Опознавательные знаки журнала «Магацин»

 

Опознавательные знаки журнала «Магацин»

Е.Л.Немировский

В Германской Демократической Республике в свое время издавался журнал, который был очень популярен не только на родине, но и в других странах тогдашнего социалистического содружества. Назывался он «Das Magazin», что переводится как «иллюстрированный журнал», обычно ежемесячный. Секрет его популярности был в том, что на его страницах печатались превосходные снимки обнаженной натуры. Да и рассказы, которые он предлагал вниманию читателей, целомудренностью не отличались. Это был как бы облегченный вариант журнала «Плейбой» — того, который за пресловутый железный занавес проникнуть не мог. Для Советского Союза, где подобной периодики не было, такой журнал казался поистине откровением.

 

Вернер Клемке. С фотографии

Вернер Клемке. С фотографии

 

Была у журнала «Магацин» особенность, никак не связанная с его содержанием. На его красочной обложке, менявшейся от номера к номеру, если внимательно присмотреться, всегда можно было отыскать изображение... кошки. Известная в свое время журналистка Татьяна Тэсс, побывавшая в гостях у делавшего эти обложки художника, писала на страницах московских «Известий»: «Лукавый этот котенок, маленький, как черная клякса, ловко прячется в рисунке, и читатели разыскивают его с неизменной охотой». Котенок, впрочем, иногда вырастал и занимал чуть ли не всю площадь обложки.

 

 

 

Художника, рисовавшего эти обложки, звали Вернер Клемке (Werner Klemke). В свое время он был широко известен не только в ГДР, но и в других странах, включая и те, что тогда назывались у нас буржуазными.

Вернер Клемке родился 12 марта 1917 года в Берлине. Рисовал он с детства, и, возможно, именно детские впечатления повлияли на выбор существа, поселившегося на обложках журнала «Магацин». Клемке вспоминал, что в семье «был серый полосатый кот. Когда я рисовал, он заползал в шкаф и спал там на моих рисунках». Когда Вернер вырос, он хотел стать учителем рисования, но стал художником­мультипликатором. А затем началась война. К счастью для Клемке, вся его семья уцелела, а вернувшись домой, он нашел свое настоящее призвание — стал сотрудничать с только что основанным в Берлине издательством «Volk und Welt» (“Народ и мир”). Клемке говорил: «Сделать книгу — значит облегчить читателю чтение и понимание текста в соответствии с замыслом автора».

Постепенно пришло признание. В 1951 году Клемке начал преподавать в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства. В 1961­м он стал самым молодым в ГДР академиком, а год спустя получил Национальную премию. В СССР его избрали почетным членом Академии художеств, которая в 1974 году устроила его персональную выставку в Москве.

Надо сказать, что обложки для журнала «Магацин» занимали в творчестве Вернера Клемке очень скромное место. Ценили его прежде всего за книги, которые он оформлял комплексно — подбирал шрифты, рисовал иллюстрации, делал переплет или обложку. Был Клемке универсалом — с одинаковым мастерством работал во всех областях графической техники: резал гравюры на дереве, рисовал на литографском камне, делал рисунки пером и карандашом... В области репертуара у Вернера Клемке тоже особых пристрастий не было. На первом месте, конечно, стояли книги, но также охотно он делал театральные программы, рекламные плакаты, обложки для граммпластинок, рисовал издательские марки, не брезговал и спичечными этикетками или упаковкой. Что касается книг, то Вернер Клемке оформлял и иллюстрировал классическую художественную литературу: Мари Франсуа Вольтера, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Уильяма Теккерея, Гюстава Флобера... Внимание его привлекали и наши соотечественники — от Ивана Гончарова до Александра Фадеева. Любил Вернер Клемке и сказки. Истинным шедевром по сей день остается оформленная им книга братьев Гримм. Кроме того, среди его работ — «Святое семейство» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также сочинение «Авторитет и собственный пример учителя в их значении для коммунистического воспитания» К.А.Петрова.

 

 

Журнал «Магацин», выпускавшийся издательством «Das Neue Berlin» (“Новый Берлин”), выходил ежемесячно, но к разряду толстых не относился — его объем не превышал 80 страниц. Журнал печатался офсетной печатью, а фотографии воспроизводили на вклейках мелованной бумаги способом высокой печати. Журнал хорошо иллюстрировался, но Клемке к этому отношения не имел, поскольку иллюстрации делали другие художники, многие из которых были довольно хорошо известны в ГДР.

Когда встал вопрос об издательской марке журнала, Клемке предложил заменить ее опозновательным знаком, который все время менял свои формы, размеры и место на обложке. Так родилась знаменитая кошка. На обложке беглым рукописным почерком воспроизводилось название журнала, порядковый номер тетради и цена — 1 марка. Местоположение этих надписей на обложке от номера к номеру менялось.

Вернер Клемке начал делать обложки для журнала «Магацин» в 1959 году и на протяжении нескольких десятилетий ежемесячно приносил в редакцию новые рисунки. Иногда кошку на этих рисунках надо было искать, иногда симпатичное животное сразу же бросалось в глаза, например на обложке № 1 за 1963 год черный кот занимает всю полосу. Стрелки на его голове приближаются к нарисованному на лбу числу XII. В лапах у кота бутылка шампанского, а закрученный колечком хвост поддерживает рюмку. В мартов­ском номере за 1960 год кот тоже большой, а на нем восседает соблазнительная дива в купальнике.

Но на большинстве обложек кошка очень мала и обнаружить ее удается далеко не сразу. Изобретательность Вернера Клемке в трактовке темы, казалось, не знала границ. Вот он, например, рисует кентавра с двумя туловищами — мужским и женским. Головы их тянутся к поцелую. А у ног этого фантастического существа крутится двуглавый котенок.

На другом рисунке бабушки и дедушки, женщины и мужчины, девушки и юноши и даже младенцы срывают цветки на длинных ножках. На обложке уместились 23 крохотные фигурки, среди которых можно отыскать и котенка.

Некоторые обложки журнала «Магацин» представлены на иллюстрациях, которые демонстрируют нам удивительную и необычную сторону истории издательской марки.

Мир Этикетки 6'2006

Похожие статьи