УФ-силиконы для самоклеящихся материалов
УФ-отверждаемые материалы находят все более широкое применение в производстве этикеток. Этому способствуют такие их достоинства, как почти мгновенное отверждение и высокая физико-химическая стойкость. Одной из последних разработок, которая имеет хорошие перспективы в производстве самоклеящихся материалов, являются УФ-отверждаемые силиконы.
Самоклеящиеся материалы состоят из лицевого материала с клеевым слоем и лайнера — подложки с антиадгезионным слоем, который позволяет отделять этикетку в процессе этикетирования.
В настоящее время лайнер в большинстве случаев изготавливается из бумаги, которая покрывается антиадгезионным слоем из термосиликона. После нанесения на поверхность лайнера жидкий термосиликон сушится при температуре около 120 °С. Закрепление термосиликона происходит в результате реакции гидросилирования, для ускорения протекания которой в состав силиконовой композиции могут вводиться микродозы платиновых катализаторов.
Самоклеящиеся материалы на базе ДОПП-лайнера с УФ-силиконовым покрытием могут успешно обрабатываться на современном печатно-отделочном оборудовании
Как правило, лайнер изготавливают из пергамина, поскольку этот материал не содержит лигнина, который нейтрализует платиновые катализаторы, а также отличается высокой термостойкостью. Кроме того, пергамин характеризуется высокой прочностью на разрыв, что позволяет выполнять этикетирование на высокоскоростных автоматических линиях. Из недостатков использования пергаминов с термосиликоновым покрытием можно назвать относительно высокую стоимость таких материалов и невозможность их переработки для вторичного применения.
Новым перспективным материалом для изготовления лайнера является пленка из двуосноориентированного полипропилена (ДОПП) с покрытием из УФ-отверждаемой силикон-акрилатной композиции. Разработанный немецкой компанией Degussa УФ-силикон закрепляется по радикальному механизму, а потому реакция протекает очень быстро, причем ингибиторы, которые могут содержаться в основе лайнера, не оказывают существенного влияния на скорость отверждения силикона. Следует отметить, что термосиликоны для покрытия ДОПП-пленки использовать затруднительно ввиду высокой термочувствительности последней.
Линия для нанесения УФ-силикона
Для изготовления лайнера может применяться ДОПП-пленка толщиной 30 мкм, которая наряду с высокой механической прочностью характеризуется на 15% меньшей толщиной и на 55% меньшей массой, чем пергаминовый лайнер. Это обеспечивает экономию складских площадей и облегчает транспортировку рулонов. В настоящее время компания Degussa разрабатывает технологию переработки силиконизированной ДОПП-пленки, причем достигнутые результаты внушают оптимизм.
На фабрике Degussa в Эссене (Германия) смонтирована пилотная линия для нанесения УФ-силикона на полотно шириной до 500 мм. Скорость движения полотна составляет 20-100 м/мин.
Промышленные испытания самоклеящихся материалов на базе ДОПП-лайнера с УФ-силиконовым покрытием показали, что они могут успешно обрабатываться на современном печатно-отделочном оборудовании.
По материалам компании Degussa
Мир Этикетки 11'2006
|