Как наносят переменную информацию на упаковку

 

Как наносят переменную информацию на упаковку

Александра Балашова, отдел продаж оборудования ООО «Глобал Принтинг Системс» www.globalprinting.ru

Необходимость автоматизации печати переменной информации

Увеличение производительности промышленных предприятий сделало невозможным проставление даты выпуска продукции вручную — штампиком. Заказ этикеток или упаковок с заранее напечатанной датой выпуска и сроком годности продукта является достаточно трудоемким процессом:

  • отдел закупок должен вовремя и в нужном количестве закупить необходимые этикетки;
  • отдел логистики должен своевременно доставить нужные этикетки в цеха и на производственные линии;
  • для финансового отдела это значительные затраты, так как заказ нескольких маленьких партий стоит значительно больше, чем один большой заказ.

Для некоторых продуктов с длительным сроком хранения, например для гелей для душа, когда срок хранения достигает нескольких лет («произведено: 2006 г., использовать до: 2009 г.») такая схема еще приемлема. Но большинство предприятий переходят или уже перешли на технологию нанесения переменной информации на продукт.

 

Образец маркировки кабельной продукции чернилами различных цветов каплеструй-ными принтерами Domino A-series

Образец маркировки кабельной продукции чернилами различных цветов каплеструй-ными принтерами Domino A-series

 

Первоначально в большинстве случаев под промышленной маркировкой понималось нанесение только даты производства и срока годности на продукт. Впервые такая переменная информация стала наноситься на упаковку или этикетку продукции пищевой и фармацевтической промышленности. В настоящее время, кроме даты изготовления и срока годности, возникла необходимость наносить код производственной линии, код завода и любую другую специальную информацию для внутреннего пользования и контроля производства. В настоящее время все производители обязаны маркировать выпускаемую продукцию, и в каждой отрасли к маркировке предъявляются свои определенные требования. К примеру, маркировка продукции строительной отрасли должна обязательно включать в себя характеристики продукта: кабели и трубы   — диаметр сечения, профили и плинтусы  — метраж и т.д.

 

Образец маркировки каплеструйным принтером Domino A-series

Образец маркировки каплеструйным принтером Domino A-series

Технологии маркировки

Существует несколько технологий нанесения переменной информации на продукт, иными словами маркировки продукта. Для автоматизированного производства основными технологиями маркировки являются: маркировка с помощью чернил, лазерная и термотрансферная маркировка. Можно встретить различные термины, обозначающие маркировочное оборудование, например маркировочный принтер, маркировщик, датер, кодировщик и т.д., которые в большинстве случаев обозначают одно и то же.

 

Каплеструйный принтер Domino A-series PLUS

Каплеструйный принтер Domino A-series PLUS

 

Технология маркировки подбирается в зависимости от вида выпускаемого продукта и материала поверхности продукта или его упаковки. Для некоторых видов продуктов могут подходить сразу несколько технологий. Выбор наиболее подходящей технологии происходит на основании сравнения стоимости владения, стоимости расходных материалов, габаритов и вариантов размещения оборудования на линии, внешнего вида маркировки, а также других параметров. Например, ПЭТ можно маркировать и лазером, и каплеструйным принтером (чернильным). Для пленки (в зависимости от типа) подходит каплеструйная, термотрансферная или лазерная печать.

Каждая технология имеет свои особенности.

 

Образец маркировки лазерным принтером Domino DSL на картоне и блистере

Образец маркировки лазерным принтером Domino DSL на картоне и блистере

 

Мелкосимвольная каплеструйная маркировка подходит для большого количества задач  — от печати даты на продукте до нанесения больших объемов текстовой информации, простейших логотипов и штрих-кодов. Маркировка происходит в движении. Чернила подбираются в зависимости от вида продукта и условий производства.

Лазерная маркировка хорошо заметна на окрашенных поверхностях. При маркировке лазером происходит испарение верхнего слоя материала. Для однородных материалов контрастность маркировки зависит от химического состава поверхности, мощности лазера и времени прожига. Маркировка может наноситься как в статике, так и в динамике. Никаких расходных материалов лазеры не требуют.

