Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №10'2007
Мир этикетки №10'2007
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

.

 

Феномен цвета

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Креативность цвета

Цвет, пространство и движение

А может, все иначе

Цвет в повседневной жизни человека

Дети — кровная связь с Природой

Язык цвета и дети

Самовыражение через цвет

 

Мир беспорядочно усеян упорядоченными формами. Таковы кристаллы, цветы и листья, разнообразные узоры из полос и пятен на мехах, крыльях и чешуе животных, следы ветра на песке и воде и т.д. Порою эти эффекты зависят от характера перспективы, от неустойчивости сочетаний. Удаленность создает их или их искажает. Время их обнаруживает или скрадывает.
Поль Валери

Креативность цвета

Цвет творит мир вещей, событий и явлений, создавая формы и ограничивая пространство. Вприроде нет бесконечного цвета, а в изобразительном искусстве все наоборот — имеется бесконечный цвет, созданный посредством красок, карандашей, мела, туши итп. Художник локализует цвет в пределах пятна на участке холста, создавая иллюзию пространства при сочетании нескольких цветных пятен. Через конечный цвет человек воспринимает мир; создавая бесконечный цвет и используя его в качестве средства или материала, человек создает через искусство иллюзию и выражает свое видение мира. Вискусстве форма ограничивает цвет, создавая иллюзию.

Человек живет полноценной жизнью благодаря цвету и творит искусственный мир, раскрашивая его формы, процессы и события. Если нет цвета, то нет и пространства.

Даже такое свойство зрения, как адаптация к уровню освещения, меняет цвет и иллюзию пространства. Когда мы входим в темную комнату, пространство как бы уходит в бесконечность, свертываясь вокруг нас. По мере адаптации пространство становится конечным, так как мы видим отдельные разноцветные предметы и их взаимное расположение. При выходе из темноты в ярко освещенное место до адаптации пространство снова исчезает, сворачивается и превращается в яркое слепящее плотное окружение. В обоих случаях человек в первое мгновение столбенеет и не двигается.

В начало В начало

Цвет, пространство и движение

В кино из отдельных импульсов света (цвета) создаются статические срезы пространства, а мы воспринимаем иллюзию движения и пространства как реальность. Этим пользовались на заре кинематографии, снимая надвигающийся поезд, — люди в кинозале пугались, кричали и вскакивали с мест, боясь, что поезд их задавит.

Цвет, созданный источником светового излучения, отраженный от поверхности или прошедший сквозь среды, лишь в редких случаях может быть точно определен человеком. Как правило, человек видит цвет (свет), но не может определить его происхождение. Человек не может сказать, что цвет, воспринимаемый им, создан одним или несколькими источниками. Только при определенных условиях он может разделить источники или утверждать, что цвет обусловлен освещением только одного источника.

Феномен цвета содержит в себе много тайн. Очевидно одно: цвет человеку жизненно необходим, как солнце и воздух.

В начало В начало

А может, все иначе

Думается, что нет такой человеческой деятельности, которая не была бы связана с цветом. Ипонятие «цвет» не выделенная категория, а атрибут (неотъемлемая составляющая) жизни человека. Конечно, есть исключения, например слепые от рождения. Они никогда не видели мир цвета и света. Им невозможно объяснить, что кроме вещественной формы (на ощупь) предметов, есть еще формы этих предметов, создаваемые цветом и светом.

Время и движение — это не только процесс или событие, но и восприятие цвета и света, восприятие иллюзии пространства и времени. Юнцзы говорил: «Не ищи истину, не избегай заблуждений». Удивляет, что цвет не стал предметом изучения для философов от науки, думающих понятиями и категориями. Однако цвет стал атрибутом для философов от жизни, думающих образами, для людей искусства — поэтов, художников и писателей, творящих искусственную природу формы и пространства, а также для дизайнеров, работающих с реальными материалами, предметами, вещами, формами и преобразующими реальные пространства в виртуальные. Хотя имеются исключения и среди ученых, например Ломоносов, Гёте, Вавилов, Гейзенберг.

В начало В начало

Цвет в повседневной жизни человека

 

Когда человек не имеет отношения
к видению, вещи выглядят в основном одними и теми же в то время, когда он смотрит на мир. С другой стороны, когда он научится видеть, ничто не будет выглядеть тем же самым все то время, что он видит эту вещь, хотя она остается той же самой.

