Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №1'2006
Мир этикетки №1'2006
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

 

Этикеточный рынок: современное состояние и тенденции

Дмитрий Гудилин

Чего хотят заказчики этикеток

Что нужно производителям этикеток

Что предлагают поставщики решений

 

Производство этикеток является одним из наиболее высокотехнологичных рынков, где находят применение последние новации в области химии, электроники и тяжелого машиностроения. На этом рынке взаимодействуют заказчики и изготовители этикеток, а также разработчики и поставщики решений для этикеточного производства. Попробуем разобраться в этих взаимодействиях и определить, как они влияют на современное состояние и будущее развитие этикеточного производства.

Чего хотят заказчики этикеток

Рынок потребительских товаров в развитых странах в последние годы претерпел существенные изменения, обусловленные как растущей конкуренцией во всех его сегментах, так и борьбой с фальсификациями. Поэтому вполне закономерно, что приоритеты маркетинговой политики крупнейших производителей потребительских товаров и владельцев брендов изменились: теперь в центре их внимания находятся не цена и не качество товара, а проблемы дифференциации и защиты бренда. Соответствующим образом меняются их требования к этикеточной продукции: этикетка не просто должна соответствовать по своему качеству рыночной нише товара — она становится важнейшим средством идентификации бренда и его защиты от подделок. Для заказчиков этикетка является  уже не только качественно изготовленным рекламно­информационным мини­плакатом — она превращается в важную часть того сервиса, который бренд предоставляет потребителю. Этот сервис предполагает чувство причастности потребителя к тем ценностям, с которыми у него ассоциируется бренд. В формировании данного ощущения этикетке отведена важная роль — в идеале она должна, однозначно ассоциируясь с брендом, персонально обращаться к конкретному потребителю.

Таким образом, производителям брендовых потребительских товаров нужны этикетки, которые способны выгодно выделять их товары из множества подобных, обеспечивать защиту продукции от подделки, а также предоставлять потребителям интересующую их информацию о товаре в удобном для них виде.

В начало В начало

Что нужно производителям этикеток

Производители этикеток могут повысить прибыльность своего бизнеса тремя способами: за счет расширения клиентской базы (насколько позволяют производственные мощности), за счет сокращения издержек и за счет увеличения добавленной стоимости.

Расширения клиентской базы — экстенсивный путь развития, ограниченный реальной производственной мощностью предприятия, хотя привлечение новых клиентов и сохранение старых является важнейшим направлением маркетинговой политики любой типографии. Привлечь новых клиентов теоретически можно либо ценами, либо эксклюзивными услугами, либо сочетанием привлекательных цен и разнообразных услуг. На практике возможности ценовой конкуренции на многих сегментах этикеточного рынка фактически исчерпаны — значительная часть предприятий и так работает на грани рентабельности, то есть они выживают, а не развиваются. К тому же в последнее время постоянно повышаются цены на расходные материалы для печати и запечатываемые материалы, что ставит типографии в еще более сложные условия.

Предоставление новых услуг за счет расширения технологических возможностей — именно по этому пути сегодня идут ведущие типографии в поисках клиентов. А клиенты, в свою очередь, идут к ним, ведь обычные услуги печати и простой отделки многих уже не устраивают, ибо для того, чтобы сделать бренд лидером, требуются этикетки иного уровня исполнения.

Над проблемой сокращения издержек ломают головы, наверное, большинство предпринимателей. Самый простой способ ее решения — замораживание или даже снижение заработной платы работников и жесткая экономия на потреблении канцелярских скрепок и корпоративного кофе. К счастью, многие предприятия поступают по­другому и ищут возможности минимизации издержек именно там, где их и следует искать, — в автоматизации производственных процессов и управления производством, а также во внедрении новых технологий и систем контроля качества. Подобные решения позволяют повысить ритмичность производства, сократить сроки изготовления продукции и стабилизировать ее качество.

Увеличение добавленной стоимости или маржи в условиях высококонкурентного рынка является непростой задачей. Решить ее можно, только предлагая такие услуги, которые не способно предоставить большинство конкурирующих предприятий. Если спрос на эти услуги достаточно велик, то предприятие получает возможность (в разумных пределах, конечно) диктовать цену заказчикам.

Итак, производители этикеток заинтересованы во внедрении новых технологических решений, которые помогут им снизить издержки производства и предоставить заказчикам новые, хорошо оплачиваемые услуги.

В начало В начало

Что предлагают поставщики решений

В соответствии с нуждами типографий все инновации, предлагаемые поставщиками решений для этикеточного производства, условно можно разделить на две группы: первые ориентированы на оптимизацию производственного процесса, вторые — на расширение как  технологических возможностей типографий, так и их возможностей по удовлетворению запросов заказчиков этикеток. К первой группе решений можно отнести: системы автоматизации управления предприятием; системы автоматизации технологических процессов; системы интеграции различных технологических процессов (например, JDF); новые решения, совершенствующие конкретные технологические процессы (например, CtP). Ко второй группе относятся решения, позволяющие сообщать этикеточной продукции новые потребительские свойства: инновационные технологии печати и отделки, новые запечатываемые и печатные материалы и т.п.

Допечатные системы

Допечатное производство для подавляющего большинства типографий стало источником затрат, поскольку конечным его продуктом является промежуточный носитель информации — печатная форма. Лишь немногие предприятия извлекают прибыль из допечатных процессов за счет изготовления фотоформ или печатных форм на сторону. Соответственно и все инновации в области допечатного производства направлены на снижение издержек — автоматизацию технологических процессов, их интеграцию с послепечатными и печатными процессами, ужесточение контроля качества, оптимизацию технологии.

