Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №6'2006
Мир этикетки №6'2006
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Шелков восторг и вдохновенье…

Наталия Боголюбова, канд. филолог. наук Анна Фомичева, журналист, культуролог

Первые боевые знамена алого цвета

Шелковый путь соединил два мира

Главные центры шелкоткачества в Древнем мире

Сенека: «эти шелковые лохмотья вы называете платьем!»

Реформы Диоклетиана в ткацком деле

Kommerkiarkori и печати «Пурпурного ведомства»

«1000 и 1 ночь» — не сказка, а быль

 

В древних китайских хрониках, которые использовал при написании своих трудов сам Конфуций, говорится, что производство шелка и шелкокрашение были широко распространены в Китае уже 5 тыс. лет назад. Некоторые исследователи считают, что шелк появился еще раньше — 6-7 тыс. лет назад в горных районах Индии, возможно даже в Западных Гималаях. Но именно на севере Китая до сих пор обитает бабочка «теофила мандарина» — ближайшая родственница шелкопряда.

Согласно китайскому преданию, однажды во время чаепития в чашку императрицы Си Лингчи, жены императора Хоангти, упал с дерева кокон тутового шелкопряда. Женщина потянула кокон за торчащую нить, которая стала разматываться. Так впервые предстала глазам людей шелковая нить. Императрица Си Лингчи была приравнена к божествам. В ее честь во многих районах Китая с тех пор ежегодно устраиваются ритуальные празднества.

Уже в III тыс. до н.э. шелк начал быстрое распространение по всему Китаю. Подобно тому как во многих странах Древнего мира серебро и золото стали денежными средствами, в древнем Китае эту роль начинает играть шелк — в I тыс. до н.э. из него изготавливают деньги, ткани, им рассчитываются при торговых сделках. Известно, что китайские императоры в ту далекую пору чаще всего принимали дань от своих подданных и от завоеванных областей именно в виде шелковых тканей — алого цвета, затканных золотыми нитями. Производство шелка оказалось чрезвычайно выгодным делом, к тому же тутовый шелкопряд по работоспособности едва ли уступает прядильному станку — ведь длина нити в одном коконе достигает 600­2000 м.

Так что не чай, не фарфор и не бумага проложили Китаю путь на запад — первым посланцем Китая, покорившим сердца европейцев, оказался шелк.

Но вывоз грен (яиц шелкопряда) за пределы Китая рассматривался как государственное преступление, и за это полагалась смертная казнь. Несколько тысячелетий Китай богател на торговле шелком, сохраняя секрет его производства в строжайшей тайне.

Первыми начали появляться в Желтом море арабские торговые суда. Арабы скупали у китайцев шелк­сырец и везли его в Византию. Торговые связи Древнего Рима с Китаем, по словам Плиния, успешно развивались с 114 г.
до н.э. вплоть до 127 г. н.э.

Старые караванные пути постепенно превратились в знаменитый Великий шелковый путь. Купцы предусмотрели все необходимое: были установлены цистерны с питьевой водой, кое­где проложен водопровод и даже поставлены вооруженные посты на случай защиты от грабителей. Северный торговый путь проходил через современную транскавказскую магистраль. Торговые суда плавали по Каспийскому морю, Аму­Дарье, далее купцы преодолевали Памир и доходили с караванами до границ Индии и Китая. Южный шелковый путь, проходивший через Пальмиру, Кандагар, Восточный Туркестан в Китай, занимал семь месяцев. Правда, большинство караванов не заходили на территорию Китая, избегавшего тесных контактов с чужеземцами. На специально оборудованных пунктах купцы — финикийцы, греки, арабы, евреи — забирали товар у китайских посредников.

Вначале эта торговля процветала, но в IV в. арабы начали перекрывать все торговые пути, ведущие из Китая на запад. Когда же Великий шелковый путь стал приходить в упадок, то китайцы создали мощный торговый флот.

Первые боевые знамена алого цвета

Поллио, писатель, друг и меценат юного Вергилия, оставил описание одной битвы, в которой шелк сыграл роковую роль. Римский полководец Красс и его легионы в походе против персов оказались в пустыне месопотамии. Легионы зашли далеко, провиант и вода были на исходе. Солнце палило нещадно. Вдруг на вершине одной из дюн показались персидские лучники. Римлянам показалось, что силы персов немногочисленны, и Красс приказал начать атаку. Неожиданно в небо взметнулись яркие, полыхавшие на солнце персидские знамена алого цвета. Римлянам показалось, что силы врага удесятерились, легионеры были буквально ослеплены этим видением. Полководец дал команду к отступлению и признал себя побежденным. Так китайский шелк одержал первую победу над западным миром.

В начало В начало

Шелковый путь соединил два мира

Сами китайцы охотно отправлялись в дальние странствия, их джонки доходили до Цейлона и даже бороздили воды Персидского залива. Александр Македонский не удержался от соблазна  привезти из своих далеких походов бесценные полупрозрачные шелка. Согласно хроникам времен династии Хань (II в. до н.э. — VIII в. н.э.), в то время уже существовали торговые связи Китая с Эритреей (Абиссинией). К императору Нерону приезжала делегация купцов, состоявшая из китайцев и индусов.

