Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №12'2007
Мир этикетки №12'2007
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

 

Структура как атрибут печатной формы

Стефан Стефанов

Печатная форма как структура

Структурная модель классификации печатных форм

Древовидный фрактал как модель классификации печатных форм

Продукты человеческого труда как детская забава природы

Печатная форма как структура

Структура печатной формы определяется взаимным расположением печатных и пробельных элементов в поверхностном слое формного материала [5]. Нарушение структуры формы приводит к разрушению самой формы. Даже исчезновение несколько печатных или пробельных элементов делает печатную форму непригодной для печати оттисков. Следовательно, структура определяет и суть и содержание печатной формы.

Если рассматривать печатную форму как структуру, то можно выделить несколько подструктур, которые индивидуализируют форму:

  • взаимное расположение печатных и пробельных элементов — в одной плоскости или в разных плоскостях [5];
  • расположение печатных элементов создает на форме прямое или зеркальное изображение (текст, иллюстрации, оформительские, контрольные и вспомогательные элементы);
  • динамика структуры формы при печати тиража. Структура может оставаться постоянной или перестраиваться после печати каждого оттиска;
  • печатная форма в целом как одна из геометрических структур — плоскость или цилиндр;
  • процесс изготовления печатных форм — литье, гравирование, травление и т.п.;
  • структура печатных элементов в плоскости печати — регулярные, нерегулярные, природные;
  • структура формного материала — монолит, однослойная с подложкой и т.п.

После выявления и формулировки семи подструктур можно приступать к классификации совокупностей печатных форм.

В начало В начало

Структурная модель классификации печатных форм

Особенность данной классификации такова, что каждый из элементов определенного уровня классификации включает как целое всю структуру последующих уровней классификации. Таким образом, вся структура классификации создана из подобных себе структур в разных масштабах. Для наглядности можно рассмотреть структуру дерева: ствол содержит все ветки разных поколений, большие ветки состоят из маленьких, а ветки последнего поколения содержат почки будущих веток. Самоподобие структуры состоит в том, что каждая отдельная ветка имеет форму дерева, но в другом масштабе и развитости. К особенностям этих структур мы вернемся позже.

Печатные формы могут классифицироваться по следующим признакам:

  • по взаимному расположению печатных и пробельных элементов [5]:

- форма способа высокой печати — печатные элементы лежат в одной плоскости и выше пробельных элементов, создавая рельеф,

- форма способа плоской печати — печатные и пробельные элементы лежат в одной или почти в одной плоскости,

- форма способа глубокой печати — пробельные элементы лежат в одной плоскости, а печатные элементы углублены на одинаковую или разную величину,

- форма способа трафаретной печати — печатные и пробельные элементы лежат в одной плоскости, создавая поверхность с локальными просветами;

  • расположение печатных элементов образует на печатной форме прямое или зеркальное изображение:

- прямое изображение на печатной форме,

- зеркальное изображение на печатной форме;

  • динамика структуры печатной формы в процессе печати тиража:

- постоянная (аналоговая) печатная форма,

- переменная (реверсивная) печатная форма;

  • печатная форма в целом как одна из геометрических структур:

- плоскость (гибкая или жесткая пластина, плита),

- цилиндр (формный цилиндр глубокой печати) или часть цилиндрической поверхности (круглые стереотипы);

  • структура печатных элементов в плоскости печати:

- регулярная растровая структура,

- нерегулярная искусственно созданная растровая структура,

- нерегулярная природная структура формного материала (литографский камень);

  • процесс создания структуры печатной формы:

- литье или интегральное экспонирование,

- гравирование или сканирование (механический процесс),

- травление (химический процесс),

- электризация, магнетизм, ионизация (физический процесс),

- полимеризация, дубление, набухание, коагуляция, (физико-химические процессы);

  • структура формного материала и печатной формы:

- монолитная печатная форма (стереотип, литографская форма, клише на микроцинке [2]),

- составная печатная форма (ручной набор, текст и клише),

- однослойная печатная форма без подложки (монометаллическая форма плоской печати на алюминиевой фольге, трафарет),

- однослойная печатная форма с подложкой (селеновая пластина, фотополимерная форма на металлической подложке, печатная форма для фототипии на стекле или на алюминиевой пластине) или с носителем в виде тела (формный цилиндр глубокой печати),

- двухслойная печатная форма с подложкой (биметаллическая печатная форма офсетной печати, печатная форма плоской печати без увлажнения [2]).

Особенность предлагаемой модели классификации печатных форм состоит в повторяемости структур на каждом этапе разделения по одному из семи структурообразующих признаков. Структуры вложены одна в другую, как матрешки, и подобны общей структуре модели классификации печатных форм в разных масштабах. Каждая ветвь структурообразующего параметра более высокого порядка содержит все структуры последующих структурообразующих параметров. На рисунке одинаковые структуры после структурообразующего признака второго порядка приведены единожды, а повторения обозначены стрелками в точках дробления (ветвления). Таким образом, получена структурная модель классификации печатных форм в виде математической модели древовидного фрактала (фрактального дерева) с разными фрактальными числами на разных уровнях [3, 4, 6]. Фрактальное число — это количество делений на каждом уровне одной ветки. В нашем случае фрактальные числа таковы: 4, 2, 2, 2, 3, 5 и 5 по уровням сверху вниз схемы.

