Как оценить возможные преимущества и риски до внедрения ERP-системыРадислав Александрович Бирбраер Сергей Михайлович Щепин Вячеслав Вячеславович Столповский Экспериментальные проекты СОЛВЕР Экспериментальный проект СОЛВЕР и ЗМК Выводы по результатам экспериментального проекта СОЛВЕР и ЗМК
SAP в мире и в странах СНГ Безусловным лидером на мировом рынке программных продуктов для автоматизации и информационной поддержки финансово-хозяйственной деятельности предприятия является немецкая фирма SAP AG, а ERP-системой номер один в мире признано ее программное обеспечение R/3. Доля фирмы SAP на рынке производителей ПО для планирования ресурсов предприятия в России составляет 43% (по данным IDC за 2001 год). Сегодня у фирмы SAP свыше 14 тыс. клиентов, 12 млн. пользователей более чем в 120 странах мира, в том числе в странах СНГ и Балтии (более 200 клиентов и 15 тыс. пользователей). ПО SAP R/3 переведено на русский язык и полностью адаптировано к российскому законодательству. Система сертифицирована Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации по 4-му классу защищенности от несанкционированного доступа к информации. Система R/3 успешно используется на таких российских предприятиях, как Сургутнефтегаз, Туламашзавод, Свердловэнерго, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Чепецкий механический завод, Воронежсинтезкаучук, Черногорнефть и др. Портрет компании СОЛВЕР Инженерно-консалтинговая фирма СОЛВЕР создана в 1993 году. Ее сотрудниками являются сертифицированные специалисты с многолетним опытом работы в области автоматизации производства: консультанты, программисты, конструкторы и технологи, инженеры по наладке и обслуживанию оборудования с ЧПУ. Основное направление деятельности компании — создание действующих прототипов систем:
Действующие прототипы создаются на базе внедрения поставляемых фирмой комплексов программно-технических средств, технологического оборудования, а также на основе объектов управления, проектирования и изготовления, актуальных для предприятия-клиента. СОЛВЕР имеет сертификаты ведущих зарубежных производителей оборудования и программного обеспечения. Основа стратегии СОЛВЕР — давать не общие рекомендации и инструкции, а вместе с клиентами добиваться успехов в реализации совместных проектов, то есть от состояния «как есть» к состоянию «как надо». «Энергомашкорпорация — Завод металлоконструкций» Основная продукция Белгородского завода металлоконструкций (ЗМК) — это узлы строительных металлоконструкций, изготавливаемые по индивидуальным заказам. Например, продукция завода использовалась при строительстве таких сооружений, как памятник на Поклонной горе, храм Христа Спасителя, репетиционный зал Большого театра, стадион «Лужники» в Москве. На производственных мощностях Белгородского завода металлоконструкций были изготовлены памятники Христофору Колумбу, установленные затем в Севилье (Испания) и Майами (США). Система управления качеством предприятия сертифицирована на соответствие стандарту ИСО 9000. За 11 месяцев 2001 года объемы производства ЗМК возросли более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2000 года. При активной поддержке ОАО «Энергомашкорпорация» на ЗМК в кратчайшие сроки был построен и введен в эксплуатацию цех горячего оцинкования металлоконструкций. Это позволило резко увеличить объем заказов и послужило толчком для комплексного технического перевооружения предприятия. Предполагается, что рост объемов производства будет происходить за счет увеличения выпуска оцинкованных металлоконструкций, доля которых в объеме производства увеличится с 18 до 60% по отношению к 2001 году.
Инженерно-консалтинговая фирма СОЛВЕР (SOLVER) предлагает комплексные решения для построения эффективного бизнеса машиностроительных предприятий, охватывающие все его «этажи» (см. рис.). В предыдущих статьях мы рассматривали проблемы и способы их решения для второго «этажа» бизнеса предприятия рассказывали о программных и аппаратных средствах, технологиях и методиках, позволяющих значительно повысить конкурентные преимущества выпускаемой продукции путем автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства, приводили примеры положительного опыта предприятий-клиентов. В этой статье речь пойдет о предложениях фирмы СОЛВЕР, касающихся третьего «этажа» — управления предприятием, которые будут рассмотрены на примере совместного экспериментального проекта фирмы СОЛВЕР и Белгородского завода металлоконструкций. В настоящее время происходит существенный рост объемов производства российских машиностроительных предприятий и очевидными становятся недостатки и ограничения применяемых ранее методов планирования и управления, во многом обусловленные состоянием информационных систем предприятий. Эффективное управление сегодня без качественной информационной поддержки просто невозможно. Поэтому задача повышения эффективности управления предприятием напрямую связана с внедрением автоматизированных систем управления (АСУП) и информационной поддержки финансово-хозяйственной и производственной деятельности — ERP-системы (Enterprise Resource Planning — планирование корпоративных ресурсов). Сейчас на рынке предлагаются как отечественные, так и зарубежные системы. Считается, что отечественные программные продукты более адаптированы к российским условиям. Тем не менее пока ни одна из российских систем не соответствует в полной мере общепризнанным требованиям, предъявляемым к ERP-системам. Предлагая неплохие решения по отдельным подсистемам АСУП (финансово-экономический комплекс, материально-техническое обеспечение и т.