Практические советы по подготовке изображений для флексографской печати
Сергей Адамов
В последнее время многие дизайнеры, специализировавшиеся исключительно на офсете, занялись допечатной подготовкой для флексографии. Данная статья призвана помочь начинающим работать в этой области.
Высокие темпы развития флексографии привели к оттоку в эту область кадров из офсета, прежде всего дизайнеров и специалистов по допечатной подготовке. Многие из них, не вникая в тонкости печатных технологий, продолжают работать, используя привычные приемы подготовки изображений для офсетной печати. Однако, когда изображение, подготовленное под офсет, попадает на флексографское производство, там хватаются за голову. Качественно выполнить такой заказ зачастую просто невозможно.
Для того чтобы понять причину возникновения подобных проблем, рассмотрим наиболее существенные отличия флексографии от офсета. Основное отличие — использование в флексографии эластичных печатных форм, для изготовления которых используется полимер, что обусловливает значительно большую, чем в офсетной печати, величину растискивания. Другое существенное отличие — применение формных цилиндров переменного диаметра (рис. 1), характеризующихся таким параметром, как раппорт (длина окружности формного цилиндра). Величина раппорта определяется числом зубьев Z шестерни, закрепленной на валу формного цилиндра (диаметры делительной окружности шестерни и формного цилиндра должны быть равны). Шаг зубьев обычно постоянен и равен 3,175 мм. В таблице приведены некоторые значения Z и соответствующие им величины раппортов.
Рис. 1
Ширина рулона запечатываемого материала также варьируется в зависимости от параметров печатной машины. Обычно для флексографской печати этикеток применяют узкорулонные машины с максимальной шириной печати 260-330 мм.
Таким образом, один из размеров изображения должен быть согласован с длиной окружности формного цилиндра, а другой — с шириной рулона. Причем определиться с длиной раппорта и шириной полотна следует уже на первом этапе работы. Информацию о размерах имеющихся в наличии цилиндров и параметрах печатной машины следует получить в типографии.
При определении раппорта и ширины полотна надо исходить из того, что чем меньше зазор между этикетками, тем меньше будет отходов и тем дешевле обойдется изготовление заказа. Однако величина зазора не должна быть меньше 2 мм — припуска на операцию высечки. Допустим, что перед вами стоит задача изготовить этикетку размером 60×90 мм. Тогда с учетом вышесказанного следует использовать формный цилиндр с Z=101.
Перейдем собственно к процессу подготовки изображений. Конечно, в идеале надо было бы построить ICC-профили печатной машины и загрузить их в Photoshop и Corel. Услуги профилирования флексографского печатного процесса предоставляет ряд фирм, однако не всем и не всегда необходима дорогостоящая точная настройка. Поэтому ограничимся описанием относительно грубых настроек.
Большая проблема для флексографии — правильное отображение градаций в светах и тенях. Зачастую ошибка дизайнера состоит в том, что он рассчитывает на близкую к линейной градационную передачу, характерную для высококачественного офсета. К сожалению, в флексографской печати элементы изображения, имеющие площадь более 80%, в большинстве случаев воспроизведутся сплошной плашкой, а высокие света изображения (элементы с площадью менее 5%) вообще не напечатаются.
Воспроизведение светов изображения представляет наибольшую сложность, так как растровые печатающие элементы малого размера могут переносить на запечатываемый материал капли краски. В результате на оттиске вместо слабого растра образуются группы клякс. На рис. 2 показан увеличенный снимок градационного перехода от 20- до 0-процентного растра. В правой части синей полосы видно, как искажается изображение. В высоких светах мы видим не окончание растра, как это было бы при использовании офсетной печати, а наоборот — грязное пятно. В различных типографиях по-разному борются с этим эффектом, поэтому точные параметры нижней и верхней границы области, в пределах которой гарантирована корректная градационная передача, лучше уточнить в типографии. Если вы выберете границу обрыва светов в районе 5% растра, то, скорее всего, не ошибетесь.
