Краски для офсетной печати: состав, ассортимент, свойства

 

Краски для офсетной печати: состав, ассортимент, свойства

Наталья Марогулова

Состав офсетных печатных красок

Пигменты

Связующее

Вспомогательные вещества

Классификация офсетных печатных красок

Триадные краски

Смесевые краски

Металлизированные краски

Флуоресцентные краски

Краски повышенной интенсивности

Стойкие к истиранию краски

Светостойкие краски

Термохромные краски

Фолиевые краски

Краски для офсетной печати без увлажнения

Краски УФ-отверждения

Гибридные краски

 

В условиях разнообразия офсетных печатных красок, различных по своим свойствам и назначению, выбор красок, обеспечивающих в конкретных производственных условиях стабильно высокие результаты печати, оказывается достаточно сложной задачей. В России этот выбор осложняется тем, что в последние три-четыре года на наш рынок вышло значительное число поставщиков красок, которые прежде в нашей стране не работали. Многие из них хорошо известны в Европе и Северной Америке, но российским полиграфистам знакомы еще мало. Целью данной статьи является попытка классифицировать офсетные печатные краски по их свойствам и назначению, разобраться с составом, ассортиментом и основными различиями представленных на рынке красок, а также отметить некоторые технологические особенности использования этих красок.

Состав офсетных печатных красок

Основное назначение печатной краски – формирование на печатной основе (будь то бумага, картон, полимер или другая подложка) качественного многоцветного или одноцветного изображения. В состав печатной краски входят красящее вещество – твердая дисперсная фаза, связующее – жидкая дисперсионная среда, а кроме того, различные добавки, которые регулируют ее липкость, вязкость, скорость закрепления и ряд других свойств (рис. 1).

Рис. 1. Состав современной офсетной краски

В большинстве случаев в качестве красящего вещества в офсетных печатных красках используются пигменты. Это связано прежде всего со спецификой офсетного способа печати – наличием увлажняющего раствора.

В начало В начало

Пигменты

Пигменты – определяющие цвет краски мелкодисперсные порошки, нерастворимые в воде, масле и некоторых других растворителях. Пигменты можно разделить по их прозрачности (кроющей способности) на прозрачные, полукроющие и кроющие; по цвету – на бесцветные, цветные, черные и цвета металлов, так называемые металлические (рис. 2).

Рис. 2. Классификация пигментов

По химическому составу пигменты разделяются на органические и неорганические. В полиграфической промышленности для изготовления красок применяют в основном органические пигменты. Также применяются специальные пигменты, включающие, например, люминисцирующие вещества. К специальным можно отнести и перламутровые пигменты.

Органические пигменты имеют яркие и чистые цвета. В результате смешения красок, содержащих такие пигменты, можно получать самые разнообразные промежуточные оттенки. Это их свойство положено в основу таких систем, как, например, Pantone и «Радуга», которые позволяют получать широкую гамму разнообразных цветов при смешении нескольких базовых красок. Наибольшее применение в производстве печатных красок нашли фталоцианиновые органические пигменты (зеленый, голубой, синий) и азопигменты (желтый, оранжевый, красный).

Из неорганических пигментов в настоящее время наиболее востребованы металлические пигменты, которые представляют собой порошки, полученные механическим измельчением металлов и их сплавов. Они используются при изготовлении металлизированных красок. Для получения серебристых пигментов обычно используется алюминиевая пудра, а для золотистых – бронзовая, которую получают из сплава меди и цинка. Оттенок «золота» зависит от соотношения в сплаве меди и цинка: чем выше содержание меди, тем краснее оттенок (табл. 1).

Таблица 1. Цветовые оттенки металлизированных пигментов

НазваниеЦветовой оттенокМедьЦинк
Richgold Зеленоватый 70 % 30 %
Richpalegold Желтоватый 80 % 20 %
Palegold Красноватый 90 % 10 %
В начало В начало

Связующее

Связующее вещество является вторым обязательным составляющим печатной краски. Оно представляет собой жидкую фазу печатной краски, связывающую твердые частицы пигмента в единую дисперсную систему.