Карлос Кастанеда

 

Проблема цвета была и остается для человека актуальной как в индивидуальном плане, так и в коммуникативной плоскости. Ипоскольку основной способ коммуникации — речь, то проблема определения цвета не только по предмету или по эталону, но и по названию является особо актуальной и значимой.

Люди не носят и никогда не будут носить с собой атлас эталонов цвета, и, разговаривая, не будут уточнять цвет, показывая эталон, как это принято в промышленности и науке. Люди при общении только называют цвет, и каждый понимает его по-своему.

Иногда в языке названия цвета и предмета — носителя этого цвета — совпадают, а иногда разделены. Например, в русском языке разделены понятия оранжевого и апельсинового цветов, хотя апельсин является типичным носителем оранжевого цвета. Интересно, что ранее, до ПетраI, который впервые привез в Россию апельсины из Голландии, оранжевый цвет в русском языке определяли как рудный.

Связь названия цвета и его природного носителя может приводить к забавным казусам. Есть известный анекдот на эту тему: в лондонском магазине японский турист попросил рубашку сиреневого цвета. Продавщицы показали ему все рубашки с оттенками сиреневого цвета, которые были в наличии, но получили отрицательный ответ. Когда же они заявили, что больше рубашек сиреневого цвета в магазине нет, японский турист показал на белую рубашку на витрине со словами: «А разве сирень не бывает белой?»

Если в русском языке сиреневый цвет предметный, как розовый или лимонный, то в японском языке понятия «сиреневый цвет» и «сирень» взаимно не обусловлены и существуют раздельно и независимо. Язык, связывая цвет и предмет, делает цвет узнаваемым и понятным, облегчая, таким образом, повседневную коммуникацию между людьми, разговаривающими на одном языке.

В полиграфии предметные цвета определяют как памятные. Они используются в качестве нематериальных (виртуальных) эталонов при оценке цвета на оттисках и полиграфических оригиналах. Для большей ясности назовем несколько таких предметных цветов: малиновый, горчичный, бирюзовый, сиреневый, салатный, молочный, изумрудный, цвет кожи человека. В полиграфии к памятным цветам относят также серый и черный, которые могут присутствовать в разных предметах, в их тенях или в самых затененных участках изображения на оригинале либо на оттиске. Для черного (серого) цвета человек сравнительно легко определяет, содержит ли он какой-либо цветной оттенок. Для белого цвета это не так очевидно, если нет эталона для сравнения.

Если название цвета в языке общения не связано с предметом, то трудно объяснить другому человеку, что ты подразумеваешь под этим цветом, так как нет предмета, который мог бы служить виртуальным эталоном. Русскоязычные люди знают, как выглядят ягоды спелой малины, поэтому хорошо представляют себе малиновый цвет. В русском языке есть даже такие названия цветов, как «зеленое яблоко», «красный» и «черный перец», «черный» и «зеленый чай». Однако трудно понять, как выглядит цвет под названием «сумерки на Гавайских островах». Это скорее поэзия, а не определение цвета.

Английский ученый Исаак Ньютон, который провел ряд опытов по изучению солнечного света, причин возникновения цветов и их классификации, оказал очень большое влияние на схему определения названий оттенков цвета. Ньютон считал, что существует семь основных цветов, смешением которых можно получить все имеющиеся в природе цвета.

Деление спектра на семь цветов в известной степени условно. По этому поводу голландский ученый Оствальд отмечает, что холодная морская и темная лиственная зелень различны по зрительному восприятию примерно так же, как красный и фиолетовый цвета. Но по Ньютону весь зеленый спектр представлен только одним цветом.

Сейчас мы знаем, что для получения спектра достаточно трех базовых цветов. Тем не менее и сегодня широко распространено мнение о семи основных цветах спектра, которые мы со школьной скамьи помним наизусть в той последовательности, в какой они расположены в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Другие цвета мы называем либо сложными словами, производными от этих семи, например сине-зеленый, либо используем для этого не собственно названия цветов, а названия предметов, например кирпичный, бирюзовый, изумрудный и др.

В начало В начало

Дети — кровная связь с Природой

Наверное, цвет — самая яркая сторона детства. И каждый (все мы были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженное.

Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых,— оно особенное, непонятное взрослым, но очень точное, хотя для его описания детям не хватает слов. Все взрослые, кого бы я ни спрашивал, помнят веселый детский стишок С. Михалкова, в котором есть такие строки о цвете:

 

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презеленый красный шар!

