Встречают по одежке…
Александр Рыжиков, Николай Павлович
В последнее время сформировались основные стили оформления этикеточной продукции, а также достаточно четко обозначился круг используемых дизайнерами сюжетов этикеток. В предлагаемой статье предпринята попытка анализа оформления современных этикеток для крепких алкогольных напитков.
Если пару десятилетий назад блеклые, безликие этикетки на бутылках производили неприятное впечатление своим неряшливым видом, то теперь они привлекают внимание и вызывают желание попробовать напиток. Главной причиной развития этикеточного производства является растущая конкуренция между производителями водки. Растет число предприятий, специализирующихся на выпуске ликероводочной продукции, увеличивается ее ассортимент. Все это обязывает производителей постоянно работать над созданием нового, еще боле привлекательного имиджа своей продукции. Рассмотрим некоторые наиболее популярные темы, используемые в оформлении водочных этикеток.
Широкое распространение в оформлении этикеток получила историко-патриотическая тема. Изображение на этикетках геральдических знаков, портретов знаменитых людей призвано сыграть на патриотических чувствах населения. В первую очередь стоит отметить изображения на водочных этикетках символов страны — герба и флага, а также гербов городов. В качестве примера можно привести изображение двуглавого орла — герба России, воспроизведенного на водочной этикетке Уфимского винно-водочного завода «Иремель».
Вообще, разнообразные геральдические символы — гербы городов и даже родовые гербы знаменитых российских династий — в последние годы все чаще используются при оформлении этикеток. При этом далеко не всегда соблюдается соответствие между гербом на этикетке и регионом, где изготовлен напиток. Например, можно поспорить о корректности размещения герба Красноярска на этикетке «Столичной» водки.
Не менее популярны и изображения воинских наград, активно используемые в последние несколько лет при оформлении водочных этикеток. Этикетки с «Золотой звездой», орденами Отечественной войны всех степеней, Георгиевскими крестами и рядом других наград вполне могут составить интересную коллекцию, изучая которую можно получить представление о государственных наградах за достаточно продолжительный период российской истории.
Часто при оформлении этикеток крепких спиртных напитков обыгрывается армейская тема. Большинство российских мужчин (основных потребителей водки) проходили службу в армии, поэтому эта тема близка им. Водка «Гвардейская», «Спецназ», «Фронтовая, полевая», «Русское оружие», «Черная акула» — это только часть наименований горячительных напитков с «армейскими» названиями, которые можно увидеть на прилавках магазинов.
К патриотическим чувствам граждан взывают и изображения на водочных этикетках знаменитых исторических личностей России, среди которых — князь Шуйский, Борис Годунов, Петр Первый, князь Трубецкой, генерал Ермолов и многие другие деятели, внесшие достойный вклад в развитие нашего государства. Даже российские первопроходцы не остались без внимания! Например, ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» предложил покупателям водку «Федот Попов», которая названа в честь их земляка-первопроходца. Не обойдены вниманием и наши знаменитые современники. Изображения известных политических и военных деятелей, актеров, банкиров и промышленников все чаще стали появляться на этикетках. Правда, здесь, как всегда, заказчикам этикеток явно не хватает тактичности. Вряд ли на водочной этикетке уместно помещать изображение известного российского путешественника Федора Конюхова, фактически не пьющего водку.
Герои былин, сказок и анекдотов тоже в почете у производителей крепких алкогольных напитков. Водки «Илья Муромец», «Поручик Ржевский», «Царь Берендей», видимо, должны вызвать у потребителей какие-то особые, сказочные ощущения.
Некоторые фирмы-изготовители алкогольной продукции в целях привлечения покупателей ищут любой предлог для придания нового облика давно известному напитку. Это привело к тому, что в последнее время на водочных этикетках стали помещать информацию о памятных датах и юбилеях в истории страны, региона, города и даже отдельных предприятий. Например, водка «Владимирская юбилейная» выпущена ОАО «Владалко» в честь тысячелетия основания города Владимир. Юбилей своего города отметили и астраханские производители водки, выпустив напиток к 440-летию Астрахани. Как говорится, был бы повод...
Широко представлена и другая тема оформления этикеток — архитектурная. Среди памятников архитектуры, чьи изображения попали на водочные этикетки, можно назвать Московский Кремль, соборы, храмы и церкви, находящиеся в различных городах страны. К сожалению, изображения на этикетках исторических объектов не всегда достоверны. Впрочем, фотографическая точность воспроизведения исторического памятника не требуется изначально, тогда для полноты информации следовало бы сопровождать изображенный на этикетке памятник старины подписью, что делается далеко не всегда.
Даже любители живописи найдут любопытные для себя этикетки с репродукциями картин знаменитых художников. Покупатели водки при желании могут собрать дома небольшую картинную галерею. Правда качество репродукций живописных полотен на этикетках очень низкое. И если репродукция картины «Утро в сосновом лесу» И.Шишкина на конфетной обертке является данью традиции, то изображать на этикетке крепкого алкогольного напитка картину «Девочка с персиками» А.Серова вряд ли уместно. К сожалению, подобный пример не единичен. Двусмысленно выглядят на водочных этикетках картины «Незнакомка», «Богатыри» и другие полотна известных русских художников.
Более оправданы, на мой взгляд, часто встречающиеся на этикетках крепких алкогольных напитков изображения народных гуляний, лубочные сюжеты. Изображения древнерусских теремов, русских народных костюмов, воинских доспехов и т.п., в сочетании с обрамляющим их национальным орнаментом создают радостную картину, напоминающую об истинно русском застолье.
Не обошли вниманием художники, работающие над созданием этикеток, представителей животного мира, обитающих на необъятных просторах России. Изображения традиционных для нашей станы медведей, оленей, лосей и других диких зверей достаточно часто встречаются на водочных этикетках предприятий, расположенных на севере страны и в Сибири.
В последнее время на многих этикетках помещают различные надписи, призывающие покупателя напитка употреблять его в неограниченном количестве. Вряд ли смогут помочь в борьбе за здоровый образ жизни такие девизы, как: «Наши деды водку пили да по сто лет жили», «Пьяный да умный — человек думный». Более назидательно звучат «Пей, да меру разумей!», «Пей, да ум не пропей!», более доходчивые, чем помещаемые мелким шрифтом на контрэтикетках предостережения «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».
В заключение хочется отметить, что погоня за оригинальностью наименований и красочностью этикеток вряд ли может способствовать повышению культуры застолий. Между тем, такой непременный атрибут каждой водочной бутылки, как этикетка, вполне мог бы выполнять и воспитательную функцию.
Мир Этикетки 2'2003
|