Важнейшие свойства краски, за исключением цветовых характеристик, зависят главным образом от состава и свойств связующего. Например, связующее определяет поведение краски в процессе печатания и от него же зависит способность краски закрепляться на оттиске. Тип связующего определяется назначением и видом печатной краски. Изменяя его состав, можно при помощи одного пигмента приготовить краску для любого способа печати.

Предназначенные для производства печатных красок связующие имеют общее название – «фирнисы». Связующие, как правило, имеют сложный состав, но в него обязательно входят пленкообразующие вещества; чаще всего это смолы или продукты их переработки, а также растворители этих смол (ароматические углеводороды, минеральные и растительные масла). В последние два-три года некоторые производители печатных красок выпустили новые красочные серии на основе натуральных веществ. В состав этих красок в качестве растворителей смол входят 100% натуральные (растительные) масла, а минеральные не используются; кроме того, все входящие в состав пигменты подобраны и обработаны с соблюдением всех норм по экологической безопасности. Как правило, в названии этих красок присутствуют слова NATURE или BIO. Данные краски обычно сертифицированы для использования в производстве детских изданий и пищевой упаковки.

В зависимости от состава связующего офсетные краски могут закрепляться на оттиске за счет следующих механизмов:

  • отделения растворителя в процессе впитывания;
  • химического пленкообразования – образование полимерной пленки под действием кислорода, содержащегося в воздухе (окислительная полимеризация), или фотохимической полимеризации под действием УФ-излучения;
  • сочетания этих способов (комбинированное закрепление).

Окислительная полимеризация может быть ускорена благодаря внешнему энергетическому воздействию. Для этого используются газовые и инфракрасные сушильные устройства.

Наименьшее время закрепления характерно для красок, содержащих в составе связующего специальные вещества, способные к полимеризации под действием УФ-излучения. Время пленкообразования в данном случае сокращается до сотых долей секунды. Облучение оттиска УФ-светом является необходимым условием их закрепления.

В начало В начало

Вспомогательные вещества

Существует большое количество вспомогательных веществ, которые позволяют регулировать свойства красок. Так, например, краскам могут быть приданы такие качества, как высокий глянец или матовость. Кроме того, при помощи различных добавок контролируют скорость высыхания красочной пленки, придают ей устойчивость к истиранию, высокую светостойкость, стойкость к тепловым воздействиям, водостойкость и устойчивость к маслам, спиртам, кислотам или щелочам, повышенную прозрачность или, наоборот, непрозрачность, регулируют другие свойства.

Обычно добавки вводят в краску в процессе ее изготовления, но при необходимости они могут быть добавлены и в готовую краску.

Для ускорения окислительной полимеризации применяют катализаторы, называемые сиккативами. Это соли кобальта, марганца, свинца и некоторых других металлов. Сиккативы вводят как при изготовлении краски, так и в уже готовую краску. В первом случае краски, как правило, являются оксидативно сохнущими. Данные серии характеризуются высокой скоростью первоначального и окончательного закрепления на оттиске, а при работе с ними следует избегать длительных остановок печатной машины.

Наряду с сиккативами, для регулирования скорости пленкообразования в краску вводят антиоксиданты, замедляющие окисление и пленкообразование. Необходимость в них возникает, если при длительной работе (или при остановке машины) краска начинает затвердевать на валиках красочного аппарата. Антиоксидантами являются ароматические фенолы и амины. Краски, в составе которых есть антиоксиданты, иногда называют «ночными», поскольку их можно оставлять на ночь в кипсейке печатной машины.

Некоторое представление о количествах сырьевых материалов в офсетных красках дает табл. 2.

Таблица 2

Сырьевой материалКраски для листового офсета, %
Пигмент
10-20
Твердая смола 25-35
Алкидная смола 5-15
Минеральномасляный разбавитель 0-30
Растительное масло 30-0
Добавки 8-12
Сиккативы 1-8
В начало В начало

Классификация офсетных печатных красок

Все офсетные печатные краски, независимо от их качества и известности торговой марки, можно условно разделить на следующие группы:

В зависимости от типа печатного оборудования:

  • для листовой печати;
  • для рулонной печати;
    • для рулонной печати с сушкой (HeatSet);
    • для рулонной печати без сушки (ColdSet).

