Ручной типографский станок на издательско-типографских марках

 

Ручной типографский станок на издательско-типографских марках

Е.Л.Немировский

Типографский станок Гутенберга

Типографский станок на издательско-типографских марках

 

Описание и кинематическая схема ручного типографского станка

Описание и кинематическая схема ручного типографского станка

Первое технически грамотное описание ручного типографского станка, сопровожденное гравюрой, мы найдем в книге архитектора итальянского города Падуи Витторио Цонки (1568-1602), посвященной различным механическим устройствам. Книга увидела свет в 1607 году. Вот как описывает Цонка конструкцию стана: «Винт A должен быть отлит из меди, ибо тогда он лучше и чище. Его можно сделать и из железа, но это не так хорошо; он должен иметь четырехгранную (винтовую. – Здесь и далее примечания мои. Е.Н.) нарезку. Винт входит в гайку (на гравюре она не видна), также сделанную из металла, и она не выпускает винт за поперечину (то есть за горизонтальную поперечную балку). Нажимная плита также отливается из цветного металла, чтобы быть гладкой, ибо она должна ровно нажимать на шрифт. Из железа она будет хуже, ибо с помощью молота ее трудно сделать такой ровной… Если же хотят сделать нажимную плиту из дерева, то надо взять оливковую древесину. Внизу на винте висит четырехгранная железная букса D, которая с помощью шнуров поднимает нажимную плиту вверх. Эта букса имеет четырехугольную форму для того, чтобы винт лучше нажимал своей конической (лишенной нарезки) частью на нажимную плиту… Букса прикреплена к (лишенной нарезки) части винта штифтом… таким образом, что при вращении винта букса перемещается (возвратно-поступательно вниз и вверх). На высоте в 2,5 фута (75 см), на которой человеку удобно работать, установлен стол E… занимающий пространство между стойками G, заключающими всю конструкцию. На столе движется каретка EE, в которой заключен шрифт (то есть печатная форма). Рабочий передвигает каретку взад и вперед ручкой с помощью шнура, намотанного на барабан N. Внизу под кареткой прикреплено несколько железных полос и несколько таких же — F — на столе, по которому каретка, смазанная маслом, легко скользит. После того как рабочий сделает нажимным рычагом B движения к себе и обратно, он с помощью рукоятки (на гравюре печатник держит ее левой рукой) перемещает тележку вправо, открывает раму наподобие окна (открытая и закрытая каретка E изображена внизу справа), вынимает оттуда отпечатанный лист, берет обеими руками наполненные шерстью мацы M, опускает их в типографскую краску из ламповой сажи, льняного масла и смолы, один или два раза ударяет их друг о друга (точнее, растирает краску вращательным движением мац), затем набивает краской шрифт, накладывает чистый лист, закрывает каретку, смещает ее налево, дергая за рычаг B и вращая винт A, смещает нажимную плиту вниз и так повторяет печатание».

Изображение типографского стана из книги Витторио Цонки

На иллюстрации к книге Витторио Цонки изображены отдельные части ручного типографского станка. Слева внизу — букса D и входящий в нее винт C с конической нажимной частью. Слева вверху — каретка в закрытом состоянии, а под ней — рукоятка механизма для перемещения каретки. Этот механизм N отдельно изображен в нижней центральной части рисунка. Мы видим барабан, снабженный рукояткой и обмотанный шнуром, концы которого прикрепляются к каретке. Рядом лежат мацы M. Справа от них — рама для установки наборной формы. Раму эту устанавливают в каретку E, которую мы видим в правой части гравюры.

Кинематическая схема ручного типографского станка

Принцип действия ручного типографского станка мы поясняем кинематической схемой. Наборная форма заключена в раме, установленной на каретке 1, которая имеет возможность возвратно-поступательного движения вдоль стола 2. К каретке шарнирно прикреплена декельная рамка (тимпан) 3, а к последней — рамка (фрашкет) 4, предохраняющая поля оттиска от попадания краски. Декельная рамка затянута листом пергамена, выравнивающего давление печатания. На рамке закреплены иголки-пунктуры, на которые накалывают лист бумаги. После этого на декельную рамку опускают фрашкет, а затем декельную рамку с фрашкетом накладывают на наборную форму и с помощью рукоятки приводят во вращение цилиндр 5. Последний при помощи шнуров 6 перемещает каретку под нажимную плиту (тигель) 7. Тигель подвешен на шнурах 8 к буксе 9 (на Руси ее называли «орех»), которая подвижно установлена на цилиндрическом выступе 10, жестко скрепленном с винтом 11. При перемещении нажимного рычага (куки) 12 винт, смещаясь в гайке 13, своей нижней лишенной нарезки конической частью 14 прижмет тигель к листу, лежащему поверх набитой краской печатной формы. При обратном движении рычага букса смещается вверх и поднимает тигель, подвешенный на шнурах. Затем каретку, вращая с помощью рукоятки барабан 5, выводят из под тигля, раскрывают ее и снимают готовый оттиск.

