Секреты винного этикетирования

 

Секреты винного этикетирования

Д.Рамонов

Европейский и российский рынки вина

Тенденции в производстве винных этикеток

Технологические особенности винного этикетирования

Материалы для винного этикетирования

 

Для современного рынка вина характерно огромное количество производителей и торговых марок. Однако вследствие этого людям, не имеющим конкретных предпочтений, выбрать марку вина очень сложно, ведь в каждом ценовом диапазоне представлены десятки и сотни брендов. Маркетинговые исследования показали, что в таких условиях решающим фактором становится привлекательность этикетки. Исследователи утверждают, что если покупатель берет с полки привлекшую его внимание бутылку, то вероятность ее продажи повышается до 70%.

Европейский и российский рынки вина

В настоящее время годовое производство вина в Европе достигает 180 млн гектолитров. Ежегодно европейское вино разливается в 20 млрд бутылок, на этикетирование которых расходуется более 370 млн м 2 этикеточных материалов.

В регионах с традиционно высоким потреблением вина сегодня наблюдается перенасыщение рынка, поэтому производители вина все большее внимание уделяют новым и развивающимся рынкам, к которым относится и Россия.

Ежегодно в России продается около миллиарда литров вина. Отечественный рынок вина можно разделить на три сегмента. Наибольшим по объему — около 85% — является сегмент недорогих вин, которые производятся в России из виноматериалов, закупленных в странах СНГ и Восточной Европы. Импортируемые из Западной Европы, Южной Америки и Африки (в основном из ЮАР) вина занимают около 10% рынка. На долю вин, изготовленных в России из отечественного сырья (виноградники Краснодарского края), приходится около 5% рынка.

Ежегодный рост потребления вина в России составляет 10-15%. В последнее время наметилась тенденция к увеличению спроса на импортные вина класса «премиум» — например в 2005 году этот сегмент вырос на треть.

В целом ситуацию на винном рынке можно признать благоприятной для российских производителей этикеток, поскольку рост потребления дорогих вин, повышение конкуренции и стремление крупных международных компаний-поставщиков наладить розлив и этикетирование вина в России с целью снижения затрат на транспортировку обеспечивают отечественным типографиям новые заказы. Стремясь улучшить свой имидж, производители вина вынуждены заказывать технологически сложные, дорогие этикетки.

В начало В начало

Тенденции в производстве винных этикеток

Основные тенденции рынка винных этикеток:

  • усложнение полиграфического оформления этикеточной продукции с широким применением разнообразных способов отделки: лакирования, конгревного тиснения, припрессовки фольги, высечки по сложному контуру и т.п.;
  • повышение требований к защите этикеток от подделок;
  • уменьшение тиражей (в том числе за счет необходимости печатать этикетки на разных языках);
  • развитие спроса на этикетки с переменной информацией;
  • рост использования самоклеящихся материалов.

Применение самоклеящихся материалов для этикетирования вина увеличивается ежегодно на 20% в основном за счет сокращения использования сухих этикеток. Эта тенденция заметна на рынках всех европейских стран. Рост применения самоклеящихся этикеток обусловлен следующими их достоинствами:

  • легкость аппликации (нет риска образования подтеков клея и других дефектов, свойственных «мокрому» процессу), а также дешевизна этикетировочного оборудования;
  • огромный ассортимент материалов;
  • наличие клеев для решения всех практических задач;
  • возможность применения в производстве этикеток самых разных печатных и отделочных технологий при выполнении всех операций в линию.

 

В начало В начало

Технологические особенности винного этикетирования

Этикетирование бутылок с вином зачастую является технологически сложной задачей. Особенно высокие требования предъявляются к адгезионной способности клеев, ведь бутылки часто лакируются для улучшения блеска, что затрудняет адгезию. Поскольку температурные условия в розливочных цехах разных предприятий могут существенно различаться, клеи должны иметь широкий диапазон рабочих температур. Кроме того, в случаях, когда вино имеет низкую температуру, поверхность бутылки может покрываться водяным конденсатом.

Этикетирование винных бутылок в основном выполняется с использованием постоянных клеев, но некоторые производители хотят иметь возможность переклейки неровно нанесенной этикетки. Для них разработаны специальные клеевые составы, которые в течение нескольких часов позволяют выполнить переклейку этикетки, после чего приобретают свойства перманентных клеев.

При этикетировании в условиях высокой влажности важно, чтобы материал этикетки характеризовался достаточно высокой прочностью на разрыв. В случае хранения бутылок с вином в подвалах (элитные красные вина) материал этикетки должен быть влагостойким и иметь противогрибковую пропитку. Высокая влагостойкость — обязательно требование и для этикеток белых тихих и игристых вин, которые подлежат охлаждению перед употреблением, поскольку на этикетках из невлагостойкой бумаги возможно образование морщин. Поскольку игристые вина охлаждаются в емкостях с водой и льдом, для приклейки этикеток следует использовать влагостойкие клеи.

Особые требования предъявляются к этикеткам для возвратной тары. Для смывания этикеток с бутылок могут применяться горячая вода или щелочной раствор. Этикетки должны пропускать смывочную жидкость, но не должны распадаться в ней, а клей должен быть растворимым в воде. Следует учесть, что условия хранения бутылок могут повлиять на смываемость этикеток, в частности дождь может вымыть водорастворимые добавки из клея, поэтому бутылки с вином не следует длительное время хранить на открытом воздухе.

В начало В начало

Материалы для винного этикетирования

В настоящее время для изготовления винных этикеток чаще всего используются следующие материалы:

  • классические мелованные этикеточные бумаги;
  • дизайнерские этикеточные бумаги (текстурированные, металлизированные, перламутровые и т.п.);
  • синтетические бумаги;
  • полимерные пленки (прозрачные и непрозрачные, в том числе металлизированные).

Производители самоклеящихся материалов предлагают бумаги с разнообразными оптическими свойствами: матовые, полуматовые и глянцевые, белые и цветные, металлизированные серебряные и золотые, гладкие и фактурные, голографические и перламутровые… Существуют даже материалы, имитирующие бумагу ручной выделки. Бумажная самоклейка широко используется для замены сухих этикеток, позволяя сохранить привычный покупателю стиль этикеток и продукта. В частности, классические и текстурированные самоклеящиеся бумаги остаются основным материалом для этикетирования красных вин. Следует отметить, что все самоклеящиеся бумаги обладают влагостойкостью и имеют антигрибковую пропитку.

Самоклеящиеся пленки из полипропилена, полиэтилена и ПЭТ в последнее время начали широко применяться для этикетирования белых и розовых вин. Прозрачные пленки позволяют создать эффект отсутствия этикетки или печати на бутылке. Пленочные материалы часто используются для вывода на рынок новых брендов, ориентированных в первую очередь на молодых людей. Вместе с тем их начали применять даже в весьма консервативных областях, например для этикетирования шампанских вин в Шардоне.

Клеи для винных этикеток создаются на базе каучуков (термоклеи) или акриловой эмульсии. Каучуковые термоклеи характеризуются высокой начальной адгезией к разным материалам, в том числе к лакированным и влажным поверхностям, а также большим диапазоном рабочих температур. На каучуковой основе создаются постоянные, полупостоянные (позволяют перенаклеивать этикетку в течение некоторого времени) и съемные клеи. Акриловые эмульсии могут смываться горячей водой или щелочными растворами, что позволяет использовать их для этикетирования возвратной тары.

 

По материалам компании Avery Dennison

В начало В начало

Мир Этикетки 6'2007

Похожие статьи