В зависимости от системы увлажнения:

  • для печати с увлажнением;
    • для спиртового увлажнения;
    • для бесспиртового увлажнения;
    • универсальные;
  • для печати без увлажнения.

В зависимости от оптических характеристик:

  • цветные;
    • триадных цветов;
    • нетриадных цветов;
  • черные;
  • белила;
  • металлизированные;
  • перламутровые;
  • флюоресцентные.

В зависимости от способа закрепления:

  • закрепляющиеся в результате впитывания;
  • закрепляющиеся в результате окисления;
  • полимеризующиеся под действием УФ-излучения;
  • комбинированного закрепления.
В начало В начало

Триадные краски

В подавляющем большинстве случаев для воспроизведения оригинала способом четырехкрасочной печати используются триадные краски: желтая, пурпурная, голубая и черная.

Существуют различные виды триадных красок. Они могут быть как универсальными, так и предназначаться для работы со строго определенным видом запечатываемого материала или с определенным видом оборудования.

В начало В начало

Смесевые краски

Если оригинал содержит специальные «фирменные» цвета (например, в названии фирмы, ее логотипе, рекламе и т. п.), которые не удается подобрать по шкалам цветового охвата для используемой триады, то используют дополнительные смесевые краски, например Pantone. Очень часто смесевые краски применяются при печати этикеток и упаковки.

При изготовлении смесевых красок необходимо учитывать, что краски различных цветов имеют разную светостойкость, поэтому светостойкость составной краски будет соответствовать наименьшему значению для смешиваемых красок.

Не стоит судить о цвете печатной краски по тому, как она смотрится в банке. Прозрачная краска в банке выглядит темнее, чем на самом деле, и представление о ее истинном цвете может дать только контрольный оттиск, полученный на машине или на пробопечатном станке.

Иногда краска, выбранная по картам эталонных цветов или по книге подбора цветов, при печати не дает точного оттенка. В этих случаях, чтобы определить причину неудачи и способ ее исправления, необходимо обратить внимание на следующие факторы.

  1. Характеристики бумаги. В атласах подбора цветов есть образцы печати каждой краской на бумаге с покрытием (мелованной) и без покрытия (немелованной). Между ними есть существенная разница – цвета на мелованной бумаге всегда выглядят ярче и чище. Если для печати на немелованной бумаге подобрать краску по образцу, напечатанному на мелованной бумаге, то результат может сильно отличаться от ожидаемого.

    К значительному изменению цвета краски на оттиске может привести и цвет самой бумаги (например, ее желтоватый оттенок). Поскольку краски для офсетной печати часто бывают прозрачными или полупрозрачными, то через слой краски будет виден цвет бумаги. Этот эффект можно уменьшить, если к краске добавить непрозрачные белила (дозировка – до 50% и более).

  2. Толщина красочного слоя. Оттенок краски на оттиске может измениться при изменении толщины красочного слоя: чем он толще, тем выше значение оптической плотности. Таким образом, изменяя уровень подачи краски, можно добиться необходимых значений оптической плотности, однако существует предел, при превышении которого увеличение подачи краски не повлечет за собой увеличения оптической плотности.

    В свою очередь, ослабить интенсивность цвета краски, то есть получить более светлый ее оттенок, можно путем добавления прозрачных белил.

  3. Качество смывки красочного аппарата. При печати возможно изменение цвета светлых красок из-за их загрязнения в результате плохой смывки красочного аппарата красками, использовавшимися для предыдущей работы. Поэтому всегда рекомендуется производить глубокую очистку красочных валиков при переходе на светлые краски.

Краски Pantone могут быть «несохнущими в красочном ящике» (например, Pantone Fresh), оксидативно сохнущими (например, Pantone OXY), предназначенными для печати на матовых бумагах и упаковочных картонах, а также фолиевыми (для печати на невпитывающих поверхностях, например Pantone FOIL).