 

Одна из групп ранних издательско-типографских марок представляет особенно большой интерес для историков полиграфической техники. На них изображены типографии и, самое главное, ручной типографский станок. Но прежде чем говорить об этих марках, ознакомимся с конструкцией станка, который, как утверждают, изобрел Иоганн Гутенберг.

Типографский станок Гутенберга

Фрагменты типографского стана, будто бы найденные в Майнце

В свое время аббат Иоганн Тритемий (Johannes Trithemius, 1462-1516) утверждал, что Иоганн Гутенберг жил в городе Майнце в доме под названием «Цум Юнген». Потомки своеобразно почтили память великого изобретателя: в XIX столетии в доме открыли пивную, которая именовалась «У Гутенберга», а 22 мая 1856 года владелец пивной Бальтазар Борзнер, раскапывая земляной пол в подвале, метрах в пяти от уровня мостовой обнаружил древнеримские монеты, осколки керамики, печные изразцы и несколько дубовых балок. На одной из них сохранилась резная надпись: J MCDXLI G.

Реконструкция станка Иоганна Гутенберга

Запись расшифровали как инициалы Иоганна Гутенберга и указание на 1441 год. Сами же балки посчитали частями типографского станка. Дрезденский коллекционер Генрих Клемм (Heinrich Klemm, 1819-1885) в скором времени приобрел находку за немалую сумму. По его заказу отсутствовавшие детали стана были восполнены. Впоследствии, когда коллекция Клемма легла в основу Немецкого музея книги и шрифта, открытого в июле 1885 года, в экспозицию вошел и станок1. Это было сравнительно небольшое сооружение в виде стола, по сторонам которого вертикально установлены массивные дубовые балки, а между ними — горизонтальная перекладина с упомянутой выше надписью. В перекладине предусмотрено отверстие для винта, на котором укреплена колоколообразная деталь с рычагом для вращения винта. Непосредственно на этой детали расположена доска для прижимания листа к наборной форме, установленной на столе. Станок в таком виде работать не может, ибо доска должна быть подсоединена к винту подвижно. В противном же случае при вращении винта она также должна вращаться, а этому мешают вертикальные балки.

В общем, реконструировали станок, не задумываясь над смыслом его работы. Однако дело даже не в этом: в XV веке число 400 писали римскими цифрами не так, как это делается теперь — CD, а следующим образом: СССС. Да и имя Иоганн начиналось не с буквы «J», а с «I». К тому же в 1441 году Гутенберг жил не в Майнце, а в Страсбурге. Это сразу насторожило майнцских патриотов: получалось, что книгопечатание вообще и типографский стан в частности изобретены не в Майнце. Как мог этот станок оказаться в подвале дома «Цум Юнген» — тоже непонятно, ибо наивно предполагать, что Гутенберг привез с собой станок из Страсбурга (столь несложную конструкцию он мог соорудить и вторично уже в Майнце). Поэтому всю историю с находкой частей стана сочли фальсификацией2.

А теперь подумаем о том, какая задача стояла перед Гутенбергом, когда он собирался механизировать печатный процесс. Во-первых, чтобы получить оттиск с наборной формы, ее прежде всего нужно покрыть краской. Во-вторых, следует аккуратно наложить на набор чистый лист бумаги. В-третьих, лист необходимо плотно и, что особенно важно, равномерно прижать к форме – такова третья операция. И наконец, в-четвертых, следует снять готовый оттиск с набора. Судя по всему, первую, вторую и четвертую операции Гутенберг осуществлял вручную, а механизировано было лишь получение оттиска, происходившее под большим давлением.

По подсчетам специалистов, удельное давление в этом случае должно быть равно 8,2 кг/см2. Суммарное давление печати можно определить по формуле:

Q = pF,

где p — удельное давление, а F — площадь формы.

Подставляя соответствующие значения для 42-строчной Библии (главного издания Иоганна Гутенберга), имеем:

Q = 8,2 х 19,9 х 29,0 = 4518,2 кг.