д.), они не объединяют в единое целое основные направления деятельности промышленного предприятия (в частности, недостаточно развиты функции планирования и управления производством). Внедрение же любой зарубежной ERP-системы, пусть и обладающей значительно большей функциональностью, гибкостью и способностью к расширяемости, всегда связано с проблемой ее адаптации к специфике российских предприятий. Модель современного промышленного предприятия, представленная в виде пирамиды, имеет по меньшей мере четыре «этажа», функционирование которых обеспечивается производственными и информационными технологиями Практика экспериментальных (пилотных) проектов могла бы позволить более точно оценить преимущества и риски, связанные с внедрением той или иной ERP-системы, и в случае положительного результата заложить фундамент для последующего проекта внедрения. Экспериментальные проекты СОЛВЕРФирма СОЛВЕР — одна из немногих российских компаний, предлагающих предприятиям экспериментальные проекты по внедрению передовых технологий и оборудования, в том числе и в области услуг по созданию систем управления предприятием на базе программного комплекса R/3 немецкой компании SAP AG. В ходе таких проектов моделируются и решаются задачи, соответствующие конкретным требованиям бизнеса конкретного предприятия. Проведение экспериментальных проектов основано на партнерстве участников и не требует больших финансовых затрат со стороны предприятий-клиентов. Результаты, полученные в рамках экспериментального проекта, позволяют предприятию точнее оценить перспективы, возможности и риски, связанные с полномасштабным внедрением новой информационной технологии. Как правило, подобный проект выполняется в течение 2-4 месяцев рабочей группой, включающей специалистов предприятия и консультантов СОЛВЕР. Благодаря этому на самых ранних этапах совместной деятельности происходит формирование ядра будущей проектной команды, достигается взаимопонимание по таким важнейшим вопросам, как цели и объемы работ, ожидаемые результаты, методы управления проектом. Экспериментальный проект СОЛВЕР и ЗМКВ настоящее время используемая на предприятии информационная система создана силами отдела АСУП ЗМК и позволяет достаточно эффективно решать важные задачи управления. В плане дальнейшего развития системы предполагается решение следующих задач:
Учитывая характер производства ЗМК, стратегия развития системы управления и информационной системы нацелена на поддержку его основного бизнес-процесса — изготовления металлоконструкций по заказу клиента, то есть на проектное выполнение заказа клиента. В ОАО «Энергомашкорпорация», дочерним предприятием которого является ЗМК, в качестве базовой платформы была выбрана система SAP R/3. Таким образом, для ЗМК основной вопрос заключался в определении подходов к ее развертыванию. В настоящее время при внедрении системы R/3 на российских предприятиях доминирует подход, при котором в рамках отдельной проектной очереди создаются подсистемы в соответствии с модульной структурой R/3. Внедрение, как правило, начинается с модуля финансовой бухгалтерии и отдельных модулей логистики, таких как «Сбыт», «Закупки» и «Управление материальными потоками». Часто также используется функциональность модуля контроля и управления основными средствами. Возможности R/3 по планированию и управлению производством задействуются в единичных случаях. Обычно каждая очередь проекта по развертыванию системы R/3 на предприятии занимает от шести-девяти месяцев до полутора лет. Таким образом, для ЗМК создание системы в объеме, обеспечивающем новое качество основного бизнес-процесса, при модульном внедрении R/3 может занять более трех лет, отодвигая тем самым получение реальной экономической отдачи от инвестиций в информационные технологии. Сотрудничество с СОЛВЕР дало руководству и специалистам ЗМК возможность исследовать перспективы и риски альтернативного подхода — процессно-ориентированного внедрения R/3. СОЛВЕР располагает набором необходимых технологий и опытом, оказывая услуги по внедрению SAP R/3 и CAD-системы Pro/ENGINEER. Таким образом, совпадение интересов обоих предприятий привело к реализации экспериментального проекта с целью создания макета информационной системы (ИС), обеспечивающей поддержку основного бизнес-процесса ЗМК — проектного выполнения заказа клиента. Объем экспериментального проекта включал конструкторско-технологическую подготовку производства средствами программного комплекса Pro/ENGINEER и моделирование основных бизнес-процессов в R/3 по изготовлению эталонного изделия «Водонапорная башня V=15 м3». Для разработки конструкторской документации использована верхняя часть башни — как наиболее сложная и отражающая основные технологические процессы сборки конструкций. Для работы по проекту была создана проектная группа, в которую вошли с одной стороны специалисты ЗМК — эксперты по бизнес-процессам, с другой — специалисты СОЛВЕР — консультанты по функциональным сферам и модулям системы R/3, а также конструкторы и технологи — специалисты по программному комплексу Pro/ENGINEER. Основные работы по проекту проводились в Воронеже в офисе фирмы СОЛВЕР. Для ознакомления с возможностями системы R/3, прогона демонстрационных примеров использовалась демонстрационно-обучающая система R/3 IDES1, а также система разработок СОЛВЕР. Перед проектной группой были поставлены следующие задачи:
В качестве источников информации для ознакомления с действующими на ЗМК бизнес-процессами и информационной системой использовались:
Для определения функциональности R/3, относящейся к поддержке выполнения заказа клиента, использовался инструмент «База данных вопросов и ответов» (ASAP Q&ADb), разработанный фирмой SAP для эффективного управления проектами по внедрению ее решений. При помощи этого средства был сформирован объем проекта — выбраны стандартные бизнес-процессы SAP, использование которых может быть целесообразно для ЗМК. При этом отмечена высокая степень соответствия стандартных процессов R/3 и бизнес-процессов ЗМК. В ходе работы моделировались следующие бизнес-сценарии:
Кроме того, были исследованы и применены следующие возможности системы:
Выводы по результатам экспериментального проекта СОЛВЕР и ЗМК
В настоящее время на ЗМК проводится масштабная реконструкция основного производства, однако подготовка к модернизации системы управления на основе возможностей ПО SAP не снимается с повестки дня. Наработки экспериментального проекта, проведенная оценка возможностей R/3 по поддержке сквозного бизнес-процесса выполнения заказа клиента в интегрированной инфраструктуре CAD-ERP будут использованы при подготовке к полномасштабному внедрению новой информационной системы. Мир Этикетки 8'2002 |