В начало В начало

Металлизированные краски

При работе с металлизированными красками одной из основных проблем является потеря пигментом блеска, предотвратить которую помогут следующие шаги:

  1. Тщательный контроль за подачей увлажняющего раствора. Подача увлажнения должна быть минимальной, иначе краски потеряют блеск из-за окисления металлических пигментов в воде. Для того чтобы свести к минимуму подачу воды, уменьшить эмульгирование краски и ускорить ее закрепление на оттиске, в увлажняющий раствор рекомендуется вводить изопропиловый спирт. Однако его концентрация не должна превышать 10%, так как большее количество спирта может привести к тенению (то есть к передаче краски пробельными элементами формы), к растворению защитной оболочки вокруг металлического пигмента и в результате вызвать потускнение краски.
  2. Отказаться от кислых добавок в увлажняющий раствор и использовать специально предназначенные для металлизированных красок добавки.
  3. Использовать качественные высокоглянцевые мелованные бумаги. При работе с немелованными бумагами возникает опасность впитывания в нее большей части связующего, в результате чего оттиски будут иметь очень низкую прочность на истирание (возможно осыпание металлического порошка). Поэтому бумагу с высокой впитывающей способностью рекомендуется предварительно запечатывать олифой или лаком.

    Показатель кислотности рН бумаги должен быть не ниже 7. Определить уровень кислотности бумаги поможет карманный рН-метр, работающий по принципу обесцвечивания бумаги, которое сигнализирует о степени кислотно-щелочной реакции. В ходе теста необходимо провести ручкой по бумаге и сравнить цвет оставшегося следа с шкалой, нанесенной на ручке.

  4. Количество краски, помещаемой в красочный ящик, следует минимизировать. Влага и кислород негативно воздействуют на краску – они вызывают коррозию и окисление пигмента. Поэтому при длительном пребывании в красочном ящике из-за изменений, происходящих с пигментом, краски теряют блеск.
  5. Усиления металлического эффекта позволит добиться предварительное запечатывание поверхности полутоном желтого цвета – для золота и голубого – для серебра.
  6. Не рекомендуется использовать добавки, ускоряющие высыхание, — они провоцируют окисление и снижают глянец оттисков. Ускорить закрепление красок и сохранить металлический блеск поможет применение ИК-сушки.

Опыт показывает, что при работе с металлизированными красками тиражестойкость печатных форм ниже, а расход красок выше (приблизительно 3,5 г/м2), чем при печати триадными красками (примерно 1,6 г/м2), что увеличивает затраты на печать тиража.

В начало В начало

Флуоресцентные краски

Флуоресцентные краски обеспечивают получение эффекта свечения, благодаря включению в их состав частиц люминофоров – веществ, способных люминесцировать (светиться). Люминофоры поглощают ультрафиолетовые лучи из невидимой области спектра или видимый свет и излучают свечение в определенной части видимой области спектра, благодаря чему достигается эффект свечения красочного слоя.

Флуоресцентные краски стали очень популярными в последние несколько лет. Они используются при изготовлении афиш, различной рекламной продукции, а также в картографии. Эти краски могут также применяться при печати продукции, которая нуждается в защите от подделок и фальсификации.

Цвет флуоресценции может быть подобран для любой части видимой области спектра. В цветовых справочниках Pantone представлены цвета флуоресцентных красок от Pantone 801 до Pantone 807.

С точки зрения технологии процесс печати флуоресцентными красками не отличается от печати традиционными офсетными красками. Для получения более качественных оттисков предпочтительнее печатать с металлических форм. Наилучшего эффекта удается добиться при нанесении на оттиск толстого слоя краски. Для повышения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов.

При печати необходимо избегать использования тонированной или цветной бумаги. Максимальный зрительный эффект флуоресценции дают яркие цветные плашки на черном фоне, а печати полутонов и мелких штриховых работ на белом фоне лучше избегать. Идеальной для печати флуоресцентными красками является немелованная бумага с хорошей впитывающей способностью. Хорошие результаты могут быть получены и на мелованной бумаге. При печати на мелованной бумаге рекомендуется добавление в краску сиккатива, чтобы улучшить ее схватывание с бумагой и повысить устойчивость красочного слоя к истиранию. Для дополнительного повышения прочности оттиска к истиранию рекомендуется лакировать изображение.