Получить давление в четыре с половиной тонны, вручную прижимая доской лист к набору, невозможно, но печатный станок Иоганна Гутенберга позволял это делать, прикладывая сравнительно небольшое усилие к рычагу, приводящему во вращение нажимной винт. Это было большим достижением, ибо давало значительный выигрыш во времени и снижало трудоемкость рабочего процесса.

Размышляя над тем, как механизировать операцию получения печатного оттиска, Гутенберг в качестве основы мог использовать уже существовавшие к тому времени механизмы для создания давления между двумя горизонтальными плоскостями. Самый известный из таких механизмов — это пресс, применявшийся в виноделии. Виноград укладывали на столе со стоком, под которым ставили бочку. По бокам стола находились две массивные вертикальные балки, а в их пазах была подвижно установлена горизонтальная доска. Давление создавалось с помощью винтового шпинделя, ходившего в гайке, закрепленной в горизонтальной перекладине между двумя вертикальными балками. Шпиндель вращали с помощью прикрепленного к нему колеса, которое приводилось в движение веревкой, наматываемой на ворот. Аналогичную конструкцию имел пресс для обжимки влажных стоп бумаги в бумагоделательном производстве: стопу помещали на горизонтальную перекладину, закрепленную между вертикальными балками, а прижим осуществлялся подвижной горизонтальной доской, приводимой в движение нажимным винтом. Винт вращали рычагом, который вставляли в отверстие в буксе. Винт можно было фиксировать в определенном положении с помощью храпового механизма.

Строгую параллельность горизонтальных плоскостей с помощью технических средств XV столетия вряд ли можно было обеспечить, поэтому изобретатель европейского книгопечатания решил пойти по другому пути. Равномерность натиска по всей поверхности печатной формы он обеспечил с помощью мягкого материала (ткани или пергамена), который помещали между нажимной плитой и листом бумаги, лежащим на покрытой краской форме. Материал компенсировал непараллельность плоскостей и их неровности. Впоследствии такой материал получил название декеля.

Накладывать лист и декель на форму, находящуюся под нажимной плитой, и наносить в этом положении краску на форму было очень неудобно. Значит, следовало создать устройство, которое могло бы периодически перемещать форму под плиту и обратно. Для этого форму устанавливали не прямо на стол, а на подвижную каретку. Такие каретки мы видим уже на гравюре 1499 года, где впервые был изображен печатный станок, и на изображениях станка на издательских и типографских марках начала XVI века.

К тому же нужно было придумать механизм, обеспечивающий точное наложение листа на наборную форму. Каретка в открытом положении, снабженная механизмом для наложения листов, впервые была изображена на гравюре из «Швейцарской хроники», напечатанной в Цюрихе в 1548 году Христофором Фрошауером3. Мы видим здесь мастера, который двумя кожаными подушечками набивает краску на печатную форму, помещенную в каретке. К последней шарнирно прикреплена рама, на которую натянут декель. Второй рабочий снимает с этой рамы уже отпечатанный лист. В дальнейшем на его место будет положен чистый лист бумаги. К декельной раме, также на шарнирах, прикреплена рама, предохраняющая поля оттиска от попадания на них краски. Раму эту удерживает в нужном положении прикрепленный к ее нижней части выступ, упирающийся в стол типографского станка. На гравюре Иоста Аммана 1568 года для этой цели служит круглая в сечении палка, установленная на полу типографии.

Изображение печатного стана на гравюре Иоста Аммана

Был ли механизм для наложения листов в станках, стоявших в типографии Иоганна Гутенберга? Видимо, был, и вот почему. Для точности наложения листа на декельной рамке устанавливали иголки, на которые накалывали лист. Такие иголки, а также отверстия, образуемые ими в бумажном листе, называются пунктурами. В изданиях Иоганна Гутенберга, в том числе и в 42-строчной Библии, пунктуры есть. Их разное количество, и размещены они в разных местах. Это позволяет гутенберговедам определять, какое количество типографских станков стояло в мастерской Гутенберга.

В начало В начало

Типографский станок на издательско-типографских марках

В начале XVI века изображения печатного станка начинают встречаться на издательско-типографских марках. Первую такую марку мы находим на книгах Иоста Бадия Асцензия (Jodocus Badius Ascensius, 1462-1535). Этот известный гуманист и типограф происходил из Гента, древнего портового города в Восточной Фландрии. Учился он в Париже и здесь провел большую часть жизни. Собственную типографию Асцезий основал в 1505 году. В общей сложности этот типограф напечатал около 700 книг, издавал классиков античной литературы, произведения современных ему писателей, учебные пособия, неизменно украшая их издательско-типографскими марками.