Основными поставщиками программных решений для допечатной подготовки этикеток и упаковки являются компании Artwork Systems, Esko­Graphics и Kodak GCG (Creo). Об уровне спроса на эти решения говорит тот факт, что Esko­Graphics, еще пару лет назад поставлявшая широкий спектр оборудования, сегодня фактически свернула это производство (за исключением CtP для флексографии и высокой печати) и сосредоточилась на разработке и продвижении программных продуктов.

Технология CtP, которая завершает свое победное шествие по офсетным типографиям, на флексографских этикеточных предприятиях приживается пока с трудом. Причина состоит в том, что оба варианта реализации CtP для флексографии имеют существенные недостатки. Слабым местом прямого лазерного гравирования является относительно невысокое разрешение записи, не позволяющее в полной мере использовать возможности современных флексографских печатных машин. Технология же с применением маскированных фотополимеров, во­первых,  не упрощает процесс изготовления форм (он остается достаточно сложным и многостадийным), а во­вторых, фактически не автоматизирует его. Следует упомянуть и о довольно высокой стоимости оборудования. Правда, последние новинки могут в какой­то мере сгладить эти недостатки. Так, Esko­Graphics предлагает для своих устройств CtP встроенную систему экспонирования УФ­излучением, а Kodak GCG разработала универсальное устройство CtP для типографий, имеющих и офсетные, и флексографские машины.

В области формных материалов для флексографии наблюдаются две тенденции: совершенствование фотополимеров и расширение спектра пластин для технологии прямого лазерного гравирования, которая в последнее время начала активно внедряться в производство.

Печать и отделка

Печатные и отделочные процессы формируют окончательные потребительские качества любой печатной продукции, включая этикетку. Именно за счет инновационных решений в этой области типографии ищут возможности выделиться на фоне конкурентов и предложить заказчику что­то новое.

Основные тенденции в области печати и отделки:

•  внедрение в производство гибких производственных систем;

•  внедрение цифровых технологий печати и отделки;

•  расширение ассортимента печатных и запечатываемых материалов;

•  оптимизация технологических процессов за счет автоматизации;

•  интеграция технологических процессов в единый рабочий поток.

Наиболее совершенные модели этикеточных печатно­отделочных линий компаний Gallus (RCS 330), Mark Andy (XP5000), Nilpeter (MO­3300) и некоторых других с полным правом можно назвать гибкими производственными системами. Использование взаимозаменяемых модулей, реализующих различные технологии печати и отделки, позволяет в короткие сроки изменить конфигурацию машины в соответствии с особенностями выполняемого заказа. Подобные производственные системы открывают перед типографиями совершенно новые технологические возможности и обеспечивают оперативное изготовление самой сложной и разнообразной печатной продукции.

Цифровая печать, полную победу которой над традиционными способами печати некоторые эксперты предсказывали уже к 2010 году, развивается далеко не так быстро, как предполагалось. В области производства этикеток ее развитие сдерживает ограниченный ассортимент цветов тонеров, высокая стоимость отпечатков и отсутствие доступных по цене высокопроизводительных систем высечки. Технологические решения каждой из перечисленных проблем по отдельности существуют, однако комплексного решения пока еще не разработано. Существующие системы либо не способны печатать с высокой скоростью, либо невелик спектр запечатываемых материалов, либо отсутствует возможность печати металлизированными красками и/или кроющими белилами и т.п. Наиболее близко к созданию высокопроизводительной системы для качественной цветной печати этикеток подошла компания HP Indigo, поставляющая машину ws4050, хотя отделочный модуль с блоком лазерной высечки для этой машины пока слишком дорог. Тем не менее именно цифровая печать открывает перед производителями этикеток совершенно новые технологические возможности, включая персонализацию оттисков, нанесение защитной информации, а также изготовление радиометок. В настоящее время в этикеточном производстве уже накоплен весьма солидный опыт успешного использования электрофотографических, струйных и термотрансферных систем, поэтому в будущем их доля на рынке печатного оборудования будет увеличиваться.

Ассортимент запечатываемых материалов и печатных красок постоянно расширяется, открывая новые возможности для декорирования этикеточной продукции и ее защиты от подделки. Различные материалы позволяют сделать этикетки блестящими, светящимися в темноте или в УФ­излучении, придать им аромат… В области самоклеящихся этикеток популярность приобрели прозрачные материалы, позволяющие добиться эффекта отсутствия этикетки. Однако если использование прозрачных пленочных материалов будет продолжать расти сегодняшними темпами, то в недалеком будущем эксклюзивом станут уже бумажные этикетки.

Новые виды этикеток

Еще недавно новинкой считались самоклеящиеся этикетки, а сегодня их теснят новые разновидности этикеток, открывающие интересные перспективы в области декорирования товаров. Прежде всего следует упомянуть о термоусадочных этикетках, позволяющих защитить товар от вскрытия и рационально использовать его поверхность. Для этикетирования различных видов пластиковой тары все чаще применяются вплавляемые этикетки, однако их использование возможно только при определенных технологиях изготовления упаковки, а потому их рынок ограничен.

Технология радиочастотной идентификации позволяет оптимизировать логистику товаров, а также автоматизировать идентификацию их подлинности. А поскольку радиометки могут интегрироваться в этикетки различных видов, то полиграфистам следует обратить особое внимание на эту технологию, так как  в ближайшем будущем, вероятно, появится возможность хорошо заработать.

В начало В начало

Мир Этикетки 1'2006