Следует учитывать, что смешивание флуоресцентных красок с обычными ведет к снижению или к исчезновению эффекта флуоресценции. Для того чтобы избежать загрязнения флуоресцентных красок красками других цветов, перед началом работы необходимо тщательно очистить печатную машину.

По своей природе флуоресцентные краски не являются устойчивыми к высоким температурам, поэтому не стоит использовать данные краски в тех случаях, когда послепечатная обработка предусматривает нагрев отпечатка.

В начало В начало

Краски повышенной интенсивности

Пигментация является важным фактором, определяющим выбор краски. Именно пигментация отвечает за такое явление, как структурообразование краски (взаимодействие пигментов краски между собой с образованием макрочастиц, так называемых агрегатов). Эти макрочастицы создают проблемы для движения краски в красочном аппарате.

На первый взгляд самым дешевым способом избавиться от структурирования является снижение концентрации пигмента в краске. Дешевым – поскольку стоимость краски напрямую зависит от пигментации. Однако при этом в обязательном порядке происходит увеличение расхода краски, так как для достижения установленных норм оптических плотностей плашек краску со слабой пигментацией приходится наносить более толстым слоем (рис. 3).

Использование красок с пониженным содержанием пигмента может привести и к ряду других проблем. Например, из-за увеличенной подачи краски большее ее количество остается на офсетной форме после разделения красочного слоя в процессе печати, что, в свою очередь, приводит к нарушению раската краски и соответственно к неравномерности оптических плотностей по печатному полю. В итоге добиться корректного воспроизведения цветов оказывается чрезвычайно сложно.

Кроме того, одним из важных свойств пигмента является его маслоемкость. В повышенной интенсивности используются пигменты с незначительной маслоемкостью. В красках низкоинтенсивных серий применяются пигменты с расширенной маслоемкостью, требующие большего количества воды, что приводит к известным сложностям при установлении и поддержании баланса «краска-увлажнение».

Однако основной проблемой при увеличенной толщине красочного слоя, конечно же, является отмарывание. При большой подаче краски отмарывание является основным показателем низкого качества краски с малой концентрацией пигментов.

В начало В начало

Стойкие к истиранию краски

В настоящее время значительная часть высококачественной полиграфической продукции, печатается на матовых мелованных бумагах. По сравнению с глянцевыми бумагами отпечатки на матовых бумагах получаются с эстетической точки зрения более сдержанными и элегантными, а кроме того, они не «бликуют» при чтении.

Некоторые считают матовую мелованную бумагу трудной для печати в связи с продолжительным временем впитывания краски, медленным высыханием и недостаточной прочностью красочного слоя к истиранию. Действительно, для достижения оптического эффекта матовости данные мелованные бумаги должны иметь шероховатую поверхность, чтобы падающий свет отражался в нескольких направлениях. В результате трения между шероховатой поверхностью этих бумаг и мягким красочным слоем возможно «осыпание» печатной краски на оттиске. Поэтому при печати на данных бумагах необходимо использовать сорта печатных красок, обладающие высокой прочностью к истиранию. При этом специальным краскам для матовых мелованных бумаг следует предпочесть сорта краски, характеризующиеся высокой прочностью красочного слоя к истиранию, а также высокой скоростью закрепления, поскольку чем больше время закрепления, тем менее прочен слой краски.

Все производители печатных красок предлагают серии с повышенной стойкостью к истиранию. Как правило, это оксидативно сохнущие краски, куда обязательно добавляются специальные воски, что делает эти серии, в большинстве своем, непригодными к последующему лакированию водно-дисперсионными или УФ-лаками.

В начало В начало

Светостойкие краски

Иногда к светостойкости печатной продукции предъявляются особые требования. Например, высокой светостойкостью должны обладать краски на упаковках и этикетках товаров, выставленных на магазинных витринах. Многие компании, производящие краски, выпускают специальные серии красок, обладающих повышенной светостойкостью и устойчивостью к действию щелочей.

Оценка светостойкости краски осуществляется для красочного слоя толщиной 1,5 мкм. Показатель светостойкости оценивается по баллам от 1 до 8 путем сравнения с эталоном «синяя шкала». В обычных красках для офсетной печати светостойкость желтой и пурпурной красок составляет 5 баллов, голубой и черной – 8 баллов. В сериях повышенной светостойкости светостойкость желтой и пурпурной краски обычно увеличена до 7 баллов.

