Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №11'2006
Мир этикетки №11'2006
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

Порилекс НПЭ отзывы .

 

Владельческие знаки на гравюрах и литографиях

Е.Л.Немировский

«Владельческие знаки на гравюрах и литографиях» — так называется книга, недавно выпущенная петербургским издательством «Дмитрий Буланин»1. Составлена она О.В.Власовой и Е.А.Балашовой по материалам отдела гравюры Государственного Русского музея. Владельческие знаки на листовых печатных материалах сродни экслибрисам, которые наклеивают на книги. И те и другие обозначают принадлежность материала тому или иному учреждению либо человеку. В этом смысле могут быть проведены параллели между владельческими знаками и издательскими марками, свидетельствующими о том, что книга выпущена конкретным издательством.

Владельческие знаки многое могут рассказать о составе собраний станковой графики, поведать об истории этих собраний, о пристрастиях и вкусах их владельцев. Вместе с тем они сами являются произведениями графики и именно в этом плане заслуживают нашего внимания. Труд О.В.Власовой и Е.А.Балашовой — не первое подобное пособие, но выпускались такие работы преимущественно за границей и русского материала не содержали. Известен, например, указатель владельческих знаков на гравюрах и литографиях, собранных в отделе графики Британского музея. Он был составлен Фэганом Луисом и выпущен в свет еще в 1883 году2. Указатель содержит краткие описания 671 владельческого знака. Труд О.В.Власовой и Е.А.Балашовой скромнее: в нем описано 164 знака. Учтены знаки преимущественно отечественных собирателей, но есть и опознавательные марки иностранных коллекционеров.

 

 

В указателе, о котором идет речь, помещены уменьшенные репродукции владельческих знаков. Размеры их оригиналов, к сожалению, не приведены. Составители сообщают подробные сведения о коллекционерах, которым принадлежали знаки, и это, пожалуй, наиболее ценная и интересная сторона их труда, которому можно дать однозначно положительную оценку.

Коллекция листовой графики Русского музея, носившего в свое время имя императора Александра III, начала формироваться вскоре после его открытия в 1898 году. Первые эстампы поступили сюда из Императорского Эрмитажа и Академии художеств. В дальнейшем собрание регулярно пополнялось, как правило, путем приобретения частных коллекций. В связи с этим нужно вспомнить, например, о коллекции Евгения Николаевича Тевяшова (1846—1914), приобретенной музеем в 1916 году.

 

Д.И.Митрохин. Эскизы владельческих знаков Русского музея

Д.И.Митрохин. Эскизы владельческих знаков Русского музея

 

Техника изготовления владельческих знаков может быть различной. В простейшем случае это печати, которые О.В.Власова и Е.А.Балашова не вполне правильно называют штампами, ибо штампы представляют собой рельефные бескрасочные оттиски, с помощью печатей же наносят красочные оттиски. Больший интерес для нас, естественно, представляют этикетки (или ярлыки), наклеиваемые на листы и выполненные полиграфическими способами. Такие знаки могут быть как шрифтовыми (их подавляющее большинство), так и изобразительными.

Владельческие знаки для собраний листовой графики иногда, хотя и не часто, создавали известные художники. Среди них, например, Дмитрий Исидорович Митрохин (1883—1873), который, как известно, рисовал и издательские марки. Одно время он заведовал отделом графики Русского музея и в 1918 году выполнил для него пять вариантов владельческих знаков. В их основе монограмма «РМ», помещенная в овале или в круге. Над монограммой изображен двуглавый орел — герб Российской империи.

 

Владельческий знак А.С.Власова

Владельческий знак А.С.Власова

 

Другой известный художник книги — Иван Федорович Рерберг (1892—1957) — исполнил владельческий знак для Петра Евгеньевича Корнилова (1896—1981), который возглавлял отдел графики Русского музея в 1932-1954 годах. У Корнилова было несколько знаков, которые он оттискивал или клеил на листах своего большого личного собрания. Коллекция эта находится частично в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в музеях Астрахани и Вологды.

 

Владельческий знак П.К.Сухтелена

Владельческий знак П.К.Сухтелена

 

Прост, но изящен шрифтовой владельческий знак военного инженера и коллекционера графа Петра Корнилиевича Сухтелена (1751—1836), выполненный по рисунку архитектора Жана Тома де Томона (1760—1813), построившего в Санкт-Петербурге здание Биржи и знаменитые Ростральные колонны.

 

Владельческий знак П.П.Бекетова

Владельческий знак П.П.Бекетова

 

Геральдический характер имеет выполненный в литографской технике ярлык действительного статского советника Александра Сергеевича Власова (1777—1825). Под гербом помещено латинское изречение «Non ignobile otium» (“Не только на досуге”).

На знаке, принадлежавшем историку и издателю Платону Петровичу Бекетову (1761—1836), изображен крылатый сфинкс.

Можно констатировать, что владельческие знаки на листовой графике представляют собой несомненно интересную, но пока еще плохо изученную область декоративно-прикладного искусства.


1 Власова О.В., Балашова Е.Л. Владельческие знаки на гравюрах и литографиях. На материалах отдела гравюры Государственного Русского музея. СПб., 2003. 150с.

2 Fagan L. Collectors’ marks. Department of prints and drawings British Museum. London, 1883.

Мир Этикетки 11'2006