Издательско-типографская марка Иоста Бадия Асцензия

Издательская марка Асцензия представляет собой удлиненный по вертикали прямоугольник, помещенный в двойную рамку. На марке изображена типография, в центральной части которой стоит ручной типографский станок. Справа от него около наборной кассы сидит наборщик, который держит в правой руке верстатку. Левая же рука берет их кассы нужную литеру. На кассе укреплен тенакль — приспособление для удерживания оригинала. Слева от станка два рабочих. Один из них (его называли бытыйщиком) держит в руках мацы — укрепленные на ручках и заполненные шерстью или конским волосом кожаные подушечки, которыми набивали печатную форму краской. Второй рабочий (тередорщик) приводит в действие типографский станок, дергая за рычаг — куку.

На горизонтальной перекладине станка мы видим надпись: «Prelum Ascensianum» — так Асцензий именовал свою типографию (prelum древние римляне называли пресс, применявшийся в виноделии). В нижней части марки помещены инициалы типографа: «IAB».

Издательско-типографская марка Петруса Кайзера

Книги Бадия Асцензия расходились по всей Европе и пользовались неизменным успехом. Неудивительно, что многие типографы в различных странах стали копировать его издательско-полиграфическую марку. Едва ли не первым это сделал Петрус Кайзер, который на своих книгах ставил латинское имя Цезарь. Издательскую марку Асцензия он скопировал почти без изменений, лишь немного уменьшив ее и заменив надпись на перекладине типографского станка на «Prelum Cesareum». В нижней части марки Петрус Кайзер ставил свою монограмму — «РС». Кайзер обычно помещал марку на титульном листе книги непосредственно под названием.

Издательско-типографская марка Якоба де Бреда

В середине второго десятилетия XVI века издательско-типографскую марку Асцензия скопировал работавший в Девентере Якоб де Бреда (Jacob de Breda). На перекладине типографского станка он ставил «Prelum Jacobi», а в нижней части марки выгравировал свои инициалы «JB».

Издательско-типографская марка Олдржиха Веленского

В 1519 году такой же знак начал ставить на своих изданиях происходивший из Мюнхена, но работавший в Чехии мастер Олдржих Веленский. Этой маркой он украсил изданный им трактат Эразма Роттердамского. Здесь на перекладине станка мы читаем «Prelum Uldricianum».

Все эти заимствования, видимо, раздражали Асцензия. Во всяком случае, в конце жизни он несколько изменил рисунок своей издательско-типографской марки.

Другой рисунок мы видим и на сигнете работавшего в Девентере Дирка ван ден Барне (Dirk van den Barne). Рабочих здесь не три, а четыре. Наборщик изображен слева от типографского станка. Тередорщик не дергает за куку, а вращает рукоятку для перемещения каретки с печатной формой под нажимную плиту и обратно. Четвертый рабочий осторожно несет только что отпечатанный лист для просушки.

Типографские станки в эти годы изображались и на картинах великих художников Лукаса Кранаха Старшего (1520 год) и Альбрехта Дюрера (1525 год).

В дальнейшем типографы изменяют конфигурацию издательской марки, отказываясь от прямоугольника и помещая изображение в окружность или в овал. Таковы сигнеты одного из лондонских мастеров, работавшего около 1560 года, а также французских печатников Жака и Жильема Буше (Jacques et Guillaume Bouchet), типография которых находилась во французском городе Пуатье. Под изображением стана они поместили девиз «Je rends la vie au mort». Французские типографы использовали и марку геральдического характера: в верхней части сигнета два ангела поддерживают гербовый щит, на котором изображен лев, а второй щит — в нижней части гравюры — поддерживают крылатые олени. На щите стоит монограмма «JGB».

Издательско-типографская марка Жака и Жильема Буше

Геральдическая издательско-типографская марка Жака и Жильема Буше

Требовать от всех гравюр с изображениями типографского станка технической достоверности мы, конечно, не можем. Но о том, насколько верно на марках изображена конструкция ручного типографского стана, читатель сможет судить, сравнив их с кинематической схемой станка, описание которого приведено в книге Витторио Цонки.

Мир Этикетки 1'2003

Похожие статьи