Краски без запаха

Печатные краски обычно обладают довольно сильным запахом. Тем не менее при изготовлении упаковки для пищевых продуктов, когда наличие посторонних запахов недопустимо, используют специальные красочные серии без запаха. Как правило, эти краски сертифицированы для использования при изготовлении упаковки продуктов и сигарет.

Процесс печати этими красками не имеет существенных отличий от печати традиционными офсетными красками. Наилучших результатов можно добиться при работе с мелованными бумагами и картонами.

Одна из областей применения подобных красок – печать с последующим лакированием ароматизированными водно-дисперсионными лаками. Лак, содержащий микрокапсулы с душистыми веществами, наносится на поверхность запечатываемого оттиска, и изображение приобретает определенный запах. Применение традиционных красок может привести к тому, что запах лака будет испорчен неприятным запахом краски, поэтому при использовании ароматизированных лаков целесообразно печатать красками с незначительным собственным запахом.

В начало В начало

Термохромные краски

Сегодня нередко при оформлении упаковок и этикеток различных продуктов используются термохромные эффекты, заключающиеся в изменении цвета изображения при изменении температуры. Термохромные краски (Termochromic Inks) включают пигменты, которые при охлаждении до определенной температуры меняют свой цвет от бесцветного к цветному или при нагревании – от цветного к бесцветному. В зависимости от температуры рисунок на упаковке или этикетке либо проявляется, либо исчезает.

В связи с тем, что термохромные краски при комнатной температуре практически бесцветны, контроль качества печати затруднен. В качестве вспомогательного средства можно предложить использование пакета со льдом или охлаждающей аэрозоли.

Термохромные краски предназначены для листовой печати, причем печатные машины могут быть оснащены увлажняющими аппаратами любых типов. При печати необходимо наносить слой краски максимально возможной толщины, поскольку интенсивность термохромных красок несколько ниже, чем у обычных. Для увеличения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов. Другие параметры печатного процесса не отличаются от стандартных. В случае необходимости можно использовать сиккатив для улучшения закрепления краски на оттиске, но добавлять вспомогательные вещества следует очень осторожно, так как это может привести к потере краской термохромных свойств.

Для достижения наилучшего цветового контраста отпечатка цвет запечатываемой поверхности должен быть нейтрально белым. Бумаги, имеющие желтоватый оттенок, для печати термохромными красками использовать не рекомендуется.

Поскольку структура пигмента, использующегося в термохромных красках, довольно грубая, то лучше избегать сюжетов с большой площадью печатного изображения, а печатать штриховые изображения небольшого размера.

Если термохромная краска должна быть нанесена на невпитывающий материал, то запечатываемую поверхность вначале необходимо загрунтовать фолиевыми белилами.

В начало В начало

Фолиевые краски

Печать на невпитывающих материалах, таких как полимерные пленки, металлизированные бумаги или ламинаты, требует использования специальных фолиевых красок. Большинство других видов красок закрепляется за счет впитывания связующего или комбинированным способом, что делает их непригодными для печати на невпитывающих материалах. Для фолиевых красок характерно высыхание красочного слоя исключительно на поверхности и только путем окисления.

При печати фолиевыми красками необходимо учитывать следующее.

Для хорошего восприятия краски запечатываемый материал должен быть соответствующим образом обработан – требуется активация его поверхности, например путем обработки коронным разрядом. Для оценки восприятия поверхностью материала печатной краски используют специальный маркер с тестовой жидкостью. Поверхность считается пригодной для печати, если тестовая жидкость наносится на нее равномерно, без скатывания. В противном случае считается, что на данном материале нельзя печатать фолиевыми красками и он нуждается в дополнительной обработке. Если такая обработка в условиях типографии невозможна, то материал необходимо заменить.

Для работы с фолиевыми красками рекомендуется использовать спиртовое увлажнение. Подача увлажняющего раствора должна быть минимальной, при этом уровень кислотности pH у него не должен быть ниже 5.3, так как при более низком рН возникают проблемы с высыханием краски. Температуру в корыте увлажняющего аппарата рекомендуется поддерживать (при наличии такой возможности) в пределах 12-14 °С.

