Всё об этикетках

Российская пивная этикетка

 

Российская пивная этикетка

Ирина Лаптева

Производители этикетки

Тенденции рынка пивной этикетки

Дизайн этикетки

 

Если первоначально этикетка предназначалась для идентификации продукта, то сегодня ее основное назначение — привлекать внимание, быть запоминающейся, формировать у потребителя определенный образ товара и, в конечном счете, способствовать его продаже.

Качество этикетки зависит не только от дизайна, но и от выбранных материалов и способов производства. Основной используемый материал — это, естественно, этикеточная бумага, цена которой составляет от половины до двух третей стоимости этикетки. К числу главных поставщиков бумаги в Россию, относятся такие страны, как Финляндия, Швеция, Германия, Франция, Италия. Краски для печати этикеток поставляются в основном из Германии и Финляндии, а припрессовочная фольга — из Германии и Голландии.

Плотность большинства сортов этикеточной бумаги, которая ввозится в нашу страну, лежит в диапазоне от 70 до 90 г/м2. Для изготовления элитарных этикеток, требующих устойчивого тиснения и прочей обработки, применяется бумага плотностью до 100 г/м2. Бумага выпускается как в виде ролей, так и в виде пачек.

Поскольку в России нет пивоваренных предприятий, работающих только со своей возвратной тарой, для изготовления отечественных пивных этикеток используется щелочестойкая бумага.

Качество этикеточной бумаги особенно важно при использовании скоростных автоматов этикетирования мощностью 60-80 тыс. бутылок в час. Если же требования к влагостойкости этикетки не слишком высоки, может использоваться средневлагостойкая бумага, что позволяет получать заметную экономию. Но в тех случаях, когда требуется металлизация этикетки, то, чаще применяют влаго- и щелочестойкую бумагу.

Цена на этикетки, используемые, например, компанией «Балтика» или концерном Sun-Interbrew (торговая марка «Толстяк»), составляет 4-7 долл. за тысячу комплектов. По мнению специалистов, несмотря на рост стоимости бумаги, цена этикетки в последнее время снижается, что свидетельствует о конкуренции в этом секторе рынка. Весной и летом объемы этикеточной бумаги составляют две трети годового, что объясняется ростом потребления напитков.

Производители этикетки

Исторически мощная полиграфическая база складывалась в центральном регионе и на Северо-Западе России. Это вполне объяснимо, поскольку в Москве и Санкт-Петербурге расположены самые крупные предприятия пищевой промышленности. Так, в Санкт-Петербурге функционируют два предприятия, которые начали работать еще в XIX веке, — «Комбинат цветной печати» и «Полиграфоформление». Среди новых предприятий, специализирующихся на этикетке, можно назвать типографии Multiprint (Санкт-Петербург) и «Знак» (Москва). Крупнейшими предприятиями по объемам изготавливаемой продукции являются «Черноголовка-типография», LBL, «Знак», Первая образцовая типография и петербургские — «Полиграфоформление» и «Экотек».

В качестве примера одного из лидеров последних лет в области полиграфии можно привести предприятие «Черноголовка-типография». Первоначально компания создавалась для обслуживания потребностей предприятий, входящих в «Группу ОСТ». Проект был разработан специалистами концерна Heidelberg. На стадии проекта планировалось загрузить производство на 70% внутренними заказами и на 30% — сторонними, но сегодня именно заказы со стороны составляют основную часть загрузки типографии. Бывшее подсобное подразделение выделилось в самостоятельное предприятие, среди заказчиков которого такие компании, как Клинский пивокомбинат и «Пивоварня "Москва-Эфес"». Самые известные марки — «Клинское», «Толстяк», «Сибирская корона», «Старый мельник».

Типография «Ами-пресс» производит этикетки для Москворецкого пивзавода и калужского завода Holsten. Любимая всеми коллекционерами фирма «Знак» печатает этикетки для пива «Сокол безалкогольное» и «Хамовническое».

У основанной в 1995 году типографии LBL этикетка составляет около 50% от общего объема полиграфической продукции. Пивная этикетка производится компанией для таких производителей как Пивоваренный завод «Амстар» (Уфа), Бадаевский пивоваренный завод, Кировский пивоваренный завод «Вятич». Из других производителей необходимо отметить «Экотек» — этикетки «Балтика» и «Балтика-Дон».

