Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №11'2006
Мир этикетки №11'2006
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Особенности применения смесевых красок

Дмитрий Гудилин

Цветовой эталон

Осторожно, цветовые атласы!

Цветовые координаты

Краски со специальными оптическими свойствами

Приемлемая цветовая погрешность

Технологические особенности изготовления тиража

Заключение

Смесевые краски используются в случаях, когда тот или иной цвет необходимо воспроизвести с высокой точностью либо когда он не входит в цветовой охват триадной печати. Дополнительными преимуществами применения смесевых красок по сравнению с триадной печатью являются снижение расхода краски, отсутствие растровой структуры на важных элементах макета и снижение вероятности неприводки. Наиболее часто смесевые краски используются в производстве этикеток, упаковки и представительской печатной продукции (визитных карточек, бланков, буклетов, готовых отчетов и т.п.), то есть в случаях, когда к точности воспроизведения отдельных (например, корпоративных и брендовых) цветов предъявляются исключительно высокие требования. Иногда смесевые краски позволяют упростить процесс изготовления периодических печатных изданий, а также книг. Например, они могут применяться для воспроизведения отдельных элементов оформления изданий (буквиц в книгах или логотипов газет), заменяя несколько триадных красок и позволяя использовать двухкрасочные машины вместо многокрасочных.

Правильное оформление заказа на смесевую краску — задача не столь тривиальная, как это может показаться на первый взгляд, по крайней мере если вы хотите получить приемлемый результат. Цвет отпечатка зависит от цвета краски, ее кроющей способности (прозрачности), толщины красочного слоя и оптических характеристик запечатываемого материала. Также следует учитывать физико-химическую стойкость краски, а при лакировании оттиска — оптические характеристики лака. Все эти факторы необходимо специфицировать при оформлении заказа смесевой краски.

 

Цветовой эталон

Цвет краски в идеале должен быть определен утвержденным у заказчика материальным образцом — выкраской, изготовленной на том же материале, на котором будет выполняться печать, и с использованием тех же красящих веществ, которые будут содержаться в заказываемой краске. Если выкраска изготовлена на другом материале, вместе с ней в колористическую лабораторию следует предоставить образцы будущего запечатываемого материала. В случае если перед нанесением краски запечатываемый материал будет покрываться праймером или белилами, то и образцы должны иметь такое покрытие.

Важность использования при изготовлении выкраски и печатной краски одинаковых красящих веществ обусловлена эффектом метамеризма — совпадением цветов образца и оттиска при одном типе освещения и различием этих цветов — при другом. Метамеризм вызывается тем, что разные красящие вещества имеют различные спектральные кривые отражения. Для выявления метамеризма применяют специальные просмотровые установки, эмулирующие стандартизованные источники излучения с разными спектральными характеристиками.

Утверждение цветовых эталонов у заказчика рекомендуется выполнять на просмотровом столе со стандартным источником света (коррелированная цветовая температура 5000°K (D50) или 6500°K (D65)).

 

В начало В начало

Осторожно, цветовые атласы!

На практике в качестве цветового эталона во многих, если не в большинстве, случаев используют цветовые атласы, или цветовые каталоги, наиболее известным производителем которых является компания Pantone. Идея, положенная в основу применения цветовых атласов, казалось бы, проста и логична: все участники технологического процесса приобретают одинаковые атласы и используют для спецификации цвета ссылки на представленные в них цветовые образцы, каждому из которых соответствует определенная формула смешения цветовых компонентов. К сожалению, на практике эта схема не гарантирует ни хороших, ни даже удовлетворительных результатов, поскольку атласы не только не идентичны друг другу, но зачастую имеют видимые даже на глаз цветовые различия. Причин тому несколько:

  • погрешности печатного процесса;
  • выцветание красок, а также истирание и загрязнение атласов в процессе использования;
  • несоответствие материала атласа реальному запечатываемому материалу.

Производственные подразделения компаний — изготовителей цветовых атласов, как правило, ориентируются на общепринятые стандарты, регламентирующие контроль печатного процесса. Как результат — оттиски даже в одном тираже могут иметь хоть и незаметные для глаза, но близкие к критической величине цветовые отклонения.

В процессе использования атласы выцветают, истираются и загрязняются, а бумага желтеет. По этой причине Pantone рекомендует ежегодно заменять атласы. К сожалению, во-первых, эту рекомендацию выполняют лишь немногие предприятия, во-вторых, она ориентирована на некоего среднестатистического пользователя, а частота применения атласов в разных типографиях и даже в разных подразделениях одного предприятия различна, соответственно различны и степени выцветания красок. И наконец, не следует пренебрегать тем фактом, что цветовые атласы могут довольно длительное время, иногда превышающее срок годности, храниться на складе компаний-продавцов.

К погрешностям печатного процесса и износу атласов добавляется различие параметров бумаг, на которых изготовлены атласы, с оптическими характеристиками запечатываемых материалов, применяемых при изготовлении заказа. Например, цветовые атласы Pantone печатаются на трех видах бумаг неназванного производителя: мелованной глянцевой, мелованной матовой и немелованной. Очевидно, что вероятность использования при изготовлении заказа тех же марок бумаги, что применялись в атласах Pantone, очень мала, а другие бумаги будут иметь иные значения белизны, глянцевости и непрозрачности.

