Напиток родом из детства
Александр Рыжиков
Прохладительные напитки в любое время года с удовольствием пьют все: от малышей до стариков. Традиционные русский квас, всевозможные газированные напитки, соки, морсы, разнообразные минеральные воды в большом ассортименте и в любой упаковке теперь можно купить везде и в любое время суток. В отличие от потребителей алкогольной продукции любители безалкогольных напитков составляют значительно более широкую и благодарную аудиторию, способную понять, оценить, запомнить и стать неизменными приверженцами того или иного напитка.
Одним из самых приятных воспоминаний детства для многих до сих пор остается неповторимый вкус лимонада — такого сладкого, шипучего и прохладного. Но при этом лишь немногие смогут вспомнить точное название запомнившегося на всю жизнь напитка, который продавался в то время в стандартной пол-литровой бутылке. И этикетки, и наименования безалкогольных напитков были тогда незатейливыми. Основной набор состоял из «Лимонада», «Крема-соды», «Крюшона» и нескольких фруктовых газированных напитков. Между тем и в ту пору в нашей стране выпускался довольно-таки большой ассортимент безалкогольных напитков со своими оригинальными рецептурами, многие из которых сегодня, к сожалению, забыты. «Ситро», «Буратино», «Пчелка», «Южанка», «Исинди», «Яблоко», «Лимон» – вот только малая часть наименований освежающих напитков, изготавливавшихся в основном на натуральном отечественном сырье. Большинство этих напитков украшались небольшой стандартной кольереткой, имевшей форму полумесяца, которая благополучно дожила до конца восьмидесятых годов, не претерпев особых изменений.
Традиционным местом крепления кольеретки являлась горловина бутылки. Информация на такой этикетке была весьма скудной и не всегда читаемой в силу невысокого качества печати. Название напитка, адрес изготовителя, его наименование, товарный знак предприятия, емкость тары и стоимость напитка – вот те сведения, которые мог почерпнуть из нее потребитель отечественных безалкогольных напитков. Дату изготовления напитка, сроки его реализации, потенциальный покупатель из информации на лицевой стороне этикетки узнать не мог. Как правило, дата выработки напитка печаталась на оборотной стороне этикетки, и прочитать ее было достаточно сложно, так как бутылки часто изготавливались из темного цветного стекла, напиток также мог иметь темный цвет, а сами цифры были часто размазаны или просто слабо пропечатаны.
Производили безалкогольные напитки в основном специализированные заводы, имевшие различную ведомственную подчиненность. Нередко на этикетках можно было прочитать довольно забавные названия предприятий, такие как «Пивобезалкогольный завод». Некоторые изготовители, скрывая свои координаты, сообщали на этикетке только название головной организации, например «Роспотребсоюз», «Министерство речного флота РСФСР» или «Главурс». Найти изготовителя напитка по такому абстрактному адресу, чтобы, например, предъявить ему претензии, для рядового потребителя было делом практически безнадежным.
Не обходилась текстовая информация на этикетках и без курьезных опечаток. Так, например, на кольеретке к лимонаду, произведенному комбинатом питания при московском ЦПКиО им. А.М. Горького, указано: «Производство без алкогольных напитков».
Только в середине шестидесятых годов прошлого века информация о дате изготовления продукта появилась на лицевой стороне этикетки. Вначале она впечатывалась штампом вручную, а впоследствии в нижней части этикетки стали печатать ряд цифр от 1 до 31, с последующей вырубкой даты изготовления напитка. Несколько позже на этикетке появился ряд цифр от I до XII для обозначения месяца, а также информация о гарантийном сроке хранения.. Однако из надписи «гарантийный срок хранения 7 суток при температуре 0-12 ?С» оставалось непонятным, должны ли эти условия соблюдаться при хранении уже открытой или фабрично закрытой бутылки.
Нанесение товарного знака предприятия — изготовителя напитка на этикетку в те годы носило абсолютно формальный характер. Графика знака была невыразительна, и зачастую знак воспроизводился на этикетке с достаточно серьезными искажениями по сравнению с зарегистрированным образцом. Типичным примером пренебрежительного отношения к воспроизведению товарных знаков являются их изображения на этикетках к напиткам, выпущенным московским «Заводом безалкогольных напитков» и фирмой «Русский квас». Несоблюдение масштабов элементов товарных знаков, зеркальное изображение — нарушения, которые категорически не допускаются при их воспроизведении. Такие недочеты в очередной раз подтверждают недооценку роли и значения товарного знака предприятия в те годы.