По оценкам специалистов, около 50% пивной этикетки российские предприятия заказывают за рубежом. В частности, этикетка калужского пива «Золотая бочка», печатается в Италии. В качестве причин такого положения вещей называют качество, цену и дисциплину поставок. Этикетка европейского уровня производится только на импортном оборудовании с использованием качественной импортной бумаги и краски. Цена этикетки, отпечатанной в европейских странах, незначительно выше отечественной, а в некоторых случаях даже ниже. Приблизительное равенство цен связано с действующими таможенными правилами, которые позволяют ввозить этикетку из-за рубежа на гораздо более выгодных условиях, чем бумагу.

В Европе существуют компании, которые специализируются на производстве только пивной, водочной или винной этикетке. Такие типографии стремятся к долгосрочным взаимоотношениям и предлагают целый ряд льгот (отсрочка платежа, доставка) и специальных скидок, привлекательных для российских клиентов. Кроме того, в период проникновения на рынок они применяют откровенно демпинговые цены.

 

В начало В начало

Тенденции рынка пивной этикетки

Этикетка составляет значительную часть полиграфического рынка, и ее процентная доля растет вместе с увеличением количества товаров. Ежегодный рост мирового производства этикетки составляет около 5%, и, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы такая тенденция сохранится. Наиболее крупными потребителями этикетки являются рынки пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности. Для печати этикетки все шире используется флексографическая печать: ежегодно ее объем растет на 8-10%.

В последнее время на европейском и мировом рынке этикетки прослеживается тенденция к все более широкому использованию этикеточной бумаги меньшей плотности (75 и 70 г/м2 и ниже), что позволяет заказчикам сокращать затраты. На российском же рынке более привычна бумага плотностью 80 г/м2. Также у нас по-прежнему отмечается повышенный спрос на металлизированную бумагу, которая традиционно использовалась в производстве пивной этикетки. Применение этого весьма недешевого (по сравнению с обычной этикеточной бумагой) материала позволяет придать изделию «блестящий» внешний вид изделия и повышает конкурентоспособность товара. По различным данным, доля металлизированной этикеточной бумаги на российском рынке составляет от 15 до 30%. Сегодня многие крупные производители используют этикетку на металлизированной бумаге, а некоторые даже переходят на подобную продукцию, например санкт-петербургские заводы «Балтика» и «Вена».

Процент потребления в пивоваренной отрасли России самоклеящихся этикеток незначителен. Кроме стоимости, это связано еще и с тем, что применение самоклеящейся этикетки затрудняет повторное использование оборотной тары. В Европе самоклеящиеся этикетки используются в основном для этикетирования элитных сортов пива.

Среди интересных тенденций декорирования пивной бутылки — отказ от бумажной кольеретки в пользу кольеретки-обертки из алюминиевой фольги. Данный вид этикеточно-упаковочной продукции, кроме гигиенического назначения, является составной частью комплекта этикетки и отвечает всем требованиям, предъявляемым к кольеретке: несет необходимую информацию, наносится клеевым способом при помощи отдельного узла этикетировочного автомата, а также смывается вместе с этикеткой.

Главный производитель фольговой кольеретки — немецкая компания Haendler & Natermann GmbH, имеющая заводы в Германии, Великобритании, Бельгии, США, Китае и представительства во многих странах мира. Эта компания, которой принадлежит более 60% мирового производства фольговой кольеретки, совместно с компанией «Экотек» в настоящее время запускает производство в Санкт-Петербурге. В 2001 году в Ленинградской области вступила в действие первая очередь российско-германского полиграфического комплекса для печати этикеток. В предприятие было инвестировано 4 млн. немецких марок. С российской стороны в проекте участвует компания «Экотек», с германской — компании Haendler&Natermann GmbH и Goetz+Muller GmbH. После реализации второй очереди проекта инвестиции составят примерно 30 млн. немецких марок.

Типография ООО «Конкордия» создана в 2000 году группой «Экотек» и компанией Goetz Mueller GmbH для производства бумажных этикеток. До последнего времени все этикетки печатались в Германии, а в России производилась их нарезка и отправка заказчику. В течение 2003 года на базе типографии «Конкордия» будет запущено производство бумажных этикеток для пищевой и пивоваренной промышленности. Компания вложит 1,5 млн. евро в приобретение двух германских печатных машин. Производство этикеток на российских мощностях позволит снизить стоимость бумажной этикетки на 10-15% за счет сокращения таможенных издержек.

Также группой «Экотек» в 2000 году в партнерстве с компанией H&N Packaging (Германия) было создано совместное предприятие по производству этикеток из алюминиевой фольги — ООО «Хендлер энд Натерманн Пэкеджинг». Производство этикетки из бумаги и фольги начало работу в июне 2001 года. Партнеры вложили в оборудование послепечатной обработки двух производств около 2 млн. евро. В целом в этом году производство бумажных этикеток планируется увеличить вдвое по сравнению с прошлым годом — до 3,6 млрд. штук, а производство этикеток из алюминиевой фольги планируется сохранить на прежнем уровне — 1 млрд. штук. Вводимый в строй комплекс является первым на территории Восточной Европы заводом, специализирующимся на производстве кольереток из алюминиевой фольги для пивных бутылок и бумажных этикеток для пищевых продуктов.