В некоторых случаях перечисленные погрешности обусловливают суммарное цветовое различие между атласами до 6-10 dE. Другими словами, заказчик в атласе увидит один цвет, а на деле после смешения цветовых компонентов по заданной формуле получится совершенно другой, причем претензии будут предъявлены исполнителю заказа, а не компании — изготовителю цветовых атласов, поскольку последняя юридически ничего не гарантирует.

Следует отметить, что, несмотря на вышеперечисленные недостатки, цветовые атласы являются весьма удобным инструментом предварительной оценки цвета на стадии разработки макета печатной продукции и предварительного утверждения этого макета. Однако в качестве цветового эталона они использоваться не должны. В исключительных случаях, когда изготовление выкраски невозможно или затруднительно, можно предоставить в качестве цветового эталона именно тот экземпляр цветового атласа, который применялся при подборе цветов и их утверждении у заказчика. В этом случае рецепты красок должны составляться по результатам спектрофотометрических измерений соответствующих полей атласа, а не по приведенным в нем формулам.

 

В начало В начало

Цветовые координаты

Для спецификации цвета могут указываться цветовые координаты, например, в пространстве Lab (очевидно, что информации о цветоделении в CMYK в данном случае недостаточно). При этом следует указать тип источника освещения и геометрию измерения. К сожалению, описание цвета посредством цветовых координат не исключает метамеризма, поэтому оптимальной формой цифрового представления данных о краске является спектральная кривая отражения, для фиксации которой спектрофотометр должен комплектоваться специальным программным обеспечением.

При спектрофотометрическом измерении цвета следует принять во внимание, что оценки одного и того же образца краски приборами от разных производителей могут расходиться на 3-4 dE.

В начало В начало

Краски со специальными оптическими свойствами

Корректно определить колориметрические характеристики красок со специальными оптическими свойствами — металлизированных, флуоресцентных, интерферентных (перламутровых) — либо сложно, либо вообще невозможно. Для измерения цвета металлизированных красок рекомендуется применять спектрофотометры со сферической геометрией, которые, однако, в полиграфии пока фактически не используются. Цвет флуоресцентных красок может оцениваться с применением спектрофотометров с геометрией 45/0 или 0/45, причем источник излучения прибора должен работать в основном режиме, а не в режиме эмуляции. Цвет же интерферентных красок инструментальному контролю не поддается.

На практике при заказе красок со специальными оптическими свойствами приходится ориентироваться на образцы, представленные поставщиками красок, и на образцы, приведенные в цветовых атласах.

В начало В начало

Приемлемая цветовая погрешность

При заказе краски следует указать величину приемлемой (контрактной) цветовой погрешности, то есть максимальной погрешности, которая устроит заказчика. Как правило, ее значение составляет 2-3 dE. Помимо величины цветовой погрешности следует оговорить параметры измерения (источник освещения, применяемые фильтры и геометрию измерения), а также формулу ее расчета. В настоящее время применяется как классическая формула определения dE, так и доработанные формулы, учитывающие особенности восприятия цвета человеком (dE CIE2000 и др.), причем результаты расчета по разным формулам могут различаться на 2-3 единицы. В идеальном случае заказчик краски предоставляет колористической лаборатории образцы с максимально приемлемыми цветовыми отклонениями по разным координатам (например, по светлоте, чистоте и насыщенности).

В начало В начало

Технологические особенности изготовления тиража

Технологические особенности изготовления тиража также необходимо тщательно специфицировать. Колористической лаборатории требуется следующая информация:

  • способ печати;
  • тип печатного оборудования (листовые или рулонные машины);
  • тип сушки;
  • тип запечатываемого материала;
  • сюжет печатаемого изображения (текст, плашки или растр);
  • требования к физико-химической стойкости оттисков;
  • особенности послепечатной обработки оттисков (лакирования, тиснения фольгой, ламинирования и т.п.).

В случае послепечатной отделки продукции краска должна быть совместима с соответствующими расходными материалами (лаком, фольгой для тиснения или клеем для ламинирования). Кроме того, необходимо учитывать искажения колориметрических характеристик оттиска. Требования к стойкости продукции определяются ее эксплуатационными функциями, используемым запечатываемым материалом (например, краски для печати на матовых бумагах должны иметь повышенную стойкость к истиранию), а также способами послепечатной обработки.

В начало В начало

Заключение

Процесс согласования заказа и контроля его качества можно разделить на следующие стадии:

  • оценка цветов на стадии дизайна с помощью цветовых атласов;
  • утверждение макета и списка смесевых красок у заказчика;
  • заказ выкрасок на тиражном материале;
  • утверждение выкрасок у заказчика;
  • заказ краски;
  • запуск тиража и подпись эталонного листа;
  • печать тиража с контролем оттисков на соответствие утвержденным заказчиком или стандартным значениям допусков.

На всех технологических стадиях рекомендуется обезопасить себя от претензий заказчика документальным фиксированием его требований и наличием подписанных эталонных экземпляров выкрасок, цветопроб и оттисков. Для оценки цвета рекомендуется использовать спектрофотометрический контроль и специализированное просмотровое оборудование. Следует помнить, что рациональная организация производства, оснащение его инструментальными средствами контроля качества и применение качественных материалов намного дешевле перепечаток тиражей.

В начало В начало

Мир Этикетки 11'2006