Этикеточная бумагаСредневлагостойкая (легковлагостойкая) бумага Невлагостойкая (стандартная) бумага Технические характеристики бумаги
Повышение спроса на этикеточную продукцию предопределило открытие большого количества новых типографий, совершенствование технологий и внедрение новых перспективных материалов, в частности новых сортов этикеточной бумаги. В процессе создания этикетки необходимо предусмотреть массу нюансов, и не последним по значимости фактором для получения качественного результата становится оптимальный выбор материала. Постепенно этикетки начинают приобретать новые функции, например помимо донесения информации о товаре и производителе этикетка в последнее время все чаще становится средством защиты от подделок. При выборе бумаги необходимо учитывать особенности технологических процессов печати, отделки и этикетирования. Стоит отметить, что неправильный выбор бумаги чреват значительными дополнительными затратами. Ежегодно отечественные бумажные оптовики представляют новые сорта этикеточной бумаги. Однако можно сказать, что в целом данный рынок уже сформировался и пополнение ассортимента сегодня идет далеко не столь стремительно, как еще несколько лет назад. Для всех этикеточных бумаг характерна одна особенность: в результате специальной обработки их оборотная сторона приобретает хорошо заметную даже на глаз шероховатость. Волокна на оборотной стороне высыхают и сжимаются сильнее, чем на лицевой, что предотвращает излишнее скручивание, вызываемое односторонним мелованием. Другая цель обработки оборотной стороны — придать бумаге способность впитывать клей при этикетировании. Все сорта этикеточной бумаги можно разделить в зависимости от их влагостойкости на три группы: • влагощелочестойкую; • средневлагостойкую; • невлагостойкую. Влагощелочестойкая бумагаВлагощелочестойкая бумага обязана своими качествами некоторым синтетическим смолам, которые вводятся в бумажную массу для повышения прочности бумаги во влажном состоянии, что препятствует повреждению этикеток при наполнении тары на разливочных линиях. Этикетки из щелочестойкой бумаги не размокают и не разрываются в промывочных аппаратах, что позволяет удалять их целиком. Этот материал используют для этикетирования возвратных и невозвратных бутылок. Из материалов этого класса на российском рынке представлены этикеточные бумаги Royal Trega производства Sappi, Extraflash WS, Extralight и Interflash и Interlight бельгийской компании Intermills (подразделение Cartiere di Cordenons), Martele WS, Creaset WS и Eurokote Label WS производства Torraspapel, Sinarlux, Chromolux производства Zanders. Бумаги Royal Trega, Interflash и Creaset — щелочестойкие сорта для возвратной тары. Chromolux 900E, Eurokote и Sinarlux — высокоглянцевые бумаги литого мелования, применяющиеся в первую очередь для этикеток на дорогие напитки (коньяк и т.д.). Большой популярностью пользуется влагощелочестойкая бумага Kaubillprint 300 производства концерна Ahlstrom. Это этикеточная бумага с повышенным глянцем отличается высокой гладкостью и низкой шероховатостью. Специальная обработка оборотной стороны обеспечивает низкий расход и эффективную впитываемость клея. Свойства этой бумаги позволяют применять ее на высокоскоростном оборудовании. Для пивных этикеток хорошо подходит, например, бумага Gepalux 2000 производства немецкой компании Schoeller&Hoesh. Эта марка бумаги популярна в Европе, на ней печатаются этикетки для таких сортов пива, как Holsten, Heineken, Amstel, пользуется она спросом и среди российских производителей — это и «Солодов», и «Доктор Дизель», и «Дека», и многие другие. К таким бумагам также относится Luxlabel производства бельгийской компании Alupa. Эта бумага выпускается как в гладком исполнении, так и с тиснением. Особо можно отметить Luxlabel HG (high gloss), обладающую зеркальным блеском. Пропитки, обеспечивающие влаго- и щелочеустойчивость бумаги, как правило, содержат различные органические смолы, что не приемлемо в таких отраслях, как кондитерская и табачная промышленность. Поэтому в последнее время стали появляться влагостойкие сорта бумаги, не содержащие подобных вредных веществ, например Extraflash (Бельгия), специально разработанная для этикетирования в условиях экстремальной влажности пищевых продуктов и бакалеи. Средневлагостойкая (легковлагостойкая) бумагаЭти сорта дешевле по сравнению с влагостойкими этикеточными бумагами, поэтому их применение может позволить заказчику сэкономить, не потеряв при этом в плане внешнего вида и основных характеристик этикетки. Типичными областями применения средневлагостойкой бумаги являются этикетирование невозвратных стеклянных и PET-бутылок в условиях небольшой влажности, гибкие упаковки и обертки для различных областей применения. К этому классу относится бумага Jamsa Coat производства UPM Kymmene (Финляндия), которая может использоваться как для этикеток на невозвратную тару, так и для гибкой упаковки, например для шоколада. В частности такие предприятия, как «Красный Октябрь», «РотФронт» «Бабаевский», отдают предпочтение именно этой марке. Этикеточными материалами этого класса славится также корпорация Ahlstrom, предлагающая Salafix 250 и Kaubillprint 200. Хорошо зарекомендовала себя на российском рынке и марка финской фирмы M-real Simcastor