Этикеточные и упаковочные технологии: новые разработки

 

Этикеточные и упаковочные технологии: новые разработки

Я.И.Пустыльник

Многослойные этикетки повышают эффективность использования ароматических компонентов

«Умные» этикетки позволят устанавливать степень свежести продуктов

Печать на радиоэтикетках и лазерная маркировка

Новое в этикетировании

Автоматическая идентификация с помощью мобильного телефона

Комбинированные упаковочные материалы

Повторно закрывающаяся упаковка

Упаковка для блюд быстрого приготовления

 

Технологии, материалы и оборудование для производства упаковки товаров, а также для изготовления и нанесения этикеток постоянно совершенствуются.
Все более широко применяются «умные» этикетки с микрочипами, многослойные этикетки и новые комбинированные упаковочные материалы. Печатающее оборудование стало объединяться в единый комплекс с этикетировочным и упаковочным, что позволяет оптимизировать процессы упаковки, изготовления и нанесения этикеток на торговых предприятиях. Предлагаем обзор некоторых интересных разработок в области этикеточных и упаковочных технологий.

Многослойные этикетки повышают эффективность использования ароматических компонентов

На выставке Fachpack фирма Ulrich Etiketten (Австрия) представила многослойную этикетку, которая помимо графической информации содержит ароматический компонент. Верхний слой этикеточного материала, который служит своего рода обложкой этикетки, за специальный язычок может отодвигаться в сторону, открывая находящиеся под ним текст и/или графическое изображение с ароматическим покрытием. Допускается многократное открывание и закрывание такой «обложки». Многослойная этикетка с ароматическим компонентом создает дополнительный стимул для покупки товара за счет сообщения ей запаха герметично упакованного продукта. Достоинством решения Ulrich Etiketten является высокая продолжительность сохранения запаха ароматическим покрытием.

 

В начало В начало

«Умные» этикетки позволят устанавливать степень свежести продуктов

Этикетки с интегрированными чипами в скором времени будут помогать определять степень свежести мясных продуктов. Группа специалистов из пяти исследовательских организаций участвует в проекте FreshScan, который финансирует Федеральное министерство исследований Германии. Стоимость проекта оценивается в 3 млн евро. В ближайшие три года должна быть создана демонстрационная версия системы, состоящей из двух компонентов: «умной» этикетки и лазерного пистолета, который может считывать и записывать информацию на этикетку.

В проекте участвуют ученые из Института высокочастотных технологий Фердинанда Брауна, Федеральной исследовательской организации питания и пищевых продуктов, Института аграрной технологии Потсдама-Борнима им. Лейбница и Технического университета Берлина. Координирует проект Фраунхоферовский институт безопасности и микроинтеграции.

Основная идея проекта заключается в фиксации состояния продукта и параметров его хранения в процессе его производства, переработки, транспортировки и до момента продажи конечному потребителю. Проверка состояния продукта выполняется с помощью мобильного лазерного «сканера свежести», принцип работы которого основан на том, что мясо в зависимости от своего состояния по-разному отражает и рассеивает лазерное излучение. Кроме того, разработчики планируют обеспечить непрерывное измерение и сохранение в памяти интегрированного в этикетку чипа значений температуры, чтобы фиксировать факт размораживания продукта во время хранения или транспортировки.

В начало В начало

Печать на радиоэтикетках и лазерная маркировка

Растущее применение радиоэтикеток требует разработки специальных печатающих устройств, способных наносить на них переменную информацию непосредственно перед этикетированием. Для решения этой задачи компания Sato Deutschland предложила серию принтеров для прямой термической или термотрансферной печати CL400e RFID. Принтеры предназначены для работы как с ВЧ-, так и с УВЧ-радиоэтикетками.

Фирма Domino Amjet разработала серию маркираторов S, в которой применяется СО2-лазер. Новый маркиратор может наносить шрифтовую и графическую информацию на бумагу, полимеры, стекло и картон.

 

В начало В начало

Новое в этикетировании

Автоматические принтеры-аппликаторы позволяют автоматизировать изготовление и нанесение этикеток на расфасованные продукты. Интересной новой разработкой фирмы Bizerba является автоматический принтер-аппликатор этикеток GLM-1, позволяющий печатать этикетки и наносить их на упаковку и продукты сложной формы, например на расфасованные в лотки и затянутые термоусадочной пленкой фрукты. Принтер работает по принципу прямой термопечати или термотрансфера. GLM-1 снабжен транспортером и весами, что позволяет использовать его на мелкооптовых и розничных торговых предприятиях.

Фирма Espera Werke (Германия) разработала принтер-аппликатор ES 8800, обеспечивающий позиционирование этикеток на изделии с точностью до 1 мм. Другой принтер-аппликатор производства Espera Werke — ES 9001 — снабжен автоматической системой Print & Apply для одновременного печатания и нанесения этикеток на продукт. Это позволяет изготавливать этикетки и наносить их на упаковку со скоростью 150 шт./мин.