Фолиевые краски следует выкладывать в красочный ящик только перед началом печатания тиража, и при работе с ними не рекомендуется делать продолжительные перерывы, поскольку через 20-25 минут простоя краска в красочном аппарате засохнет и придется выполнять его смывку. Фолиевые смесевые краски (например, Pantone) готовят не ранее, чем за 24 часа до печати.

Печатание тиража рекомендуется производить на скорости не выше 4000 об./мин.

В начало В начало

Краски для офсетной печати без увлажнения

В последние годы все большее распространение получает офсетный способ печати без увлажнения. Причина этого кроется в таких его преимуществах по сравнению с традиционной технологией, как меньшее время закрепления красок на плохо впитывающих материалах и более высокая насыщенность оттисков.

Для сухого офсета разработаны как триадные, так и смесевые краски, например PANTON, а также металлизированные краски и масляные печатные лаки. Для данных красок могут использоваться те же вспомогательные вещества, что и для офсета с увлажнением. Вместе с тем следует отказаться от добавок, снижающих вязкость краски, так как при этом появляется опасность возникновения тенения.

Печатные машины для печати без увлажнения должны быть оснащены устройствами регулирования температуры красочных аппаратов и формных цилиндров. При работе на машинах, не оснащенных устройствами терморегулирования красочного аппарата, в результате сильного разогрева краски возможно ее восприятие пробельными участками формы.

При офсетной печати без увлажнения используются те же офсетные резинотканевые полотна и обрезиненные валики, что и для традиционной офсетной печати. Соответственно могут применяться аналогичные смывочные материалы.

Офсетная печать без увлажнения предусматривает использование специальных печатных пластин, позволяющих изготавливать формы с отталкивающими краску пробельными элементами. Режимы изготовления (экспонирования и проявления) и использования формных пластин должны соответствовать рекомендациям их изготовителей.

При офсетной печати без увлажнения могут использоваться мелованные и немелованные сорта бумаги или картона. В связи с высокой вязкостью печатной краски для того, чтобы избежать выщипывания, запечатываемый материал должен иметь хорошую прочность поверхностного слоя (для мелованной бумаги необходимо хорошее сцепление мелового покрытия с основой, немелованная бумага должна иметь поверхностную проклейку или быть каландрированной).

В начало В начало

Краски УФ-отверждения

В последнее время краски УФ-отверждения широко используются в упаковочном и этикеточном производстве, поскольку благодаря очень малому времени закрепления они позволяют производить отделочные операции непосредственно после печати. Кроме того, УФ-краски имеют высокий глянец, высокую интенсивность и хорошую прочность к истиранию.

Работа с УФ-красками имеет целый ряд особенностей.

Акрилаты, входящие в состав УФ-красок и лаков, могут вызывать разбухание поверхности обрезиненных валиков и резинотканевых полотен, что приводит к расслаиванию и разрыву их рабочей поверхности. Поэтому офсетная резина и валики должны иметь специальное покрытие EPDM (этилен-пропилен-диен-мономеры), устойчивое к УФ-краскам. Однако валики с EPDM-поверхностью не подходят для традиционных красок, так как они сильно деформируются при воздействии входящих в их состав алифатических углеводородов. Деформацию валиков с EPDM-покрытием могут также вызывать некоторые металлизированные УФ-краски. Поэтому для машин, на которых планируется работать как с УФ-, так и с традиционными красками, рекомендуется использовать нитрил-каучуковое покрытие валиков, для которого характерна минимальная деформация при взаимодействии с обоими видами красок.

Печатные пластины для усиления стойкости к УФ-краскам и специальным смывочным материалам должны предварительно подвергаться термообработке (обжигу).

Для корректировки свойств УФ-красок используются исключительные специальные добавки; применять стандартные вспомогательные средства нельзя. В увлажняющий раствор следует также вводить специальные добавки, отличающиеся более мощной буферной системой по сравнению с добавками для традиционного офсета.