 

Взрослый сказал бы: чистый, яркий, насыщенный зеленый, ребенок говорит — презеленый. Точнее не скажешь. И в цвете одного шара ребенок видит базовые цвета спектра: синий (Blue), зеленый (Green) и красный (Red)— RGB. Ребенок рассказывает о цвете, используя современную математическую модель описания цвета — RGB. Думаю, что ни у кого из читателей не возникнет сомнения в том, что ни ребенок, ни поэт ничего не знает об этой модели, но они чувствуют ее, так как оба поэты.

Маленьких детей неодолимо тянет к ярким цветам, хотя вначале они оперируют с очень ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют. До десяти лет многие дети называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый. После десяти лет они начинают предпочитать синий.

Цветовые предпочтения у детей напрямую связаны не только с возрастом, но и с половой принадлежностью. Большинство маленьких девочек предпочитает розовый цвет, светло-голубой и фиолетовый. Мальчики больше любят темные тона. К сожалению, нет ответа на вопрос о том, является ли подобное пристрастие врожденным, приобретенным или культурно обусловленным.

Взрослые, конечно, бессознательно приучают мальчиков и девочек любить те или иные цвета, выбирая для них одежду и игрушки. Точного ответа дать невозможно, но, скорее всего, можно принять гипотезу, что тяга к разным цветам у мальчиков и девочек является врожденной. Не следует забывать, что 6% среди мальчиков (мужчин) и только 0,5% среди девочек (женщин) являются дальтониками. Различие более чем в 10 раз свидетельствует об определенной зависимости восприятия цвета от пола. В данном случае можно уверенно говорить о том, что девочки и мальчики воспринимают цвет по-разному и что отношение к цвету у них различное. Напрашивающаяся аналогия в природе — оперение птиц: мужские и женские особи часто имеют совершенно разную окраску.

О различном отношении к цвету мальчиков и девочек мы, взрослые, забывать не должны, потому что мы не только взрослые, но еще и папы и мамы, бабушки и дедушки, дизайнеры и рекламисты. Мы общаемся, воспитываем, производим товары для детей, определяем, а иногда и навязываем детям многое, что связано с цветом. Уних свои симпатии и антипатии. Иесли мы не безразличны к маленькому человеку, то должны считаться с его мнением и не навязывать ему свои предпочтения. Здесь важна любая мелочь, с точки зрения взрослого, — цвет погремушек, игрушек, одежды, обоев в детской. У ребенка должны быть яркие цветные книжки и книжки-раскраски. Ребенок не только воспринимает цвет, но и творит цветом, он художник, да еще какой!

Мы, взрослые, должны правильно пользоваться языком цвета и общаться с детьми на их уровне восприятия цвета. Детский уровень восприятия цвета и детский язык цвета выше, чем у взрослых. Цвет должен стать нашим союзником в воспитании детей, а не источником проблем.

Детей неудержимо тянет к тем цветам, которые им нравятся. Производители детских товаров знают о цветовых предпочтениях детей и используют цвет, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей и продать им свой товар (то есть продать их родителям, которые не в состоянии устоять перед просьбами любимого чада).

О цветовых предпочтениях детей ни в коем случае не должны забывать дизайнеры и рекламисты, особенно молодые. Если вам хочется использовать модный темный цвет, то вспомните, что дети предпочитают все яркое и цветное, они меньше подвержены влиянию моды, у них свое понимание цвета, и оно различается в зависимости от возраста. Маленькому человечку розовое или желтое мороженное кажется слаще и вкуснее белого.

Мы, взрослые, должны сделать все, чтобы у ребенка был выбор. И это в первую очередь зависит от дизайнеров, производителей и продавцов детских товаров, которые, впрочем, тоже являются мамами, папами, бабушками и дедушками, а значит, людьми, близкими детям.

В начало В начало

Язык цвета и дети

Дети учатся распознавать разные цвета задолго до того, как узнают их названия. Они указывают на яркие предметы, еще не умея сказать «красный», «желтый» или «зеленый». Названия цветов дети усваивают в возрасте от двух до пяти лет. Замечено, что девочки запоминают названия цветов раньше мальчиков. Разумеется, все дети развиваются по-разному, поскольку взросление связано с состоянием нервной системы и с условиями, в которых живет и воспитывается ребенок.

Если вы хотите помочь детям научиться распознавать цвета и использовать языковые формы для общения, необходимо, чтобы дети учились этому на предметах— носителях соответствующего цвета. Вот типичные ассоциации, доступные среднему ребенку: желтый — бананы, лимоны, солнце; красный — яблоки, помидоры; синий — сливы, небо; зеленый — горошек, трава, листья; серый— мышонок, слон, сухой асфальт; коричневый — медведь, шоколад, кора деревьев.