Начиная со II в. до н.э. происходит сближение и растет взаимный интерес друг к другу двух цивилизаций — западной и восточной. И обусловлено это прежде всего всё большим распространением шелка. Но общение двух миров не сводилось исключительно к торговле. Так, по Великому шелковому пути в 166 г. н.э. в Китай прибыл посланник Римской империи, преодолевший путь в несколько тысяч километров. Он привез верительные грамоты от императора Марка Аврелия. Китайские хроники сохранили сведения о представителях западных стран, приезжавших по Великому шелковому пути в Китай с самыми разными миссиями. Именно по этому великому пути культура шелководства распространялась на запад.

С утверждением Римской империи на западе и Ханьской династии в Китае между ними устанавливаются крепнущие торговые отношения. Во II в. до н.э. территории Кавказа, части черноморского региона и Ирана были  населены народами, которых традиционно называют скифами (греческое название — индоскифы). Китайцам нужны были мирные отношения со скифами, но этому препятствовали восточно­тюркские племена, осаждавшие территории и китайцев, и скифов. В конце концов Китай изгоняет врагов из этих областей и устанавливает регулярное сообщение с другими народами. Так возникли первые караванные торговые пути, ведущие — через скифов —  в Рим.

В начало В начало

Главные центры шелкоткачества в Древнем мире

Хотя Китай упорно скрывал от всего мира тайну тутового шелко­пряда, но шила в мешке не утаишь. По преданию, император Юстиниан (482—565 гг. н.э.) специально посылал в Китай неких монахов с секретной миссией. Они, выдолбив отверстие в своих посохах, заложили туда грены — кладки яиц шелкопряда — и таким образом доставили в Византию этих желанных гостей. Вот так западный мир узнал один из главных секретов Поднебесной. По другой версии, жена правителя Хотана (на западе Китая) провезла грену через границу в своей высокой прическе.

Познакомились с шелком и ближайшие соседи китайцев. Уже в IV в. до н.э. шелководство проникло в Индию, в I­II в. до н.э. — в Восточный Туркестан, в III в. — в Корею, а с V­VI вв. шелка производят повсюду, в том числе на западе Средней Азии. При археологических раскопках на территории прежней Северной Бактрии периода II­III вв. н.э. были обнаружены фрагменты шелковых тканей.

В начало В начало

Сенека: «эти шелковые лохмотья вы называете платьем!»

В Риме шелковые ткани стали носить уже в 46 г. до н.э. Но отношение к этой ткани было неоднозначным. Находились моралисты, считавшие, что прозрачность этой ткани выставляет человека напоказ, лишает его значимости и даже человеческого достоинства. Вначале саму одежду из шелка не шили — он шел на подкладку и на отделку женских платьев. И вдруг император Калигула стал появляться в одежде из шелка. По сути, именно с Калигулы берет начало уважительное и даже почтительное отношение к шелку. А вот Сенека, философ и учитель Нерона, невзлюбил шелк с самого его появления: «В эти шелковые лохмотья — и вы их называете платьем! — теперь заворачиваются уважаемые, серьезные люди. Удивительно, они утратили всякое достоинство! Да можно ли это оправдать, когда огромные суммы выбрасываются на ветер! У какого­то неизвестного народа скупают нечто низкопробное!» А одному юноше, своему ученику, он гневно бросает в лицо: «Скажи мне, ты не краснеешь от стыда? Разве философия учит человека носить шелк?» Тацит пишет, что императору Августу принадлежит высказывание «шелк опустошает человека». Но опустошал он в первую очередь кошельки римлян, ибо вначале эта ткань была баснословно дорогой. И по цвету шелковой одежды всегда можно было распознать общественный статус ее владельца.

Алый цвет и все оттенки пурпурного считались исключительным цветом, присущим избранным. Позднее представители церковной и светской власти, будучи соперниками во всем, никогда не оспаривали друг у друга права носить одежду пурпурного цвета. С момента перенесения столицы в Византию представители церкви стали все чаще надевать дорогую одежду из шелка, не позволяя затмевать себя иерархам ислама.

Любовь к яркой красочной одежде пришла в Европу с Востока. Издавна греки и римляне носили белоснежную одежду — белый цвет считался воплощением достоинства, но потом на смену ему пришел алый цвет. Он царил в полном смысле и на папском, и на императорском троне вплоть до Средних веков. Постепенно цветовая гамма становится богаче. А с появлением множества профессиональных цехов утверждается такой обычай: каждый цех имеет право лишь на один собственный цвет — именно в этот цвет должны быть окрашены знамена и одежда цеховиков.

Великое переселение народов, смешение языков и культур способствовало росту спроса на шелк. Когда норманнские племена вторглись в южную часть Европы, они увидели, что красочную шелковую одежду там носили даже простолюдины. И, не колеблясь, король вестготов Аларих потребовал 4 тыс. шелковых платьев за то, чтобы снять осаду с Рима.