Еще одним направлением развития этикетировочного оборудования является его интеграция с упаковочными машинами. Так, фирма CFS разработала модульную систему Tiro-Label, объединяющую упаковочное оборудование разного типа с печатающим устройством (термотрансферным, струйным, флексографским
и т.п.) и этикетировщиком.

Другой пример интеграции упаковочного и этикетировочного оборудования — совместная разработка компаний Webomatic и ELS (European Labeling Systems). Аппликатор ELS Querbahn-Etikettierer 510 EF устанавливается в машине для вакуумной упаковки в пленку Webomatic APS ML 3300. Этикетки наносятся на наружную или внутреннюю сторону пленки до выполнения термосваривания упаковки.

В начало В начало

Автоматическая идентификация с помощью мобильного телефона

В швейцарском Институте компьютеризации при Техническом университете Цюриха разработана технология, которая позволяет считывать штрих-коды с помощью обычного мобильного телефона, оснащенного фотокамерой. Пилотный проект на базе этой технологии, реализованный фирмой Sinfos, дает конечному потребителю возможность получать с помощью мобильного телефона необходимую информацию о характеристиках продукта, например о его составе и наличии в нем аллергенов. Потребитель фотографирует штрих-код с помощью фотокамеры мобильного телефона, после чего его анализирует специальная программа, которая определяет номер EAN, идентифицирует товар и запрашивает из базы данных информацию о нем.

В начало В начало

Комбинированные упаковочные материалы

Комбинирование различных материалов, например полимерных пленок и фольги или полимеров и картона, позволяет получать упаковочные изделия с оптимальными механическими, барьерными и декоративными характеристиками. Так, компания Dupont Teijin Films поставляет полиэфирную упаковочную пленку Mylar, которая может быть использована для каширования, а также обладает термоусадочными свойствами. Mylar характеризуется хорошими барьерными свойствами в отношении кислорода, влаги и ароматических веществ, пригодна к термосвариванию, а после специальной обработки приобретает антиадгезионные свойства.

Кроме того, компания Dupont Teijin Films предлагает материалы Zonyl и Foraperle, которые предназначены для покрытия бумаги и картона с целью защиты их поверхности от всех видов жиров. Такое покрытие пригодно к глубокой заморозке.

На выставке Interpack компания Wipak Walsrode представила новую серию металлизированных пленок с частичной деметаллизацией, которые наряду с декоративными эффектами обладают барьерными свойствами. Такие пленки могут применяться для упаковки легких закусок, свежих продуктов и изделий из мяса.

В начало В начало

Повторно закрывающаяся упаковка

Фирма Multivac Sepp Haggenm ь ller совместно с компанией Zimbo создала новую, повторно закрывающуюся упаковку для пищевых продуктов Aromabox. Новая упаковка отличается особой, плотно закрывающейся крышкой, на всю поверхность которой можно наносить информацию. Крышка препятствует деформации или повреждению продукта при первом открывании. При закрывании крышка, издавая щелчок, входит в зацепление с прозрачной нижней частью упаковки, обеспечивая надежную защиту продукта и сохранение его аромата даже после многократных открываний.

 

 

Фирма Wipak Walsrode разработала пригодную к герметичному повторному закрыванию упаковку Repak, которая может применяться для колбас и блюд быстрого приготовления. Ломтики колбасы упаковываются в пленку маленькими порциями. Чтобы повысить надежность сварного шва, адгезионный слой расположен на этой пленке. Применяемая в настоящее время упаковка изготавливается из двуосноориентированного полипропилена с покрытием из поливинилиденхлорида, и ее недостатком является наличие в составе покрытия хлора. Компания Wipak представила новую систему на основе пленки из двуосноориентированного полипропилена с барьерным, препятствующим проникновению кислорода слоем, но без поливинилиденхлоридного покрытия. Барьерный слой имеет в своей основе полиэтилентерефталат в сочетании с сополимером этилена и винилового спирта.

Компания Supreme Plastics (Нидерланды), изготавливающая гибкие, повторно закрывающиеся упаковки, разработала новую серию застежек Keyseal Advance. Такие застежки обеспечивают упаковку пищевых продуктов с высокой скоростью и изготовление повторно закрываемых мешков на машинах горизонтального и вертикального типов. Скользящая застежка с движком выдерживает температуру до 129 °С в течение 45 мин.

В начало В начало

Упаковка для блюд быстрого приготовления

Фирма CFS Germany GmbH (Германия) специально для готовых блюд разработала упаковку SteamCook, которая может быть подвергнута термообработке в микроволновой печи. При нагревании продукта в микроволновой печи верхняя пленка деформируется с образованием пузыря. Через некоторое время пар удаляется через предварительно надломленные углы и специальные каналы. Концепция SteamCook предполагает использование жестких пленок C-base и eXbase. Первая — прозрачная или блестящая и имеет гладкую поверхность, она пригодна для применения в микроволновых печах и пастеризации. У второй пенистая структура, благодаря чему можно дотрагиваться до оболочки после нагрева продукта в микроволновой печи, не боясь обжечься.

В начало В начало

Мир Этикетки 10'2007

Похожие статьи