Спускаясь по стрелкам от первого параметра (способ печати) до седьмого (материал или сумма материалов формы и ее структура как целое), мы получаем описание самой печатной формы и технологии ее изготовления. Следовательно, если можно было бы изобразить полную структуру древовидного фрактала печатных форм, то внизу получилось бы: 4 x 2 x 2 x 2 x 3 x 5 x 5 = 2400 прямоугольников разновидностей печатных форм, определенных семью параметрами.

В начало В начало

Древовидный фрактал как модель классификации печатных форм

Фракталы — это геометрические фигуры, полученные в результате дробления на части, подобные целому, или при одном и том же преобразовании, повторяющемся при уменьшающихся масштабах. Фрактал можно рассматривать еще и как структуру, состоящую из частей (элементов, подструктур), которые подобны целому, но в уменьшенном масштабе [6].

Понятие «фрактал» (от лат. fraktus — расколотый, раздробленный, состоящий из фрагментов) ввел в 1975 году французский ученый Бенуа Мандельброт для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур, которыми он в то время занимался. Рождение теории фракталов и фрактальной геометрии формально связано с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы». Однако база фрактальной геометрии была разработана еще в 1875-1925 годах в работах Пуанкаре, Жулиа, Кантора и Хаусдорфа [6].

Принцип дробления целого на подобные мелкие и мельчайшие частицы является основным принципом устройства (строения, архитектуры) природных объектов и процессов. Это облака и горы, деревья и молнии, системы рек и прожилки на листьях. По лекалам фрактальной геометрии устроен и сам человек, его внутренние органы (вены и капилляры, легкие, скелет, мозг) и системы жизнеобеспечения (кровеносная, нервная, дыхательная, костная).

Во фрактальной структуре любая произвольная точка является точкой разветвления. Каждая «веточка» фрактального дерева разделяется на две или более части, чтобы создать фрактальную «крону» дерева. Итерационное моделирование может генерировать различные разновидности «крон» деревьев с помощью изменения количества деления (фрактального числа). Фрактальные деревья иллюстрируют тот факт, что фрактальная геометрия — мера изменений [6]. Каждое разветвление дерева фрактала — точка принятия очередного решения (в нашем случае — очередного изобретения новой разновидности печатной формы). Изобретение новой печатной формы является одновременно случайным и необходимым событием. Новая форма является одним из потенциальных вариантов решения очередной проблемы.

Фрактал можно даже рассматривать как структуру, созданную случаем, которая демонстрирует удивительную пластичность: чутко реагирует на толчок извне, сохраняет тип роста. Таким образом, дерево продолжает расти и ветвиться, но, как точно пойдут его ветви, никто не подскажет.

Ученые И.Пригожин, Б.Мандельброт и С.Смэйл обнаружили, что на границе между конфликтами противоположных сил стоит не рождение хаотических структур, как считалось ранее, а происходит спонтанное возникновение самоорганизации порядка более высокого уровня [1]. И даже больше — структура этой самоорганизации не является статичной, а постоянно изменяется.

Греческий философ Плотин еще две тысячи лет назад писал: «Никогда бы глаз не смог воспринять солнце, если бы сам не был подобен солнцу».

Изучение фрактала совокупности печатных форм — структуры, созданной случаем и необходимостью, помогает понять и упорядочить множество печатных форм — явление в пространственно-временной протяженности.

 

Древовидный фрактал как модель классификационной схемы печатных форм

Древовидный фрактал как модель классификационной схемы печатных форм

В начало В начало

Продукты человеческого труда как детская забава природы

Человек сам продукт природы, и все процессы его жизнедеятельности подчинены ее законам и принципам. Все искусственные объекты и технологии, созданные человеком, всего лишь однобокие и противоречивые модификации природных объектов и процессов. Для того чтобы искусственное, созданное человеком хотя бы по названию не выглядело таким вульгарным и примитивным, был изобретен специальный научный термин — бионика.

 

Литература

1. Дуади А. Множества Жюлия и множество Мандельброта // Пайтген Х.-О., Рихтер П. Красота фракталов. М.: Мир, 1993. С. 141-153.

2. Каган Б.В., Стефанов С.И. Словарь полиграфических терминов. М.: Репроцентр М, 2005. 588 с.

3. Мандельброт Б. Фракталы и возрождение теории итераций // Пайтген Х.-О., Рихтер П. Красота фракталов. М.: Мир, 1993. С. 131-140.

4. Мандельброт Б. Фракталы, случай и финансы. Москва; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2004. 255 с.

5. Стефанов С.И., Фидель В.Р. Полиграфия как сумма технологий. М.: Унисерв, 2006. 311 с.

6. Тихоплавов В.Ю., Тихоплавов Т.С. Гармония хаоса, или Фрактальная реальность. СПб.: Весь, 2003. 340 с.

В начало В начало

Мир Этикетки 12'2007