Исследования подтвердили, что когда ребенку показывают картинку, на которой изображен известный предмет нетипичного цвета, например синее яблоко, и спрашивают, что это такое, то ему требуется больше времени, чтобы узнать изображенный предмет. Синее яблоко может показаться ребенку смешным. Это свидетельствует о том, что у него формируется система оценки «правильное-неправильное», выражающейся через юмор.

Игрушки тоже помогают детям усваивать названия основных цветов. Однако книги и игрушки не должны служить основным пособием для детей при изучении цвета. Цвет всегда связан с формой предмета, события или явления, поэтому базой для изучения цвета и формы должен стать мир природы. Ни одна, даже самая распрекрасная книжка не может заменить реальность и дать полное представление о цвете и форме реальной вещи. Мир вокруг предоставляет прекрасные возможности и массу полезной информации для учебы. Чтобы ребенок запомнил названия цветов, можно использовать все что угодно. Какого цвета его любимый сок? Какой цвет у молока, травы, малины, бабочки, вороны, осеннего листа, радуги? Цвет помогает ребенку усваивать новую информацию и творить. Даже когда дети становятся старше, все равно можно использовать цвет для обучения.

В начало В начало

Самовыражение через цвет

Дети, которым взрослые позволяют самостоятельно рисовать, не навязывая им свои представления, выбирать вещи для своей комнаты, одежду, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению. Помните, что выбранный ребенком цвет может оказаться совсем не тем, какой бы вам хотелось увидеть, но это его выбор, и мы, взрослые, должны относиться к нему с уважением.

Цвет — это очень полезное средство для выражения эмоций, особенно тех, которые ребенку трудно выразить словами. Многие исследования подтверждают наличие взаимосвязи между цветом и настроением и то, что дети связывают светлые и яркие насыщенные цвета с позитивными эмоциями, а темные и тусклые— с негативными.

Какое настроение у ребенка? Он счастлив, возбужден, печален, напуган или сердит? Психотерапевты учат детей различать чувства, называть их, обсуждать свои чувства, используя цвет. Эта техника называется «Раскрась свою жизнь». Ее предложил психолог Кевин О’Коннор. Наилучшие результаты она дает у детей старше шести лет, которые знают названия цветов и понимают собственные чувства.

Психолог дает ребенку лист белой бумаги и набор из восьми-девяти мелков основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, серый и черный. Ребенка просят выбрать определенный цвет для называемого чувства. Особенно часто получаются такие сочетания: красный — гнев, оранжевый— радость, серый — одиночество. Затем ребенку дают чистый лист и просят нарисовать собственные чувства. Например, если он иногда счастлив, а иногда печален, то может использовать разные цвета, связанные с определенными настроениями. Очень интересно наблюдать за тем, какие цвета выбирает ребенок, в каких количествах он их использует и в каком порядке они следуют.

Понятия «практичный», «классический», «модный» или «популярный» для детей не существуют. Больше всего они хотят получить то, что кажется их родителям совершенно неприемлемым. Синяя губная помада и зеленый шар? Класс!

Страсть подростков ко всему новому и необычному — важная движущая сила рынка. И это особенно важно для компаний, производящих товары для подростков, прежде всего девочек. Эти компании должны постоянно предлагать различные цветовые решения, включая самые неожиданные и непривычные.

Разумеется, то, что нравится производителям товаров для детей и подростков, не всегда устраивает родителей этих самых детей и подростков. Но ведь дети взрослеют. Большинство из них забывают о своем цветовом радикализме и становятся прагматичными во взрослой жизни.

Вернуться в детство невозможно. Социум и цивилизация оторвали нас от Природы. Осталось только одна возможность сохранить связь с нею — через детей.

 

Литература по теме:

Иттен И. Искусство цвета. М.: Д.Аронов, 2000.

Купер М., Мэтьюз А. Как понимать язык цвета. М.: ЭКСМО, 2004.

Маслоу А. Мотивация и личность. С- Пб.: Питер, 2003.

Стефанов С., Тиханов В. Цвет ready-made, или Теория и практика цвета. М.: Репроцентр М, 2006.

Шалаев С. Поклонение цвету// КомпьюАрт. 1999. № 8.

В начало В начало

Мир Этикетки 10'2007