Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №9'2006
Мир этикетки №9'2006
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Особенности производства этикетки и упаковки

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Что объединяет этикетку и упаковку

Особенности производства этикетки

Особенности производства упаковки

Офсетные технологии в производстве этикеток и упаковки

Оптимальный и рациональный выбор

Разнообразие и проблема выбора

 

Освободитесь от понятий и увидите истину
своими собственными глазами.
Слишком большая сосредоточенность
ограничивает жизнь.
Брюс Ли

Что объединяет этикетку и упаковку

Производство этикетки и упаковки с технологической точки зрения является весьма сложным процессом. Причем этикеточное и упаковочное производства по­своему сложны и имеют индивидуальные особенности. Объединяет их разнообразие форматов, объемов, геометрических форм и запечатываемых материалов. Следует также отметить, что изображение иногда приходится наносить на готовые предметы — бутылки, банки и т.п. — или на природные продукты, например на яйца.

 

 

Требования к этикетке и упаковке диктуются последующими производственными процессами,
заказчиком и рынком. Когда этикетирование и упаковка товара выполняется на автоматических линиях, могут предъявляться повышенные требования к точности размеров и правильности геометрической формы этикеток и упаковки. Очень высокие требования предъявляются к точности воспроизведения некоторых цветов: фирменных, памятных, а также цветов упакованных или этикетированных продуктов, если их изображения присутствуют на этикетке или на упаковке. Например, изображения шоколадных конфет должны иметь цвет шоколада, а срез колбасы должен быть не зеленым, не синим, а аппетитно красно­коричневым или розовым.

Качество этикеточной и упаковочной продукции зависит от таких факторов, как:

  • применяемые технологии;
  • качество оборудования;
  • качество запечатываемых материалов;
  • качество расходных материалов (краска, формные пластины и др.);
  • цеховые условия;
  • профессионализм исполнителей.

Немаловажен и уровень требований заказчика.

В начало В начало

Особенности производства этикетки

Назначение этикетки — привлечь покупателя и донести до него информацию о продукте. Современная этикетка — это и рекламный плакат, и информационный листок, и защита от подделки. Причем все эти функции выполняет многокрасочный печатный продукт малого формата. Конечно, существуют и однокрасочные только информационные этикетки, однако спрос на них в последние годы снижается. К этикеткам по формальным признакам можно причислить шильдики и бирки — технологически самые простые этикетки.

С точки зрения технолога­полиграфиста в современной этикетке комбинируются следующие решения:

  • многокрасочная печать высокого качества;
  • воспроизведение ярких и чистых цветов штриховых изображений, рамки, текста и плашек;
  • получение качественных полутоновых (растровых) изображений;
  • передача фирменных цветов, памятных цветов и цветов продукта (если его изображение присутствует на этикетке);
  • воспроизведение мелкого текста, а иногда и микротекста;
  • тиснение, припрессовка фольги и голограмм, фигурная высечка этикетки по контуру и микровысечка или рицовка для предотвращения ее переклеивания с оригинала на подделку.

Разнообразные технологии печати и послепечатной обработки сочетаются с использованием самых разных запечатываемых материалов — бумаги, картона (этикетка­бирка и этикетка­шильдик), самоклейки, пленки, фольги и т.п. Конечно, во многих случаях для печати этикеток создаются специальные материалы, например этикеточная бумага, самоклеящиеся материалы и термоусадочная пленка, применение которых несколько облегчает жизнь технологов, дизайнеров и печатников.

По разнообразию запечатываемых материалов, сложности изготовления и многовариантности технологий с этикеткой соперничает только упаковка.

В начало В начало

Особенности производства упаковки

Упаковка выполняет те же функции, что и этикетка, к тому же она призвана уберечь товар от порчи и внешних воздействий при хранении и транспортировке. Жесткая упаковка дополнительно стабилизирует геометрическую форму товара, делая его удобным для складирования, транспортировки и хранения.

Свойства упаковки во многом определяются используемым материалом. Полиграфисты вынуждены печатать на упаковочном материале и обрабатывать его после печати. Для этого зачастую необходимы специальные технологии и краски. Определенные трудности для технологов­полиграфистов представляют даже родственные бумаге материалы, например гофрокартон, который требует ограничения величины давления печати. И таких примеров немало, потому что упаковочных материалов множество и продолжают появляться новые. Да и требования к стойкости к внешним воздействиям упаковочных материалов, печатных красок и лаков становятся все более строгими. Ужесточаются и санитарные нормы, которым должна соответствовать упаковка пищевых продуктов.

Большое разнообразие упаковочных материалов, технологий и требований к упаковке усложняет ее производство. Для нормализации процесса печати и обеспечения высокого качества оттисков даже удлиняют технологию производства — печатают на высококачественных печатных материалах, а потом кашируют их.

В начало В начало

Офсетные технологии в производстве этикеток и упаковки

Несмотря на перечисленные сложности, на многих предприятиях этикетки и упаковку изготавливают качественно и в большом количестве и разнообразии. Что же необходимо для производства этикеток, контрэтикеток, кольереток и упаковок со сложной конфигурацией? В простейшем случае нужны печатная машина и высекальный автомат. Выбор технологии печати зависит от запечатываемого материала, тиража и других факторов. Для бумаги и картона в большинстве случаев оптимально подходит офсетная печать.