Рис. 2
Вследствие вышеописанной проблемы надо очень осторожно устанавливать параметры генерации черного при цветоделении. Начинающим можно порекомендовать на первых порах вообще обходиться без черной краски. Конечно, при этом картинка может стать менее контрастной, но это все же лучше, чем черные потеки и капли в светах. Рекомендуемые настройки Photoshop для начинающих показаны на рис. 3. Для перехода к этим настройкам нужно нажать Shift-Ctrl-K. Обратите внимание на настройки растискивания (Dot Gain), в общем случае растискивание следует устанавливать равным 30%. Точное значение можно узнать в типографии, обычно оно находится в интервале 28-36%.
Рис. 3
В случае получения положительных результатов в первых опытах, попробовать можно осторожно использовать черную краску. Для начала установите минимальную величину генерации черного (Light). Настройки цветоделения показаны на рис. 4.
Рис. 4
Если исходное изображение сохранено в пространстве RGB, то с использованием вышеуказанных настроек необходимо перевести его в пространство CMYK. При этом все изображения обязательно следует делить заново. Если вы просто измените параметры цветоделения и потом пересохраните файл, то никакого эффекта это не даст.
Рис. 5
После перевода картинки в пространство CMYK следует произвести ее градационную коррекцию. Решить проблему с «провалом» в светах поможет adjustment layer. Поверх всех слоев создайте слой adjustment-curve (рис. 5). В настройках adjustment layer подкорректируйте инструментом «карандаш» кривую ниже отметки 5% (рис. 6). После этой операции вы увидите изображение с обрезанными светами, и сразу станут заметны все связанные с этим проблемы. Теперь следует отредактировать изображение, чтобы свести эти изменения к минимуму: где-то подкрасить, а где-то сместить диапазон чуть выше или чуть ниже 5-процентной границы.
Рис. 6
Одновременно стоит заняться проблемой теней. Как уже было отмечено, растровые элементы изображения с относительной площадью более 80%, скорее всего, воспроизведутся в виде сплошной плашки, поэтому детали этого диапазона необходимо передвинуть ближе к средним тонам. Для начала попробуйте осветлить диапазон теней до 55-60%. Величина коррекции зависит от характера изображения. Если в тенях много информации, то лучше перенести их ближе к середине градационного диапазона; если информации мало (изображение светлое), то можно ограничиться минимальными изменениями. На рис. 7 показана операция градационной коррекции. Красным отмечена точка, при передвижении которой 80-процентные тени изображения осветляются до 55%. Синим отмечена добавочная точка, которую следует передвинуть вверх, чтобы не испортить средние тона. В некоторых случаях может помочь перемещение самой верхней точки кривой с отметки 100 до 95-90%.
Рис. 7
При подготовке изображения к флексографской печати следует избегать совмещения в одном изображении растра и плашки большой площади, так как при их печати с одной формы растр может не воспроизвестись по причине рельефности флексографской печатной формы. Если на форме соседствуют плашка большой площади и растровые элементы (рис. 8), то при контакте формы с запечатываемым материалом плашка может не дать растру хорошо оттиснуться. Лучше разнести эти два участка по разным печатным формам. То же самое касается и воспроизведения мелких растровых изображений. Если вы печатаете одной краской крупный заголовок и тут же пытаетесь растром того же цвета изобразить мелкий логотип, будьте готовы к тому, что цвет логотипа будет искажен. Если вы планируете делать цветоделение изображения с использованием черного цвета, старайтесь разделить черный, которым будет печататься растр картинки, и черный для воспроизведения текста этикетки. Тем самым вы даете печатнику возможность использовать разные анилоксовые валы для печати черной краской: более грубые валы будут использоваться для текста, а валы с высокой линиатурой — для печати растровых элементов. Конечно, все эти уловки приведут к увеличению количества печатных форм.
Рис. 8
Не стоит чрезмерно нагружать дизайн такими элементами, как цветовые растяжки и выворотка текста. Не забывайте и о толщине линий, так как очень тонкие линии просто не воспроизведутся. Их рекомендуемая толщина — не меньше 0,25 мм, что, вероятно, ограничит возможности дизайнера. Особенно часто проблемы с вопроизведением тонких линий возникают при печати знаков РСТ и СТО, поэтому при включении этих знаков в дизайн этикеток обязательно проверяйте толщину их элементов.