 

Образец маркировки термотрансферным принтером Domino V-series на пленке

Образец маркировки термотрансферным принтером Domino V-series на пленке

 

Термотрансферная маркировка представляет собой печать с помощью термопереноса чернил с красящей ленты на гибкую упаковку. Наиболее часто такой тип маркировки используется для печати по пленке. Маркировочный принтер встраивается в упаковочную машину и в зависимости от модели может работать в режиме непрерывной печати или по принципу «старт-стоп».

Термотрансферная печать используется также и в принтерах печати этикеток. Если печать идет не через термотрансферную ленту, а напрямую на специальную этикетку (термоэтикетку), то это термопечать.

Принтеры этикеток очень удобны для маркировки крупногабаритной продукции или продукции сложной формы, например труб, паллет, металлопроката. Эту же технологию используют и принтеры-аппликаторы.

Принтер-аппликатор представляет собой аппликатор со встроенным печатным блоком. В  него загружаются чистые рулоны этикеток, на которых печатается необходимая информация, дата, время, штрих-код, также может быть написан вес продукта, то есть любая переменная информация, которая может браться из базы данных, со сканеров или других измерительных приборов.

Кроме индивидуальной маркировки продукта, о которой говорилось выше, существует маркировка групповой упаковки. Это маркировка коробов, паллет и  т.д. Здесь уже наносится информация не столько для конечного потребителя, сколько для учета произведенной продукции и автоматизации склада производителя и покупателя (например, торговой сети). Такая маркировка содержит описание и характеристики продукта, а также, в большинстве случаев, штрих-код.

 

Этикетки с переменной информацией, нанесенной принтером-аппликатором Domino M-series на различные формы и стороны продуктов

Этикетки с переменной информацией, нанесенной принтером-аппликатором Domino M-series на различные формы и стороны продуктов

 

Для нанесения штрих-кода на групповую упаковку существует два основных способа. Первый — это нанесение маркировки с помощью чернильного принтера. Чернила на водной или масляной основе специально разработаны для печати на гофрокартоне. Второй способ применяется для упаковок в термоусадочной пленке и паллет, которые маркируются с помощью этикеток, наносимых вручную или с помощью принтеров-аппликаторов.

 

Образец нанесения штрих-кода и другой информации чернильным принтером Domino С-series на гофрокороб

Образец нанесения штрих-кода и другой информации чернильным принтером Domino С-series на гофрокороб

 

Печать переменной информации очень активно используется в сфере так называемой коммерческой печати. Это директ-маркетинг, почтовые рассылки, печать лотерей и карт предоплаты. При организации директ-маркетинга и почтовых рассылок все чаще для печати адресной информации используются каплеструйные принтеры, которые могут наносить информацию на высоких скоростях. Принтеры получают от контроллера (контроллеры Domino Editor GT могут управлять как только принтерами, так и всей линией в целом) или специальной программы контактную информацию из базы данных и наносят ее на предмет рассылки.

 

Система Domino для персонализации печатной продукции, состоящая из принтера K-series и контроллера Editor GT

Система Domino для персонализации печатной продукции, состоящая из принтера K-series и контроллера Editor GT

 

Маркировочное оборудование также часто используется при проведении различных промо-акций. Нанесение специального кода на продукт или этикетку — один из самых малозатратных способов для производителя. У многих уже на слуху призыв «Найди код под крышкой!».

В зависимости от целей и задач заказчика принтеры Domino могут наносить информацию с качеством вплоть до полиграфического.

 

Контроль и планирование производства с помощью маркировки

Контроль и планирование производства с помощью маркировки

 

В последнее время, когда предприятия уже активно используют маркировку в соответствии с требованиями законодательства и для идентификации продукции, маркировка начинает использоваться как средство контроля производства и его автоматизации. На всех этапах производства каждая единица продукции, а также групповая упаковка маркируются. Эта информация в любой момент может быть считана сканером или специальной камерой. Таким образом собирается информация для контроля, учета и планирования производства.

Мир Этикетки 9'2008

Похожие статьи