В настоящее время офсетная печать — самая распространенная и самая развитая технология печати, превосходно обеспеченная оборудованием, материалами, стандартами, учебной информацией и специалистами. Офсетная печать выгодна практически при любой тиражности продукции и обеспечивает изготовление этикеток и упаковок самого высокого качества. Офсетные машины позволяют печатать на бумаге, тонком картоне (до 1,2 мм), металлизированных материалах, тонких и жестких пластиках, а также на самоклеящихся материалах.

Для печати этикеток и бумажной (картонной) упаковки используют листовые офсетные машины, включающие от двух до шести красочных секций, без переворачивающего устройства. В некоторых случаях машины целесообразно комплектовать секцией лакирования или приставками для впечатывания, перфорирования, биговки и нумерации. Формат машины зависит от тиража продукции и финансовых возможностей типографии. Для изготовления малотиражной продукции применяют малоформатные машины, при средних и больших тиражах — полуформатные (B2) и полноформатные (B1) машины. Малоформатные и полуформатные машины могут иметь линейное или планетарное построение. Не следует использовать для печати этикеток и малоформатной упаковки машины с подачей листа по узкой стороне, поскольку для них, как правило, свойственны проблемы с совмещением красок на этикетках и упаковках, расположенных в хвосте листа.

Оптимальными по красочности следует считать пяти­ и шестикрасочные машины. При такой конфигурации четыре секции используются для триадной печати (CMYK), а пятая и шестая — для печати фирменного цвета, нанесения лака или металлизированной краски. При печати этикеток на металлизированных бумагах более технологично грунтовую (кроющую белую) краску наносить отдельным прогоном, а остальные краски печатать после сушки.

Эффективность использования листовых офсетных машин, как правило, тем выше, чем меньше отделочных операций требуется выполнить, поскольку тиснение, припрессовка фольги и голограмм, фигурная высечка и микровысечка, ламинирование и каширование в большинстве случаев производятся на операционном оборудовании и удлиняют технологический процесс.

Послепечатная обработка этикеток и упаковки выполняется с применением одноножевых резальных машин (для разрезки прямоугольных этикеток или заготовок перед пакетной высечкой), машин для тиснения и припрессовки фольги и голограмм, высекальных прессов, оборудования для ламинирования, каширования, нумерации, фальцевально­склеивающих линий и т.п. К необходимому оборудованию следует отнести и машины для упаковки готовых этикеток и заготовок коробок. Некоторые из этих машин имеют более низкую скорость работы по сравнению с печатными машинами, поэтому согласование производительности всех элементов комплекса оборудования имеет важное технологическое и экономическое значение.

В начало В начало

Оптимальный и рациональный выбор

Когда возможен выбор из множества вариантов технологий, материалов и оборудования, начинается поиск оптимального решения. Оптимизация — это, скорее, математическое понятие, связанное с нахождением экстремума (глобального максимума или минимума) выбранной функции (группы параметров). Однако есть вариант развития этого метода, когда параметры имеют ограничения. Он ближе к реальной жизни, ведь на производстве ни один параметр не существует в интервале «от минус бесконечности до плюс бесконечности через ноль». Например, при покупке оборудования и создании технологических линий мы ограничены объемами капиталовложений, размерами помещения, этажностью здания, временем на создание производства, желаниями и менталитетом покупателя, национальными и индивидуальными традициями, знаниями оборудования и рынка и т.п. В этом случае возможна не абсолютная оптимизация, а относительная, или рациональная. В реальной жизни наш выбор всегда рациональный и эмоциональный. Крайности — скорее исключение.

Рассмотрим, как это проявляется при выборе и покупке печатных машин. Не хватает денег на покупку дорогого элитного печатного оборудования — приобретаем более дешевую печатную машину, например чешского завода Adast. Нет площадей для размещения четырехкрасочной печатной машины полного формата — покупаем четырехкрасочную полуформатную машину или двухкрасочную машину полного формата. Условия ограничивают выбор, и мы принимаем рациональное решение в соответствии со своими возможностями, считаясь с действительностью.

Может быть и другой случай: мы хорошо знаем машину Dominant — в цехе работают несколько таких машин, формат соответствует нашим требованиям, а качество печати — требованиям заказчиков. У нас нет желания что­либо менять, и выбор чисто эмоциональный — выбираем
Dominant. Вариантов много и все они построены на индивидуальном сочетании рационализма и эмоций.

В начало В начало

Разнообразие и проблема выбора

Разнообразие этикеток и упаковок неимоверно велико. Дизайнеры стараются, заказчики требуют, а рынок подгоняет. Весь спектр полиграфических машин, технологий и материалов трудно изучить и удержать в памяти. Таковы законы многовариантности, которые диктует нам рынок печатной продукции. Однако одно останется постоянным и неизменным — разнообразие возможностей, многовариантность действительности и сложность выбора.

В начало В начало

Мир Этикетки 9'2006