После всех операций со светами и тенями примените фильтр увеличения резкости Unsharp Mask. Используйте такие настройки, чтобы стали видны окантовки элементов изображения, придайте картинке некоторую игрушечность, сделайте ее больше похожей на рисованное изображение, чем на фотографию. При печати резкость все равно будет потеряна из-за несовмещения, поэтому постарайтесь компенсировать этот эффект заранее.
Главную роль при подготовке изображений к флексографской печати играет треппинг. Его величина должна быть намного больше, чем в офсете, так как допустимое несовмещение красок лежит в интервале от 0,2 до 0,5 мм. Поэтому вокруг всех проблемных двух- и трехцветных элементов следует делать обводки (ручной треппинг) толщиной не менее 0,15 мм.
Не стоит увлекаться многокрасочными и однокрасочными переходами (растяжками или градиентами). Из-за характерных для флексографии проблем передачи градаций градиент в светах и тенях распадется на полоски. В случае если избежать использования градиента все-таки нельзя, необходимо скорректировать его диапазон. Например, если вы хотите создать плавный переход от белого фона к голубому, то не следует делать растяжку от цвета 0-0-0-0 до 100-0-0-0. Обязательно отредактируйте параметры градиента до значений от 5-0-0-0 до 95-0-0-0. Для улучшения результата можно задать дополнительную среднюю точку такого перехода 50-0-0-0 и разместить ее где-то в области 40% длины растяжки. Тем самым мы создаем нелинейный переход, что будет выглядеть более естественно. На рис. 9 показан фрагмент меню пакета CorelDRAW для прорисовки такой растяжки. Под точкой 1 цвет 5-0-0-0, под точкой 2 — 50-0-0-0, под точкой 3 — 95-0-0-0. Позиция точки 2 (движок на рис. 9) находится на 40% длины растяжки. В подобных сложных переходах надо внимательно следить за пограничными значениями цветов. Например, при создании перехода от красного к синему вам придется найти участки, где каждая из красок переходит в диапазон высоких светов, и скорректировать их значения таким образом, чтобы точкой минимального размера был 5-процентный элемент. В противном случае в этих местах вы получите грязь. Использование в градиентных заливках составных цветов может привести к тому, что значение одной краски достигнет нуля, в то время как другая в этом же месте будет еще ненулевой. На оттиске это опять-таки чревато получением грязи.
Рис. 9
Следует помнить, что для восприятия человеческим глазом идеален логарифмический градиент. Наше зрение устроено так, что логарифмическая шкала кажется нам линейной. Я обычно использую следующий прием: создаю в Photoshop растяжку нужных мне цветов, а потом, вызвав корректирующую кривую (Image-Adjustmens-Curves), сдвигаю 50-процентную точку вверх или вниз на 10-15% в зависимости от цвета. Полученный градиент я использую как эталон, по значениям которого можно быстро построить такой же градиент в CorelDRAW.
Чтобы избежать несовмещения красок, старайтесь использовать однокрасочные элементы и откажитесь от сложных составных цветов. Например, на упаковке пельменей необязательно помещать их фотографию, обычно достаточно рисованного изображения. В большинстве случаев следует избегать серых и светлых тонов, намного интересней на этикетке смотрятся яркие насыщенные цвета.
Еще один важный аспект — обозначение границ этикетки. Многие дизайнеры делают окантовку этикетки по линии высечки, полагая, что она должна улучшить ее внешний вид. На самом деле такая окантовка может только ухудшить впечатление, поскольку становятся заметными ошибки высечки (точность высечки обычно не превышает 1 мм). Расстояние от линии окантовки до края этикетки в разных ее частях, как правило, получается различным, что довольно заметно, и заказчик даже может вернуть тираж. Поэтому окантовку лучше заменить на сплошную плашку, заканчивающуюся за пределами этикетки. При использовании такого решения даже значительные погрешности высечки не испортят этикетку.
Мир Этикетки 3'2003
|