Всё об этикетках

Ах, эти черные глаза, или Обычная жизнь на алкогольных этикетках России и ближнего зарубежья

 

Ах, эти черные глаза, или Обычная жизнь на алкогольных этикетках России и ближнего зарубежья

Ярослав Бокарёв
Ярослав Бокарёв, независимый эксперт

Какие только темы не используют дизайнеры при разработке винных и водочных этикеток! Тут и достопримечательности, и работы знаменитых художников, и войны, и иконы, и, наконец, наши прекрасные, умные, нежные и обаятельные женщины. Рассмотрим винные этикетки поближе.

Достопримечательности. Этикетки обладают волшебной силой: не выходя из дома, вы можете увидеть старый Арбат ещё до того времени, когда был построен Новый Арбат, рассмотреть средневековый замок красного кирпича или оригинальное здание конторы винзавода «Массандра», которое было построено в середине XIX века. Один из заводов выпустил целую серию вин «Кагор 32», названную «Храмы России» (рис. 1). На всех этикетках — изображения разных городов, например «Ярославля», к которому дан такой пояснительный текст: «Ярославль, основанный в XI веке Ярославом Мудрым, сохранил большое количество памятников старины, относящихся к неповторимой православной архитектурно­художественной школе. Одной из главных достопримечательностей города является церковь Ильи Пророка, которая была построена в 1617­1650 гг. на средства именитых купцов А. и Н. Скрипиных. Особый интерес представляют старинные фрески (1680­1681 гг.)». Кагор — сладкое красное виноградное вино крепостью 16% с содержанием сахара 140­160 г/л. Кагор может быть (так, во всяком случае, пишут на этикетках) православным, пасхальным, рождественским, архиерейским, бархатным, священным и т.д. У каждой разновидности этого вина есть собственная этикетка с храмом или иконой: Благовещение, Святая Троица, Святой Николай Угодник, Богоматерь.

 

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

В Республике Азербайджан напечатана серия этикеток, посвященных различным районам Старого Баку: сладкие вина «Гянджа» (рис. 2), «Чинар», «Каспийский берег» и др.

Из истории войн. Увидела свет серия этикеток, посвященных героям Отечественной войны 1812 года: «Генерал­лейтенант Дорохов» (рис. 3), «Генерал от кавалерии Уваров», «Атаман Платов» и др.

Гатчинский завод напитков недавно произвел в память о Великой Отечественной войне 1941­45 годов тоник «Молотов­коктейль» крепостью 5,5% (рис. 4). На контрэтикетке изображен план Ленинградско­Новгородской стратегической наступательной операции. Информация для молодого поколения: во время войны с фашисткой Германией «Коктейлем Молотова» называли жидкость, которая самовоспламенялась на воздухе. Бутылки с этой жидкостью красноармейцы и партизаны применяли в ближнем бою против вражеских танков.

 

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

В 2005 году в честь 60­летия нашей Победы над фашистами разливалось в бутылки шампанское «С днём Победы» (рис. 5). Не надо ветеранам пить водку! Берегите себя!

Животные вполне могут украсить винную этикетку: то лебедь белая плывёт, то мчится русская тройка, а то вдруг на картинке окажется вполне миролюбивый «Домашний любимец» — чёрный кот и котенок (рис. 6 и 7)!

Женский портрет — лучшее украшение для маскировки плохого напитка, тем более если используется мировой шедевр живописи. В греческой мифологии Даная — дочь аргосского царя Акрисия. Этому царю была предсказана смерть от руки внука, и поэтому он заключает Данаю в медную башню, под охрану. От Зевса, проникшего к Данае в виде золотого дождя, она родила Персея, который во время игр случайно убил осторожного деда брошенным диском. Великий голландский художник Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606—1669) запечатлел этот сюжет, а картина эта выставлена в Эрмитаже. На этикете виноградного вина «Очарование» приведена репродукция картины Рембрандта «Даная» (рис. 8). Правда, по­моему, не очень подходит выбранный оформителем слишком простой кириллический с засечками шрифт.

 

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9

На этикетках вин, выпускаемых в странах СНГ, может встретиться и «Хохлушка» (рис. 9), и «Подружка», и девушка с иностранным именем «Хилари» (рис. 10), и дородная кустодиевская купчиха за чаепитием (рис. 11).

Некоторые представительницы прекрасного пола, оказавшись в положении рембрандтовской «Данаи», готовы раскаяться и исповедоваться. Вино так и называется «Исповедь грешницы» (рис. 12). По слухам, некоторые девицы в наше оккультное время прибегают даже к чёрной магии, перед которой никто не устоит. Такова сила женских чар! А уж если еще прекрасная дама раскинет нежные сети, тут уж приехали! Ибо от той нежности «Ночной красавицы» появляется вдохновение, блещет эрудиция и кавалер превращается в «Дамского угодника», который ради «Услады» готов на всё: на задорный «Чардаш», зажигательный «Пасадобль», а уж про умопомрачительный «Менуэт» (рис. 13) и говорить нечего.

 

Рис. 10

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 12

На заграничном вине, как пел в свое время Владимир Высоцкий, тоже можно найти «надписи на русском языке»! Вот одна из них, более все­таки подходящая не 12­градусному вину, а к 40­градусной водке, но обнаруженное нами вино так и называется «Ошалей» (рис. 14).

Работы художников на этикетках так же естественны, как на холсте, картоне или жести. «Данаю» и «Купчиху» мы уже упоминали, теперь следует назвать работы всемирно известного грузинского художника­примитивиста Нико Пиросманишвили (1862?—1918). Его картины охотно используют для оформления своей продукции грузинские виноделы (рис. 15).

В итоге. Есть в народе множество простых детских игр, играя в которые можно убить время: города, кроссворды, шашки, шахматы, нарды. А пробовали вы составлять из названий винных, водочных и пивных этикеток небольшие истории, годящиеся для сюжетов бульварных романов.

 

Рис. 13

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 16

Вот какая любовная история у меня сложилась при использовании только названий российских вин.

В «Бархатный сезон» «Поручик Ржевский» приехал в «Абрау­Дюрсо», этот «Город любви», чтобы выполнить любой «Дамский каприз». Он был уверен, что его «Улыбка» не может не вызвать в сердце какой­нибудь «Лилии», «Изабеллы», «Земфиры» или даже «Наташи Ростовой» отклика, созвучного мелодии «Кармен­Сюиты». Он знал, что «Букет роз», преподнесенный «Южной жемчужине» «Лунной южной ночью» в укромной беседке или на пороге «Старого замка», его пылкая «Нежность» и «Магия ночи» (рис. 16) помогут добиться «Очей очарованья» (или сладких «Черных глаз») и непреодолимого «Искушения» этой «Степной розы» даже с очень заграничным именем «Нефертити». Он был уверен, что обязательно зазвучит жгучая «Мелодия любви».

Конечно, потом в «Утренние зори» он станет вспоминать и ее «Очаровательные глазки», и свой «Салют» и снова пить «За милых дам», качая головой со словами: «Ах, Абрау, ах, Дюрсо»…

 

Этикетки из коллекции автора

Мир Этикетки 9'2013

Похожие статьи