Шелков восторг и вдохновенье…

 

Шелков восторг и вдохновенье…

Наталия Боголюбова, канд. филолог. наук Анна Фомичева, журналист, культуролог

Первые боевые знамена алого цвета

Шелковый путь соединил два мира

Главные центры шелкоткачества в Древнем мире

Сенека: «эти шелковые лохмотья вы называете платьем!»

Реформы Диоклетиана в ткацком деле

Kommerkiarkori и печати «Пурпурного ведомства»

«1000 и 1 ночь» — не сказка, а быль

 

В древних китайских хрониках, которые использовал при написании своих трудов сам Конфуций, говорится, что производство шелка и шелкокрашение были широко распространены в Китае уже 5 тыс. лет назад. Некоторые исследователи считают, что шелк появился еще раньше — 6-7 тыс. лет назад в горных районах Индии, возможно даже в Западных Гималаях. Но именно на севере Китая до сих пор обитает бабочка «теофила мандарина» — ближайшая родственница шелкопряда.

Согласно китайскому преданию, однажды во время чаепития в чашку императрицы Си Лингчи, жены императора Хоангти, упал с дерева кокон тутового шелкопряда. Женщина потянула кокон за торчащую нить, которая стала разматываться. Так впервые предстала глазам людей шелковая нить. Императрица Си Лингчи была приравнена к божествам. В ее честь во многих районах Китая с тех пор ежегодно устраиваются ритуальные празднества.

Уже в III тыс. до н.э. шелк начал быстрое распространение по всему Китаю. Подобно тому как во многих странах Древнего мира серебро и золото стали денежными средствами, в древнем Китае эту роль начинает играть шелк — в I тыс. до н.э. из него изготавливают деньги, ткани, им рассчитываются при торговых сделках. Известно, что китайские императоры в ту далекую пору чаще всего принимали дань от своих подданных и от завоеванных областей именно в виде шелковых тканей — алого цвета, затканных золотыми нитями. Производство шелка оказалось чрезвычайно выгодным делом, к тому же тутовый шелкопряд по работоспособности едва ли уступает прядильному станку — ведь длина нити в одном коконе достигает 600­2000 м.

Так что не чай, не фарфор и не бумага проложили Китаю путь на запад — первым посланцем Китая, покорившим сердца европейцев, оказался шелк.

Но вывоз грен (яиц шелкопряда) за пределы Китая рассматривался как государственное преступление, и за это полагалась смертная казнь. Несколько тысячелетий Китай богател на торговле шелком, сохраняя секрет его производства в строжайшей тайне.

Первыми начали появляться в Желтом море арабские торговые суда. Арабы скупали у китайцев шелк­сырец и везли его в Византию. Торговые связи Древнего Рима с Китаем, по словам Плиния, успешно развивались с 114 г.
до н.э. вплоть до 127 г. н.э.

Старые караванные пути постепенно превратились в знаменитый Великий шелковый путь. Купцы предусмотрели все необходимое: были установлены цистерны с питьевой водой, кое­где проложен водопровод и даже поставлены вооруженные посты на случай защиты от грабителей. Северный торговый путь проходил через современную транскавказскую магистраль. Торговые суда плавали по Каспийскому морю, Аму­Дарье, далее купцы преодолевали Памир и доходили с караванами до границ Индии и Китая. Южный шелковый путь, проходивший через Пальмиру, Кандагар, Восточный Туркестан в Китай, занимал семь месяцев. Правда, большинство караванов не заходили на территорию Китая, избегавшего тесных контактов с чужеземцами. На специально оборудованных пунктах купцы — финикийцы, греки, арабы, евреи — забирали товар у китайских посредников.

Вначале эта торговля процветала, но в IV в. арабы начали перекрывать все торговые пути, ведущие из Китая на запад. Когда же Великий шелковый путь стал приходить в упадок, то китайцы создали мощный торговый флот.

Первые боевые знамена алого цвета

Поллио, писатель, друг и меценат юного Вергилия, оставил описание одной битвы, в которой шелк сыграл роковую роль. Римский полководец Красс и его легионы в походе против персов оказались в пустыне месопотамии. Легионы зашли далеко, провиант и вода были на исходе. Солнце палило нещадно. Вдруг на вершине одной из дюн показались персидские лучники. Римлянам показалось, что силы персов немногочисленны, и Красс приказал начать атаку. Неожиданно в небо взметнулись яркие, полыхавшие на солнце персидские знамена алого цвета. Римлянам показалось, что силы врага удесятерились, легионеры были буквально ослеплены этим видением. Полководец дал команду к отступлению и признал себя побежденным. Так китайский шелк одержал первую победу над западным миром.

В начало В начало

Шелковый путь соединил два мира

Сами китайцы охотно отправлялись в дальние странствия, их джонки доходили до Цейлона и даже бороздили воды Персидского залива. Александр Македонский не удержался от соблазна  привезти из своих далеких походов бесценные полупрозрачные шелка. Согласно хроникам времен династии Хань (II в. до н.э. — VIII в. н.э.), в то время уже существовали торговые связи Китая с Эритреей (Абиссинией). К императору Нерону приезжала делегация купцов, состоявшая из китайцев и индусов.