Еще пламеннее любили шелк на Востоке. В Персии в эпоху династии Сасанидов в III­VII вв. в шелка были одеты даже погонщики слонов, лодочники и крестьяне. Именно тогда были заложены основы промышленного шелкоткачества на Востоке. По сведениям Марко Поло, в Китае шелк был так распространен, что даже покрывала на кроватях почтовых станций, где каждый день ночевали новые путники, были сшиты из шелка.

В начало В начало

Реформы Диоклетиана в ткацком деле

Император Диоклетиан (годы правления 284—305), который проводил важные реформы, стабилизировавшие положение империи, осуществил и реформу налогообложения, затронувшую все стороны производства. В ткацком деле император установил фиксированные цены на все — станки, детали к ним, сырье, шелк и смесовые ткани (последние в Древнем мире будут долго называться полушелком). Именно в этот период начинают выпускать шелк с примесью шерсти, хлопка, льна. Открываются новые ткацкие мастерские, крупнейшая из которых находилась в нынешнем немецком Трире (в то время это был римский Труворум). Именно здесь выпускают ткань, из которой шьют одежду для армии. Сам ткацкий станок стоил 730 денариев, а полное облачение из чистой шерсти высокого качества для военного высокого ранга — 4 тыс. денариев. Плащ с капюшоном из белоснежного шелка с пурпурными полосами для торжественных церемоний оценивался в 135 тыс. денариев. Плащ из полушелка стоил 48 тыс. денариев. Цена за фунт белого шелка­сырца составляла 12 тыс. денариев.

А вот труд ткачей и вышивальщиц ценился очень низко. Ткачи получали за день работы всего 25 денариев. По 40 денариев — красильщики шелка. У них была разная специализация: красильщики шелка в светлый пурпур, мастера по яркому пурпуру, мастера по темному пурпуру.

Появилась и профессия оценщиков качества — это были государственные чиновники, наделенные особыми полномочиями. Они осуществляли надзор за всеми мастерскими — ткацкими, золотошвейными, красильными и за вышивальщицами серебром.

В начало В начало

Kommerkiarkori и печати «Пурпурного ведомства»

В IV в. впервые встречается название профессии людей, уполномоченных закупать шелк и сырец, ввозить его в страну и следить за ценами — comes commerciorum. После 552 г. для этих людей учреждается и сразу закрепляется звание kommerkiarkori. Скоро они уже получают право работать по найму на государство или частным образом — на самих себя. Эти лица, обладавшие особой квалификацией, были обязаны хорошо разбираться в таких вопросах, как плотность ткани, ее носкость, из какого сырья она соткана, какими красителями окрашена и пр. Они приобрели право пользоваться особой печатью качества, оттиском которой теперь снабжают каждый рулон ткани. Учреждается и печать «Пурпурного ведомства» — archontes tou blattion. Впоследствии ее изображение начинают включать в рисунок ткани — она просто выткана где­то по краю рулона. Этот принцип действует в отношении шелковых и иных тканей.

В начало В начало

«1000 и 1 ночь» — не сказка, а быль

Гарун аль­Рашид (763—809 гг. н.э.) — халиф, восседавший на троне Аббасидов, при котором халифат значительно окреп, а торговля и ремесла процветали, был без ума от шелка. Стены его покоев были затянуты шелком. Драгоценные камни нередко уступали по цене ярким дорогим шелкам, особенно пурпурным с золотыми нитями. А когда ко двору прибыл посланник из Константинополя, его приветствовали 10 тыс. солдат в шелковой униформе. Над празднично украшенной улицей было натянуто 12 тыс. ярких шелковых полотнищ, 500 из которых были из особенно дорогой ткани — золотой парчи. А один египетский халиф, правивший в XI в., имел 50 тыс. отрезов шелкового дамаста и бесчисленное количество ковров из Китая и Персии, один красивей другого. Ну чем не картинки из «1000 и 1 ночи»!

В ряде городов Римской империи — прежде всего в Восточном Средиземноморье — возникают ткацкие мастерские, производящие шелковые ткани, но в основном из шелка­сырца, так называемой метаксы. В V в. н.э. шелкоткацкие мастерские появились в Египте, Иране. Сасанидский шах Шапур привлекал для этого квалифицированных мастеров — ткачей из Месопотамии и Сирии. Но пока еще сырье везли морским путем из Индии, Цейлона, а сухопутным — из Средней Азии и Ирана.

В IV в. н.э. Константинополь становится монополистом в производстве и сбыте шелков по всему Средиземноморью. Так продолжалось вплоть до VII в. На Ближнем Востоке все большую роль в производстве шелка начинают играть Багдад, Дамаск и Моссул — родина тончайшего муслина, повсеместно популярной до сих пор ткани. Прочные позиции в этой области занимает и Средняя Азия с центром производства в Мерве.

Производить шелк на собственном сырье начнут в Европе только с X в. Так, в Испании на рубеже X­XI вв. насчитывалось около 3 тыс. деревень, жители которых занимались разведением шелковичного червя.

Самыми искусными мастерами по выделке шелка считались евреи; испанский раввин Беньямин сообщает о 2 тыс. искуснейших мастеров ткацкого дела.

В начало В начало

Мир Этикетки 6'2006