HS. Невлагостойкая (стандартная) бумагаТакую бумагу применяют в тех случаях, когда влагостойкость не является обязательным требованием: невлагостойкая бумага используется для этикеток на невозвратную тару, изготовления мягкой упаковки для табака, сигарет, кондитерских изделий. Важным достоинством невлагостойкой бумаги является ее экологическая чистота. Разумеется, из всех видов этикеточных бумаг стандартная — самая дешевая. Примерами бумаг этого класса являются сорта Royal Parade (Sappi, Нидерланды), Salafix C (Salaсh Papier, Германия), Kaubillprint 100 (фабрика Kauttua корпорации Ahlstrom, Финляндия), MediaSet и LumiLabel (StoraEnso, Финляндия), Lumiflex. К слову, последняя из перечисленных марок, обладающая высокой пухлостью, приглянулась многим всемирно известным компаниям, в числе которых Philip Morris, R.J.Reynolds, Fortune, Tabacco, Fazer, Danone, Del Monte, Van Leer. Сильные позиции на рынке занимают Royal Parade и Extrachrome. Технические характеристики бумагиМожно выделить несколько параметров бумаги, от которых зависит технологичность изготовления этикетки. Например, велико значение относительной влажности этикеточной бумаги, влияющее на ее печатные свойства. Относительная влажность 50% при температуре 21 °С — это своего рода компромисс между пожеланиями печатников и требованиями процесса этикетирования. Отклонения от этого режима при хранении высеченных заготовок в типографии нежелательно. Если сразу после печати дальнейшая обработка (бронзирование, тиснение, высечка или резка) по каким-либо причинам невозможна, то листы бумаги во избежание изменения ее влажности следует хранить в полиэтиленовой упаковке. Только так возможно предохранить их от изменения геометрических размеров и добиться максимальной точности приводки. Еще одной предпосылкой успешного этикетирования является чистая и соответствующая допускам резка/вырубка этикеток. Плохо заточенные ножи или штампы оставляют на месте реза различные дефекты, которые могут затруднить подачу этикеток из накопителя этикетировочной машины. Важным параметром этикеточной бумаги является ее непрозрачность во влажном состоянии. Чем выше этот параметр, тем меньше влияет на внешний вид этикетки цвет бутылки и тем менее заметны полоски клея. У бумаги Royal Trega, например, минимальное значение этого показателя составляет 74%. Еще одним важным фактором является правильный выбор направления отлива бумаги, которое согласно требованиям ГОСТа должно быть перпендикулярно к оси бутылки. Дело в том, что этикеточная бумага при намокании скручивается вдоль машинного направления, что гарантирует ровную приклейку только при соблюдении вышеназванного требования. Оно помогает решить и так называемый парадокс этикеточной бумаги: этикетка должна сохраняться плоской в процессе печати и до приклейки и в то же время скручиваться в определенном направлении при приклейке. Данное требование может вызвать неудовольствие со стороны печатников, поскольку в ряде случаев печатный формат из-за размеров этикетки нельзя будет использовать в полной мере, что приведет к повышенным отходам при вырубке. Тем не менее выбор направления отлива, исходя из требований этикетирования, является приоритетным. Рынок этикеточных бумагЭтикетка во многом вещь сезонная. Летом, в жару, особенно востребованы различные недорогие влагостойкие бумаги, а также невлагостойкая бумага, используемая для этикеток на различные прохладительные напитки. Осенью повышается спрос на невлагостойкую бумагу — в этот период в больших объемах востребована мягкая упаковка, например для шоколада. В зимний период, с октября до января, наблюдается увеличение спроса на дорогую влагостойкую бумагу высоко качества, особенной популярностью в это время пользуются различные металлизированные этикеточные бумаги для шампанского и подарочных упаковок. Это, например, бумага Metalvac E WS (Torraspapel, Испания), Luxlabel (Alupa, Бельгия), которая бывает серебряной гладкой, серебряной тисненной под «лен» и высокоглянцевой с «зеркальным» эффектом. К этому классу относится и Chromolux ALU (Zanders, Германия) — бумага с повышенным металлическим глянцем (серебро или золото), гладкая или с различными тиснениями. Российский рынок этикеточной бумаги неоднороден; условно его можно поделить на «столичный» и «нестоличный». Существует ярко выраженная закономерность: чем дальше в «глубинку», тем дешевле заказы на поставку бумаги. Однако в последнее время прослеживается тенденция перехода «нестоличных» производителей на более дорогие сорта этикеточных бумаг, так как в условиях высокой конкуренции становится востребована более привлекательная и качественная этикетка. Поэтому ассортимент этикеточной бумаги постепенно меняется в сторону повышения его качества и роста цены. Главный менеджер рекламного отдела фирмы-поставщика «Александра Брауна» Алена Громова отмечает, что в последнее время для российского потребителя большую роль начинает играть качество, нежели цена, которая теперь утрачивает первоочередное значение. Еще одну интересную тенденцию подчеркнула бренд-менеджер этикеточной продукции компании «Александр Браун» Ольга Бойко. По ее словам, отечественные производители все чаще обращаются за помощью в проведении маркетинговых исследований с целью постепенного перехода на отечественные материалы. |