Д о б р о   п о ж а л о в а т ь   н а   W e b - с е р в е р   ж у р н а л а   М и р   Э т и к е т к и
Архив изданий
2001
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2002
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2003
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2004
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2005
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2006
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2009
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2011
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2012
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 

Мир этикетки №12'2009
Мир этикетки №12'2009
Разделы
О нас
Журнал
Реклама
Архив изданий
Архив изданий
Поиск в архиве изданий


.

Механические часы Seiko 5 в стальном корпусе. .

 

Так кто у кого?

Ярослав Бокарёв, независимый эксперт

Создать новую этикетку для водки или вина при современной конкуренции, большом количестве ликероводочных заводов и широком ассортименте спиртосодержащих напитков довольно трудно. Борьба за рынок ежедневно требует всё новых и новых идей, побуждает делать продукцию привлекательнее, чем у конкурентов. Иногда в этой борьбе случаются и «ляпы». Рассмотрим некоторые примеры курьезных совпадений этикеток разных заводов.

Этикетка — визитная карточка продукта. Она должна быть интересной, выделяться на фоне других аналогичных товаров. Что привлекает внимание покупателя в магазине? По нашему мнению, цветовое решение, оригинальная, но понятная с первого взгляда картинка, новое название вина или водки и, наконец, увлекательный текст контрэтикетки — той наклейки, что крепится к бутылке с противоположной стороны от этикетки.

Несколько лет назад подмосковный завод разработал оригинальную этикетку водки «Беленькая». В то время ласковое название, выполненное прописью на белом фоне, разительно и выгодно отличалось от остальных этикеток, а теплые слова — «Хорошая водка для добрых людей» — добавляли привлекательности. Недаром говорят, что «доброе слово и кошке приятно». Новейшей разработкой решили воспользоваться сразу несколько предприятий: в родной Туле, в братской Белоруссии и в солнечном Таджикистане (рис. 1­3). Поскольку название «Беленькая» было своевременно запатентовано, можно предположить, что плагиаторам пришлось поплатиться не физически, но материально: юристы сторожили «Беленькую» от посягательств «шустриков».

 

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Некоторое время назад фирма «Традиции качества», выпускающая водку «Беленькая», решив обновить свой бренд, обратилась за помощью,  как выяснилось впоследствии, к не очень честной фирме. Дизайнерская группа этой фирмы предложила эскиз, который был рассмотрен, одобрен, принят и стал использоваться фирмой «Традиции качества» как новый бренд (рис. 4). И только позднее выяснилось, что этот знак в советское время уже применялся в качестве бренда рижской фирмой Latvijas balsams (рис. 5). К такому случаю хорошо подходит детская TV­рекламная речевка: «Папа промок, а так — всё отлично!»

 

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

В 2009 году весьма уважаемая фирма выпустила водку «Русский престиж» с новейшим оформлением продукта: на бутылку была надета перекрещивающаяся георгиевская ленточка, которая с помощью клея крепилась на стеклянную поверхность маленьким пластмассовым Георгиевским крестом. Такое беспрецедентное оформление русского национального напитка, конечно же, должно было быть запатентовано, но поскольку на этикетке этого изделия не было (может, поторопились?) маленькой буковки R в кружочке, обозначающей патентную защиту, другая подмосковная фирма выпустила «Да­водку», оформление которой перекликалось с оформлением «Русского престижа»: тоже ленточка, только не георгиевская, а трехцветная, совпадающая с триколором российского флага. Развязка этого инцидента нам не известна, но, по нашему мнению, «Русский престиж» обладает приоритетом. Конечно, последнее слово в этом споре смогут сказать лишь юристы.

Великий русский график и театральный художник Иван Яковлевич Билибин (1876—1942), иллюстрируя в начале прошлого века «Народные русские сказки» А.Г. Афанасьева, разработал оригинальный колористический стиль, основанный на русском фольклоре. В числе прочих находок Ивана Билибина была композиция, помещаемая на задней обложке каждой сказки: две фантастические птицы клюют сказочный плод (может быть, он показал бессмертных птиц феникс, которые, поклевав этот плод, сгорали, чтобы возродиться из пепла молодыми?). Спустя полвека другой художник, создавая водочную этикетку для московского ликероводочного завода, позволил себе использовать этот орнамент без ссылки на автора (рис. 6). Конечно, за прошедшие годы ветры перемен изменили не только лик Земли, но и политический строй в России, что уж тут говорить о каких­то авторских правах господина Билибина? Но у некоторых еще осталось уважение к старым мастерам за их вклад в русское национальное искусство.

 

Рис. 6

Рис. 6

Отвергнув возможные темы для водочных этикеток в родной России, неведомый художник (создатели этикеток очень редко ставят свою фамилию на готовой продукции — как­то не принято это у нас на Руси, а зря), возмечтав о «капусте», выбрал ее для водочной этикетки в натуральном виде, малость подправив отдельные детали (рис. 7). Как отнеслась бы к этому администрация Центрального банка Соединенных Штатов Америки, если бы о том узнала, нам неведомо. Можно предположить, что этот плагиат чистой воды они бы только высмеяли. Впрочем, как знать, могли бы и иск предъявить заводу­изготовителю — только уж нет того завода, почил в бозе, как говорили в прежние времена.

 

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Курский ликероводочный завод в свое время выпускал горькую настойку «Гусарская» с пляшущим гусаром на этикетке (рис. 8).

Обмундирован он был почему­то не по форме: сабля у него висела с правой, а не с левой стороны. Любопытно, что примерно в то же время венгерская фирма Export monimex поставляла в Советский Союз вино «Венгерский гусар». На его этикетке тоже был изображен усач в кивере и с саблей на левом боку, отплясывающий какой­то лихой танец, может быть чардаш (рис. 9). Не совсем ясно, зачем танцору и кивер, и сабля? Впрочем, может, в Венгрии так принято? Ну чтобы быть готовым к отражению неожиданной вражеской атаки… Опять, уже в который раз, возникает вопрос: так кто у кого?

 

Рис. 9

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 10

После того как вышла водка «Журавли», которая быстро приобрела известность, другая фирма решила погреться в лучах чужой славы с надеждой увеличить свою маржу за счет разрекламированного бренда. Она выпустила  водку «Полет журавля», но специальное подразделение под названием ВНОС, осуществляющее в воинских частях воздушное наблюдение, оповещение и связь (оно также ведет защиту интеллектуальной собственности фирмы), своевременно обнаружило и «сбило» контрафактных пернатых. Конечно, эта битва происходила не в голубых просторах нашей родины, а, скорее всего, в зале арбитражного суда. Тем, кто крадет чужую собственность, хоть и интеллектуальную, — позор.

***

Бытует мнение, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А преферансисты твердо усвоили: ошибки случаются, карты не стеклянные. Все эти высказывания приведены не для того, чтобы клеймить за ошибки, но призвать: «Тщательнее надо, ребята, тщательнее!»

Мир Этикетки 12'2009