписей на обложке от номера к номеру менялось.

Вернер Клемке начал делать обложки для журнала «Магацин» в 1959 году и на протяжении нескольких десятилетий ежемесячно приносил в редакцию новые рисунки. Иногда кошку на этих рисунках надо было искать, иногда симпатичное животное сразу же бросалось в глаза, например на обложке № 1 за 1963 год черный кот занимает всю полосу. Стрелки на его голове приближаются к нарисованному на лбу числу XII. В лапах у кота бутылка шампанского, а закрученный колечком хвост поддерживает рюмку. В мартов­ском номере за 1960 год кот тоже большой, а на нем восседает соблазнительная дива в купальнике.

Но на большинстве обложек кошка очень мала и обнаружить ее удается далеко не сразу. Изобретательность Вернера Клемке в трактовке темы, казалось, не знала границ. Вот он, например, рисует кентавра с двумя туловищами — мужским и женским. Головы их тянутся к поцелую. А у ног этого фантастического существа крутится двуглавый котенок.

На другом рисунке бабушки и дедушки, женщины и мужчины, девушки и юноши и даже младенцы срывают цветки на длинных ножках. На обложке уместились 23 крохотные фигурки, среди которых можно отыскать и котенка.

Некоторые обложки журнала «Магацин» представлены на иллюстрациях, которые демонстрируют нам удивительную и необычную сторону истории издательской марки.

Мир Этикетки 6'2006