Мощность УФ-сушилки выбирается в зависимости от скорости печати. Средняя мощность сушилки, как правило, должна быть около 80-120 Ватт/см.

УФ-краски отверждаются только под воздействием УФ-излучения, поэтому при работе с ними нет необходимости смывать печатную машину сразу же после печати. Краски могут находиться в кипсейке печатной машины длительное время, однако их следует предохранять от воздействия прямого солнечного света.

УФ-краски, как правило, имеют гарантийный срок хранения 12 месяцев с момента изготовления. Чтобы не сокращать гарантийный срок их хранения, необходимо выполнять следующие рекомендации: краски должны храниться при температуре от 15 — до 20 °C и на них не должен попадать прямой солнечный свет. Лучше всего складировать УФ-краски в темном помещении.

В начало В начало

Гибридные краски

Разработка гибридных красок ведется уже относительно давно. Впервые они были произведены в Западной Европе около 20 лет назад. В 1999 году фирмы Cure и San Chemical продолжили исследования в этой области. В переводе с латинского языка слово «гибрид» означает смесь из двух различных компонентов. Таким образом, гибридные краски упрощенно можно представить как смесь традиционных офсетных красок, базирующихся на растительных и минеральных маслах, и красок УФ-отверждения. Закрепление данной краски происходит комбинированным образом, то есть она закрепляется как посредством окислительной полимеризации, так и под воздействием УФ-излучения.

Основные достоинства данной группы красок следующие:

  • Гибридные краски обладают основными достоинствами УФ-красок: высокой скоростью закрепления, отсутствием необходимости в нанесении противоотмарывающего порошка на приемке, высоким глянцем и т.д., и всеми положительными свойствами традиционных красок, то есть являются менее агрессивными и токсичными, чем УФ-краски.
  • Гибридным краскам необходимо меньше энергии для закрепления, чем чистым УФ-краскам. При печати гибридными красками в машину можно встроить только одно промежуточное сушильное устройство вместо обычных двух-трех.
  • Перед последующей УФ-лакировкой «в линию» не требуется нанесение праймера: УФ-лак не может смешаться с краской. Таким образом, нет необходимости оснащать машину двумя лакировальными и двумя сушильными устройствами, что обусловливает ее компактность и меньшую стоимость.

Основным преимуществом гибридных красок перед красками УФ-отверждения считается их меньшая токсичность и агрессивность. Согласно заверениям производителей гибридных красок, при их использовании необязательно применять офсетные полотна и красочные валики со специальными покрытиями, а также агрессивные смывки для УФ-красок. Однако точные данные о процентном содержании УФ-компонента не известны, поэтому нельзя исключать того, что поверхности резины и валиков все-таки будут набухать и разрушаться, а традиционные смывки не смогут справиться с УФ-отверждаемой составляющей гибридных красок.

Одним из недостатков гибридных красок является невозможность запечатывания полимерных материалов, в то время как УФ-краски очень часто используется именно для печати на пластике. Еще одним недостатком является отсутствие металлизированных гибридных красок. Хотя надо отметить, что в результате доработки гибридных красок некоторые из перечисленных недостатков могут быть устранены и в скором времени мы получим более совершенные материалы, предназначенные для решения широкого круга задач.

***

Таким образом, краска – это нечто большее, чем просто материал для печати; это то, что отличает печатный продукт как таковой и одновременно придает ему индивидуальный характер. Поэтому только четкое представление особенностей офсетных красок позволяет типографиям ориентироваться в их многообразии, а дизайнерам воплощать в жизнь свои самые смелые идеи.

 

Литература:

  1. Марогулова Н., Стефанов С. Расходные материалы для офсетной печати. М., Русский университет, 2002.
  2. Валенски В. Бумага + печать. М., «Дубль В», 1996.
  3. Печать гибридными красками (по материалам MAN Roland). HGS Press, лето 2002.
  4. Материалы семинара компании «Gretag Macbeth» «Контроль качества цветной печатной продукции», 3 декабря 2002 года.
  5. Компания «Танзор Франц». Малая полиграфическая энциклопедия. Сборник специальных статей для технологов. Часть 1.

Мир Этикетки 1'2003

Похожие статьи