Следует отметить, что фольговую кольеретку давно перевела весь ассортимент пива в стеклянных бутылках компания «Балтика». Кольеретку из фольги используют также компания «Балтика-Дон», Калужская пивоваренная компания, Экспериментальный завод напитков в Хамовниках, Усть-Илимская пивоваренная компания, завод «Красный Восток». Интересная технологическая деталь: продукт реакции смытой фольги с каустиком моющего раствора — алюминат натрия — используется для очистки сточных вод от фосфатов.

В начало В начало

Дизайн этикетки

Пивная этикетка появилась в Западной Европе в конце XIX столетия. В этот период в типографиях стал использоваться метод цветной литографии, и пивовары быстро сообразили, что этикетка может стать дополнительной рекламой. Уже в те времена на этикетках указывались наименование продукции, товарный знак, имя владельца пивоварни и место расположения завода.

Первые этикетки оформлялись шрифтом, цветом, гербами и виньетками. Примером могут служить российские этикетки Калинкинского завода. В начале XX века стиль «модерн» нашел свое отражение и в оформлении этикеток. Также стала популярна стилизация под старину — представителями этого течения были В.Васнецов и И.Билибин: рекламный плакат завода «Новая Бавария» работы последнего изображает бояр у пивной бочки.

В этот период на пивных бутылках появились не только прямоугольные, круглые, но и фигурные и многоугольные этикетки, а также сюжетные рисунки и логотипы (торговые знаки). Калинкинское товарищество, например, выпускало продукцию со знаком, содержащим изображение глобуса, а «Старая Бавария» — льва. На этикетках изображались награды выставок и размещались различные надписи, в частности «Поставщик двора Его Императорского Величества».

Послереволюционная история российской пивной этикетки несет на себе черты времени перемен. Так, в 40-е годы Калинкинское товарищество было переименовано в «Пивзавод им. Степана Разина. Переименовывались и названия сортов пива: «Венское» — в «Жигулевское», «Мюнхенское» — в «Украинское», «Пильзенское» — в «Рижское». В 1934 году все пивоваренные заводы перешли в подчинение Наркомпищепрома и согласно ОСТ 350 должны были выпускать унифицированные сорта пива. А в 1946 году появился ГОСТ 3473-46, который определил единообразный дизайн пивных этикеток. Новое рождение дизайн пивных этикеток получил в России новую волну лишь в начале 90-х годов, и сегодня мы можем наблюдать многообразие форм и способов оформления этикеток.

В Интернете можно легко найти различные собрания пивных этикеток от коллекционеров со всего мира: тематические, исторические, отсортированные по дате поступления в коллекцию. Приведем лишь несколько примеров: сайт «Все о пиве» Павла Егорова — (http://www.nubo.ru/), «Музей пивных этикеток» Алексея Ларина (http://www.citycat.ru/beer/), сайт Beer Design Владислава Шамова (beerdesign.narod.ru/), санкт-петербургский клуб коллекционеров пивной атрибутики «Пивной этикет» (http://www.beerclubspb.narod.ru/).

В виртуальном музее этикетки на сайте «10х7» (это стандартный размер советской пивной этикетки) (http://www.blclub.ru/) В.Полежаев представляет ежемесячные тематические подборки этикеток, антологии этикеток отдельно взятого завода, а также новые этикетки, которые можно найти в Москве, и многое другое.

Московский клуб коллекционеров пивной атрибутики (http://www.tabepha.ru//pavel_egorov/club/club.html), который был основан в 1998 году как некоммерческая общественная организация, объединившая коллекционеров различных направлений пивной тематики (этикетки, банки, пробки, бирдекели, значки, плакаты и т. п.), выпускает электронный журнал. В нем рассказывается об истории российских и зарубежных заводов, об обменных биржах для коллекционеров, приводятся образцы знаков и этикеток.

На сайте http://www.beerlabels.bravepages.com/ представлена замечательная галерея пивных этикеток, выпущенных на территории России до 1917 года, отсортированных по городам и заводам-изготовителям.

Зайдя в Google, можно найти огромное количество сайтов о пивных этикетках. Изучение лучших образцов этикеток, несомненно, пойдет на пользу дизайнерам, и маркетологам.

Мир Этикетки 3'2003

Похожие статьи