Универсальная упаковка Древнего мира

 

Универсальная упаковка Древнего мира

 

Дарья Ермакова

Из истории маркировки

 

Соответствие между внешним видом сосуда и его содержимым существовало не всегда, а порой и вовсе отсутствовало. Это обстоятельство, подкрепленное к тому же отсутствием этикетки или маркировки в их современном понимании, затрудняет работу археологов, вызывая разногласия при определении назначения находки. Поэтому в музеях можно видеть надписи на табличках: «сосуд для воды», «сосуд для засолки рыбы». Основой для этих выводов часто служит декор. Считается, что волнистые полосы являются изображением воды, а рыбка, нарисованная на горшке, означает, что именно рыбу туда и следовало было класть, хотя оба предположения представляются не слишком обоснованными. Если на египетском кувшине, хранящемся в музее им. Пушкина, изображена девушка, несущая гроздь винограда, это позволяет со значительной долей вероятности сделать вывод, что в этом сосуде хранилось вино. Но простой, гладкий, сделанный из обычной глины, ничем не украшенный ханаанский кувшин мог служить для множества целей.

Полноценной упаковку и тару делает маркировка, служащая для идентификации товара. Информация, содержащаяся в маркировке, первична по отношению к упаковке. Первые надписи на сосудах появились в Египте в III тысячелетии до н. э. Это были кувшины с вытесненным на нем именем царствующего фараона. Встречались также метки владельцев, даты изготовления и даже метки сборщиков налогов вот только о содержимом ничего не говорилось.

И только в середине II тысячелетии до н. э. информация, содержащаяся в маркировке винных кувшинов, разрослась почти до объемов, характерных для современной винной этикетки. Там говорилось о месте сбора винограда для данного вина, его сорте, вкусе (кислое, сладкое), возрасте вина и месте производства. Маркировка облегчала продажу и перевозку, ведь все сосуды были непрозрачные, одинаковой формы; без маркировки понять, что внутри, можно было, лишь открыв сосуд и попробовав содержимое.


Знакомая нам всем современная упаковка — это продукт индустриального мира, с его супертехнологиями и сверхскоростями. Сегодня никого не удивляет возможность купить в ближайшем магазине нектар из плодов манго, выращенных за многие тысячи километров от дома. И здесь мы во многом обязаны современным упаковочным технологиям. Свойства сегодняшней упаковки определяются использованием современных материалов, а история ее насчитывает чуть более ста лет.
Кажется, что упаковка всегда была такой, и очень сложно представить нашу жизнь без полиэтиленовых пакетов, консервных банок, картонных коробок и бумажных оберток. ­Но ведь полиэтилен стал использоваться для упаковки в 20-х годах, консервирование изобрели при Наполеоне, картонные коробки начали производить в начале ХVIII века, а заворачивать в бумагу стали лишь в XVI веке, и тогда это считалось неслыханной роскошью! А до этого существовало много предметов, предшествовавших современной упаковке, которые выполняли те же практические и эстетические функции.

Изучая археологические данные о предшественниках упаковки, трудно найти точку отсчета. Большинство предметов, найденных в могильниках или откопанных в древнем мусоре, могут называться праупаковкой. Кроме того, люди плели корзины, шили кожаные бурдюки для воды и вина, заворачивали свою еду в листья еще задолго до того, как научились мастерить те долговечные предметы, что попадают к археологам.

Из подобных древнейших видов упаковки можно выделить керамические кувшины и плошки. Они использовались не только для кухонно-гастрономических целей, но и для хранения и перевозки продуктов и вещей.

Одним из наиболее известных видов древней упаковки являются амфоры. Амфора (лат. amphora, от греч. amphoreus) — глиняный (реже металлический) сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с округлым или вытянутым туловом, двумя вертикальными ручками и узким горлом. Дно амфоры закруглялось для лучшего распределения давления. Этот принцип до сих пор используется в современных бутылках.

По сложившемуся стереотипу амфора ассоциируется в нашем сознании с Грецией и считается чисто греческим сосудом. Это совершенно ошибочное представление. Более того, амфора была изобретена даже раньше, чем письменность, то есть она старше законов Хаммурапи, Библии и мно­гих других памятников человеческой мудрости.

Амфора (ханаанский кувшин) была первой универсальной тарой, распространенной в средиземноморском регионе. Она приняла свои классические очертания примерно в XVIII веке до н.э., однако форма и пропорции амфоры в течение многих веков продолжали совершенствоваться: сравнение ранней амфоры геометрического стиля с амфорой зрелой архаики (около VI века до н.э.) показывает, насколько у последней благороднее пропорции, изящнее формы, при неизменном сохранении самого важного — соответствия назначению.

Для идентификации содержимого со временем на амфоры начали наносить маркировку.

Чаще всего в амфорах перево­зили вино, масло, воду и другие жидкости. Геродот при описании Египта говорит, что такими кувшинами пользовались в разных целях, но пустовали они редко, ибо на этот счет существовали особые правила. Управляющие городов и деревень заведовали сбором пустых кувшинов, наполняли их водой и отправляли на пограничные посты, расположенные в пустыне, для того чтобы обеспечивать водой караваны.

Иногда, когда в амфорах кончалось содержимое, у них отбивали горлышки и хоронили их, как детей.

Кроме жидкостей в амфорах перевозили и «сыпучее золото» Древнего мира — зерно. Для зерна глиняная амфора — максимально удобная тара. В ней, в отличие от любого мешка, зерно не намокает и не плесневеет. Главные недостатки амфоры — это хрупкость глины, неудобство транспортировки по суше и весьма значительный вес. Но при морских перевозках все это было не очень существенно.

При транспортировке амфоры укладывали рядами или связывали между собой. Ставили амфору или сделав ямку в земле, или на специальную подставку.

При торговле можно было либо продать весь сосуд сразу, либо распродавать содержимое по частям, разливая или развешивая его в принесенную покупателями тару.

Амфоры различались размерами и назначением. Классическая амфора делалась объемом примерно 30 литров (12 больших бутылок из-под газировки). Совсем крошечные использовались в основном для перевозки и хранения чрезвычайно дорогих ароматических масел. Впоследствии мини-амфоры для масла несколько видоизменились. Они обрели плоское донце и стали называться лекифами. Также существовали гигантские амфоры емкостью до 800 литров (что приблизительно равно объему шести современных домашних ванн), использовавшиеся в качестве стационарных хранилищ для сыпучих и жидких товаров на складах. Их держали дома, в крупных и мелких крепостях полностью или наполовину закопанными в землю.

Амфора осталась в современном сознании как стереотипный образ сосуда для хорошего вина, о чем свидетельствуют многочисленные винные этикетки. И сегодня образ амфоры, несмотря на ее почтенный возраст, продолжает жить и активно эксплуатироваться многими товаропроизводителями.

Мир Этикетки 3'2002

Похожие статьи