Начиная со II в. до н.э. происходит сближение и растет взаимный интерес друг к другу двух цивилизаций — западной и восточной. И обусловлено это прежде всего всё большим распространением шелка. Но общение двух миров не сводилось исключительно к торговле. Так, по Великому шелковому пути в 166 г. н.э. в Китай прибыл посланник Римской империи, преодолевший путь в несколько тысяч километров. Он привез верительные грамоты от императора Марка Аврелия. Китайские хроники сохранили сведения о представителях западных стран, приезжавших по Великому шелковому пути в Китай с самыми разными миссиями. Именно по этому великому пути культура шелководства распространялась на запад.

С утверждением Римской империи на западе и Ханьской династии в Китае между ними устанавливаются крепнущие торговые отношения. Во II в. до н.э. территории Кавказа, части черноморского региона и Ирана были  населены народами, которых традиционно называют скифами (греческое название — индоскифы). Китайцам нужны были мирные отношения со скифами, но этому препятствовали восточно­тюркские племена, осаждавшие территории и китайцев, и скифов. В конце концов Китай изгоняет врагов из этих областей и устанавливает регулярное сообщение с другими народами. Так возникли первые караванные торговые пути, ведущие — через скифов —  в Рим.

В начало В начало

Главные центры шелкоткачества в Древнем мире

Хотя Китай упорно скрывал от всего мира тайну тутового шелко­пряда, но шила в мешке не утаишь. По преданию, император Юстиниан (482—565 гг. н.э.) специально посылал в Китай неких монахов с секретной миссией. Они, выдолбив отверстие в своих посохах, заложили туда грены — кладки яиц шелкопряда — и таким образом доставили в Византию этих желанных гостей. Вот так западный мир узнал один из главных секретов Поднебесной. По другой версии, жена правителя Хотана (на западе Китая) провезла грену через границу в своей высокой прическе.

Познакомились с шелком и ближайшие соседи китайцев. Уже в IV в. до н.э. шелководство проникло в Индию, в I­II в. до н.э. — в Восточный Туркестан, в III в. — в Корею, а с V­VI вв. шелка производят повсюду, в том числе на западе Средней Азии. При археологических раскопках на территории прежней Северной Бактрии периода II­III вв. н.э. были обнаружены фрагменты шелковых тканей.

В начало В начало

Сенека: «эти шелковые лохмотья вы называете платьем!»

В Риме шелковые ткани стали носить уже в 46 г. до н.э. Но отношение к этой ткани было неоднозначным. Находились моралисты, считавшие, что прозрачность этой ткани выставляет человека напоказ, лишает его значимости и даже человеческого достоинства. Вначале саму одежду из шелка не шили — он шел на подкладку и на отделку женских платьев. И вдруг император Калигула стал появляться в одежде из шелка. По сути, именно с Калигулы берет начало уважительное и даже почтительное отношение к шелку. А вот Сенека, философ и учитель Нерона, невзлюбил шелк с самого его появления: «В эти шелковые лохмотья — и вы их называете платьем! — теперь заворачиваются уважаемые, серьезные люди. Удивительно, они утратили всякое достоинство! Да можно ли это оправдать, когда огромные суммы выбрасываются на ветер! У какого­то неизвестного народа скупают нечто низкопробное!» А одному юноше, своему ученику, он гневно бросает в лицо: «Скажи мне, ты не краснеешь от стыда? Разве философия учит человека носить шелк?» Тацит пишет, что императору Августу принадлежит высказывание «шелк опустошает человека». Но опустошал он в первую очередь кошельки римлян, ибо вначале эта ткань была баснословно дорогой. И по цвету шелковой одежды всегда можно было распознать общественный статус ее владельца.

Алый цвет и все оттенки пурпурного считались исключительным цветом, присущим избранным. Позднее представители церковной и светской власти, будучи соперниками во всем, никогда не оспаривали друг у друга права носить одежду пурпурного цвета. С момента перенесения столицы в Византию представители церкви стали все чаще надевать дорогую одежду из шелка, не позволяя затмевать себя иерархам ислама.

Любовь к яркой красочной одежде пришла в Европу с Востока. Издавна греки и римляне носили белоснежную одежду — белый цвет считался воплощением достоинства, но потом на смену ему пришел алый цвет. Он царил в полном смысле и на папском, и на императорском троне вплоть до Средних веков. Постепенно цветовая гамма становится богаче. А с появлением множества профессиональных цехов утверждается такой обычай: каждый цех имеет право лишь на один собственный цвет — именно в этот цвет должны быть окрашены знамена и одежда цеховиков.

Великое переселение народов, смешение языков и культур способствовало росту спроса на шелк. Когда норманнские племена вторглись в южную часть Европы, они увидели, что красочную шелковую одежду там носили даже простолюдины. И, не колеблясь, король вестготов Аларих потребовал 4 тыс. шелковых платьев за то, чтобы снять осаду с Рима.

