Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №11'2006
Мир этикетки №11'2006
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Согласование цвета между заказчиком и исполнителем

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Системы смешения красок как производственная необходимость

Что нужно знать при согласовании цвета

Тоновый и цветовой контраст

Допечатная подготовка

Выводы

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Уильям Блейк

 

Системы смешения красок как производственная необходимость

Широкое применение компьютерных способов подготовки к печати иллюстраций и текста изданий поставило перед художниками и дизайнерами новую проблему — несоответствие цветов, воспроизводимых на мониторе и получающихся на печатном оттиске. Специальные системы сквозного контроля цвета, калибровки дисплеев и пр. пока не позволяют решить ее в полной мере. Поэтому на практике чаще всего используется проверенный временем способ — ссылка на образец требуемого цвета из печатного каталога цветов. В качестве такого каталога применяются шкалы цветового охвата триадных красок (CMYK-красок) или справочники систем смешения печатных красок, таких как HKS, Pantone или «Радуга».

Каталоги образцов цвета представляют многообразие цветов, получающихся при смешении в различных пропорциях основных цветовых компонентов каждой системы. Цветовой охват систем определяется цветами их основных компонентов. Системы смешения красок разрабатываются для решения конкретных задач по идентификации цвета в различных отраслях промышленности. К ним можно отнести и цветные одномерные шкалы, используемые в химии, и каталоги цветов лакокрасочных покрытий, и полиграфические системы смешения печатных красок.

Количество образцов цвета находится в прямой зависимости от практического назначения системы. Например, системы классификации цвета, используемые в качестве метрологической базы в цветовых измерениях, содержат от 680 («Руководство по цветовой гармонии» Оствальда) до 1450 образцов («Атлас цветов Манселла»). Популярный веер Pantone Process для триадной офсетной печати включает 3 тыс. образцов цвета, а справочник по краскам The Color Bible норвежской фирмы I-D-GRAPHICS International — 194 480 (шаг относительной площади растровых элементов для каждой краски — 5%).

Каталоги различаются по запечатываемому материалу, печатным краскам, количеству образцов цвета, виду издания (шкала, плакат, брошюра или книга-альбом). Образцы цвета, как правило, сгруппированы по трем основным показателям восприятия цвета: цветовому тону, насыщенности и светлоте цвета.

Отраслевые системы смешения красок предназначены для нормализации и контроля воспроизведения цветной печатной продукции. Благодаря тому что к каждому образцу каталога прилагается рецептура смешения красящих веществ, системы смешения красок позволяют воспроизводить заданные цвета.

В начало В начало

Что нужно знать при согласовании цвета

Каталоги образцов цвета и системы смешения красок предоставляют полиграфистам, художникам, дизайнерам и заказчикам печатной продукции универсальное средство согласования и оценки цветов печатной продукции. Примерно 90% цветов изготавливаемых на заказ красок можно найти в руководстве по составлению рецептур смесевых красок.

При подборе цвета следует обратить особое внимание на следующие обстоятельства:

  • все цвета в любой системе получаются в результате смешения одного или нескольких основных цветов с черным или белым;
  • чистые цвета основных красок и простые смеси двух смежных основных цветов показывают максимальную насыщенность цветового тона, доступную для данного цвета;
  • разные оттенки цветов получают путем добавления белил или черной краски к основному или среднему цвету (разбеливание или зачернение насыщенности цветового тона). Для получения серых тонов с определенным цветовым оттенком иногда практикуется добавление одновременно белил и черной краски.

Каталоги образцов цвета, как правило, напечатаны очень точно, с минимальными технологическими погрешностями и при оптимальной толщине красочного слоя. С такой же тщательностью производится смешивание составных красок.

В большинстве случаев каталоги образцов цвета позволяют выполнять точный подбор цветов. Однако иногда краска, выбранная по справочнику, при печати может не дать точно такого же оттенка цвета, как на образце. Причины тому могут быть самые разные, и мы рассмотрим их подробнее.

Бумага

Каталоги образцов цвета выпускаются на разных бумагах — с покрытием и без покрытия. Отпечатки одними и теми же красками на разных бумагах существенно различаются. Краска на мелованной бумаге всегда выглядит более ярко, насыщенно и сочно. Подбор краски, которой будут печатать на бумаге без покрытия, по образцу краски, напечатанной на бумаге с покрытием, может дать неприемлемый результат. Конечно, красный цвет не превратится в синий, но оттенок его изменится.