В 70-х годах привычная этикетка безалкогольных напитков претерпела некоторые изменения. Вместо кольеретки на боковую поверхность пол-литровых бутылок иногда стали наклеивать прямоугольные этикетки. Увеличение площади этикетки позволило разместить на ней больше информации, необходимой массовому потребителю. На этикетках появились более выразительные рисунки, графика стала разнообразнее. В это же время в продаже появились первые тонизирующие отечественные напитки: «Байкал», «Саяны». Этикетки к новым напиткам отличались оригинальным графическим решением с использованием, например, пейзажных композиций. Вместе с тем качество печати таких этикеток оставалось подчас столь низким, что новые рисунки, в силу своей невыразительности, скорее отталкивали, чем привлекали потенциального покупателя.
Тогда же отечественные производители безалкогольных напитков стали использовать стеклянную тару емкостью 0,33 л. Для новых бутылок были изготовлены этикетки несколько меньших размеров, полностью повторявшие графику и содержание этикеток для напитков, разливаемых в пол-литровые емкости. Впрочем, некоторые фирмы использовали одинаковые этикетки, указывая на них обе емкости, в которых продавался данный напиток.
В конце восьмидесятых годов на лицевой стороне этикеток к безалкогольным напиткам стали размещать информацию о месяце и годе выпуска. Для некоторых напитков изготовители сообщали сведения об энергетической ценности продукта, а в ряде случаев — даже о его составляющих. И какой бы ни была этикетка, на ней обязательно присутствовала аббревиатура типографии, где она была отпечатана. К сожалению, повторюсь, отношение к качеству и к художественному оформлению этикеточной продукции в те годы в нашей стране было традиционно пренебрежительным. Невзрачные этикетки не могли привлечь внимание потенциальных покупателей. Например, такие напитки, как «Буратино», «Дюймовочка», «Колокольчик», выпускавшиеся в первую очередь для детей, отличались убогим оформлением и не могли воспитывать художественный вкус маленьких потребителей.
Некоторые изменения в оформлении этикеток безалкогольных напитков произошли в период подготовки страны к Олимпийским играм 1980 года. Для обеспечения участников и гостей Олимпиады в Москву поставлялись продукты из некоторых европейских стран, в частности напитки из Финляндии, Германии и ряда других государств. Их отличали высокое качество печати на упаковке, четко читаемые тексты и яркие, красочные рисунки. Именно тогда на прилавках отечественных магазинов впервые появился апельсиновый напиток «Фанта». Благодаря легко различимой и броской этикетке он выгодно выделялся на фоне блеклых и безликих отечественных напитков.
Не удивительно, что новый напиток стал пользоваться повышенной популярностью. Несколько позже наши покупатели смогли оценить свойства напитка, являвшегося одним из своеобразных символов Америки — «Пепси-колы». Этикетка «Пепси-колы» содержала стандартную графическую композицию, знакомую потребителям этого напитка в других странах.
Серьезные изменения в оформлении и содержании этикеток отечественных безалкогольных напитков стали происходить в период активного проникновения на наш рынок зарубежных компаний и появления в стране первых совместных предприятий. Графическое исполнение этикеток к безалкогольным напиткам стало более привлекательным; при их разработке начали более активно использоваться элементы стилизации. Так, этикетки к среднегазированному напитку «Mona», изготавливавшемуся АО «Мона» (г. Москва), отличались узнаваемой цветовой гаммой, легко читаемым названием и удачным композиционным решением.
В последнее время для разработчиков этикеточной продукции наступили благодатные времена. Большое количество фирм — изготовителей разнообразной безалкогольной продукции, тара разной формы и объема, новые материалы и оборудование для изготовления этикеток – все это предоставляет прекрасные возможности для создания оригинальных этикеток, способных привлечь потенциальных покупателей. Вместе с тем рост конкуренции между производителями прохладительных напитков заставляет их по-новому подходить к процессу создания этикеток. Теперь им необходимо более внимательно и тщательно изучать предполагаемый рынок продаж, его специфические особенности, учитывать степень насыщенности рынка аналогичной продукцией, принимать во внимание традиции потребления напитков в разных регионах России. Приходится им также учитывать и то, что на отечественном рынке появилось достаточно большое количество импортных производителей, предлагающих оригинальные прохладительные напитки в разнообразной, яркой, привлекательной упаковке с этикетками, разработанными лучшими иностранными дизайнерами.
Автор благодарит коллекционеров этикеток к безалкогольным напиткам, любезно предоставившим иллюстрационные материалы для данной статьи: Царика Ю. Е. и Виноградову Р.С.
Мир Этикетки 5'2003
|