Еще пламеннее любили шелк на Востоке. В Персии в эпоху династии Сасанидов в III­VII вв. в шелка были одеты даже погонщики слонов, лодочники и крестьяне. Именно тогда были заложены основы промышленного шелкоткачества на Востоке. По сведениям Марко Поло, в Китае шелк был так распространен, что даже покрывала на кроватях почтовых станций, где каждый день ночевали новые путники, были сшиты из шелка.

В начало В начало

Реформы Диоклетиана в ткацком деле

Император Диоклетиан (годы правления 284—305), который проводил важные реформы, стабилизировавшие положение империи, осуществил и реформу налогообложения, затронувшую все стороны производства. В ткацком деле император установил фиксированные цены на все — станки, детали к ним, сырье, шелк и смесовые ткани (последние в Древнем мире будут долго называться полушелком). Именно в этот период начинают выпускать шелк с примесью шерсти, хлопка, льна. Открываются новые ткацкие мастерские, крупнейшая из которых находилась в нынешнем немецком Трире (в то время это был римский Труворум). Именно здесь выпускают ткань, из которой шьют одежду для армии. Сам ткацкий станок стоил 730 денариев, а полное облачение из чистой шерсти высокого качества для военного высокого ранга — 4 тыс. денариев. Плащ с капюшоном из белоснежного шелка с пурпурными полосами для торжественных церемоний оценивался в 135 тыс. денариев. Плащ из полушелка стоил 48 тыс. денариев. Цена за фунт белого шелка­сырца составляла 12 тыс. денариев.

А вот труд ткачей и вышивальщиц ценился очень низко. Ткачи получали за день работы всего 25 денариев. По 40 денариев — красильщики шелка. У них была разная специализация: красильщики шелка в светлый пурпур, мастера по яркому пурпуру, мастера по темному пурпуру.

Появилась и профессия оценщиков качества — это были государственные чиновники, наделенные особыми полномочиями. Они осуществляли надзор за всеми мастерскими — ткацкими, золотошвейными, красильными и за вышивальщицами серебром.

В начало В начало

Kommerkiarkori и печати «Пурпурного ведомства»

В IV в. впервые встречается название профессии людей, уполномоченных закупать шелк и сырец, ввозить его в страну и следить за ценами — comes commerciorum. После 552 г. для этих людей учреждается и сразу закрепляется звание kommerkiarkori. Скоро они уже получают право работать по найму на государство или частным образом — на самих себя. Эти лица, обладавшие особой квалификацией, были обязаны хорошо разбираться в таких вопросах, как плотность ткани, ее носкость, из какого сырья она соткана, какими красителями окрашена и пр. Они приобрели право пользоваться особой печатью качества, оттиском которой теперь снабжают каждый рулон ткани. Учреждается и печать «Пурпурного ведомства» — archontes tou blattion. Впоследствии ее изображение начинают включать в рисунок ткани — она просто выткана где­то по краю рулона. Этот принцип действует в отношении шелковых и иных тканей.

В начало В начало

«1000 и 1 ночь» — не сказка, а быль

Гарун аль­Рашид (763—809 гг. н.э.) — халиф, восседавший на троне Аббасидов, при котором халифат значительно окреп, а торговля и ремесла процветали, был без ума от шелка. Стены его покоев были затянуты шелком. Драгоценные камни нередко уступали по цене ярким дорогим шелкам, особенно пурпурным с золотыми нитями. А когда ко двору прибыл посланник из Константинополя, его приветствовали 10 тыс. солдат в шелковой униформе. Над празднично украшенной улицей было натянуто 12 тыс. ярких шелковых полотнищ, 500 из которых были из особенно дорогой ткани — золотой парчи. А один египетский халиф, правивший в XI в., имел 50 тыс. отрезов шелкового дамаста и бесчисленное количество ковров из Китая и Персии, один красивей другого. Ну чем не картинки из «1000 и 1 ночи»!

В ряде городов Римской империи — прежде всего в Восточном Средиземноморье — возникают ткацкие мастерские, производящие шелковые ткани, но в основном из шелка­сырца, так называемой метаксы. В V в. н.э. шелкоткацкие мастерские появились в Египте, Иране. Сасанидский шах Шапур привлекал для этого квалифицированных мастеров — ткачей из Месопотамии и Сирии. Но пока еще сырье везли морским путем из Индии, Цейлона, а сухопутным — из Средней Азии и Ирана.

В IV в. н.э. Константинополь становится монополистом в производстве и сбыте шелков по всему Средиземноморью. Так продолжалось вплоть до VII в. На Ближнем Востоке все большую роль в производстве шелка начинают играть Багдад, Дамаск и Моссул — родина тончайшего муслина, повсеместно популярной до сих пор ткани. Прочные позиции в этой области занимает и Средняя Азия с центром производства в Мерве.

Производить шелк на собственном сырье начнут в Европе только с X в. Так, в Испании на рубеже X­XI вв. насчитывалось около 3 тыс. деревень, жители которых занимались разведением шелковичного червя.

Самыми искусными мастерами по выделке шелка считались евреи; испанский раввин Беньямин сообщает о 2 тыс. искуснейших мастеров ткацкого дела.

В начало В начало

Мир Этикетки 6'2006

Похожие статьи