Если бумага образцов и бумага тиража — одинаковые по типу, но производители у них разные, то цвет оттисков также может различаться. Дело в том, что верхние слои тиражной бумаги часто содержат фирменные добавки изготовителя, которые меняют оттенок оттиска. Влияние на оттенок оказывает и фактура верхнего слоя запечатываемого материала, и его оптические свойства. Следует учитывать и анизотропность бумаги — разные свойства лица и оборота по ширине и длине листа. Также существенное влияние на оттенок цвета может оказать химическое или оптическое отбеливание бумаги.

Кроме того, к значительному изменению оттенка оттиска может привести цвет бумаги. Краски для офсетной печати часто бывают практически прозрачными, так что через слой краски будет виден цвет бумаги. Этот эффект для разбеленных оттенков можно уменьшить, добавляя в краску непрозрачный белый пигмент.

Технология печати

Условия печати образца цвета в тираже точно воспроизвести невозможно. Например, к значительному изменению цвета может привести изменение толщины красочного слоя. Большая толщина слоя краски приводит к воспроизведению более темного оттенка цвета на оттиске. Если регулировка подачи краски не дает требуемого результата, эту проблему можно решить, добавляя прозрачный белый пигмент для ослабления интенсивности поглощения света красочным слоем.

Последовательность наложения красок при печати тоже существенно влияет на оттенок цвета, так как краски разных цветов характеризуются различной прозрачностью*. Отличаются друг от друга результаты при печати «по сухому» и «по сырому», а также с разной скоростью печати; кроме того, на цвет влияет использование сушки и противоотмарочного порошка.

При лакировании печатной продукции оттенок цвета в значительной степени зависит от толщины лакового слоя, его оптических свойств (глянцевости, цвета, прозрачности и пр.) и от его природы (водно-дисперсный, масляный или УФ-отверждаемый).

При плохой смывке красочного аппарата цвет может быть искажен в результате смешения новой краски и остатков старой.

Источник света

Иногда два цвета совпадают под одним источником света и различаются под другим — это явление называется метамеризмом.

Человеческий фактор

Человеческий фактор тоже имеет большое значение: кто-то не заметит и большую разницу в оттенке, а кто-то увидит различие и там, где его нет.

В начало В начало

Тоновый и цветовой контраст

Научно установлено, что глаз более критичен к ошибкам воспроизведения тонов (нарушениям цветового контраста или контраста серых тонов), чем к ошибкам в воспроизведении оттенков цвета. Другими словами, мозг может корректировать цвет, основываясь на общепринятых понятиях, памятных цветах и практическом опыте, но не может создать контраст между отдельными цветовыми оттенками, если его нет на изображении. Часто говорят, что тени изображения на оттиске «завалены», а лицо у человека «плоское», — это свидетельствует об отсутствии деталей изображения вследствие малого тонового контраста.

Чем более насыщенны тон и цвет фона, тем выше должен быть контраст, чтобы различить детали на таком фоне. То, что глаз менее критичен к ошибкам воспроизведения цвета, чем тонового контраста, наглядно подтверждается существованием высококачественных черно-белых или однокрасочных репродукций с цветных оригиналов, у которых цветные детали воспроизводятся на оттиске нейтрально-серыми тонами (или тонами одной краски) только за счет контраста тона (светлоты).

Следует учитывать, что восприятие цветового тона зависит от цветового окружения. Если цвет образца является апертурным — на него не влияют фон и соседние цвета, то на оттиске глаз воспринимает этот цвет в совокупности с другими цветами, что может стать причиной неправильной оценки тона.

 

В начало В начало

Допечатная подготовка

Современные аппаратные и программные средства поэлементного сканирования и поэле­ментной обработки изображения позволяют выполнять сжатие цветового охвата изображения оригинала с учетом важных технологических факторов. При преобразовании изображения в процессе его подготовки к печати учитываются физико-технологические особенности бумаги и краски, способ печати (высокий, плоский, глубокий, трафаретный), технология печати («по сухому» или «по сырому», листовая или рулонная, с сушкой или без сушки), а также особенности визуального восприятия изображения в целом. Системы поэлементной обработки характеризуются исключительной гибкостью, позволяя преобразовывать изображение даже таким образом, чтобы в некоторых областях оно было негативным, то есть его градационная кривая может иметь впадины и выпуклости.

В начало В начало

Выводы

Не пытайтесь объяснить другому человеку оттенок цвета словами или описать цвет цифрами.

Единственный надежный способ добиться точного воспроизведения цветных элементов — выбрать образец требуемого цвета, напечатанный заранее, и при подготовке издания к печати ссылаться на него.


*Не следует оценивать цвет печатной краски по ее виду в банке. Прозрачная краска в банке выглядит более темной, и ее настоящий цвет можно определить только путем получения контрольного оттиска на машине или вручную.

В начало В начало

Мир Этикетки 11'2006