Издательские марки Яна Чихольда

 

Издательские марки Яна Чихольда

Е.Л.Немировский

Человек, имя которого вынесено в заголовок этой статьи, сыграл поистине колоссальную роль в становлении и развитии искусства книги ХХ столетия. Имя его связывают прежде всего с искусством шрифта и с типографикой, с умением делать книгу изящной и красивой одними лишь средствами набора и верстки, хотя он плодотворно трудился в различных областях оформительского мастерства.

Ян Чихольд (Jan Tschichold) родился в Лейпциге 2 апреля 1902 года1, но был гражданином мира в самом полном понимании этого слова. В прошлом столетии люди нередко покидали родину, следуя велению сердца либо по политическим убеждениям. Но на чужбине чувствовали себя неуютно, тосковали по отчизне. Чихольд тоже вынужден был покинуть Германию после прихода к власти фашистов, но везде, куда бы его ни забрасывала судьба, чувствовал себя как дома и всегда был востребован.

 

Ян Чихольд. С фотографии 1948 г.

Ян Чихольд. С фотографии 1948 г.

 

Художественное образование Чихольд получил в лейпцигской Высшей школе графики и искусства книги, ставшей alma mater для многих художников, посвятивших жизнь оформительскому мастерству. Окончив это учебное заведение, он пришел в знаменитое издательство «Остров» («Insel Verlag»), об издательских марках которого мы рассказывали в одном из прошлых номеров. Работа в одном из лучших, в плане оформительского мастерства,  издательств не только в Германии, но и во всем мире была хорошей школой для молодого художника. Издательство «Инзель» в первой четверти ХХ века тяготело к модерну, и Ян Чихольд в этом отношении не был исключением. Но в 1920­х годах он испытал сильное влияние направления, вошедшего в историю искусства под названием «Баухауз». Члены этого объединения исповедовали конструктивизм, под знаком которого прошел немалый период жизни и деятельности Чихольда. В это время он познакомился с русским художником Лазарем (Елиазаром) Марковичем Лисицким (1890—1941), который обычно подписывал свои работы Эль Лисицкий. Чихольд стал его другом, переписывался с ним, обсуждал его творчество в своих статьях.

Занимался Чихольд и общетеоретическими проблемами. В 1928 году вышел в свет написанный им учебник «Новая типография»2. Помимо этого Ян Чихольд написал много книг и статей, среди которых мы назовем весьма любопытную книгу «Изменения формы знака “и”», изданную в 1933 году3. Речь идет о знаке &, латинском «et», который, оказывается, встречался еще в надписях на стенах Помпеи в 79 году после Рождества Христова.

 

Ян Чихольд. Новая типогрфия. Берлин, 1928. Титульный разворот

Ян Чихольд. Новая типогрфия. Берлин, 1928. Титульный разворот

 

В 1933 году Ян Чихольд эмигрировал в Швейцарию. С падением фашистского режима на родину художник, однако, не вернулся. В 1946—1949 годах он жил в Англии, сотрудничал с издательством «Пингвин» и во многом содействовал созданию оптимального образа книг в обложках, ставших в те годы приметой времени.

 

Ян Чихольд. «Изменения формы знака “и”». Берлин, 1933. Разворот

Ян Чихольд. «Изменения формы знака “и”». Берлин, 1933. Разворот

 

Издательские марки Ян Чихольд специально не создавал, но он делал комплексное оформление книги, а здесь без издательского знака обойтись было нельзя. При этом художник нередко использовал чужие рисунки, однако коренным образом перерабатывал их.

Оригинальные издательские, а точнее типографские марки есть уже в ранних работах Чихольда, сделанных для лейпцигской типографии и переплетного заведения «Фишер унд Виттиг» (Fischer & Wittig). Это шрифтовые композиции, в которых преобладает чисто геометрическое начало. В рекламном объявлении, сделанном в 1922 году для этой фирмы, в знаке просматриваются буквы «F» и «W», но нарисованы они так, что мы прежде всего видим крест на фигурной подставке. За однажды найденное изобразительное решение художник не держался. В календаре, сделанном для той же фирмы в 1923 году, марка такая же, как раньше, а в другой работе того же года — совсем иная. Впрочем, это композиция все тех же алфавитных знаков «F» и «W», но скомпонованных иначе.

 

Страница календаря для фирмы «Фишер унд Виттиг». Издательская марка сверху

Страница календаря для фирмы «Фишер унд Виттиг». Издательская марка сверху

 

Работая для Insel Verlag, Ян Чихольд в основу издательской марки положил рисунок Петера Беренса (Peter Behrens, 1868—1940), на котором изображен парусник, бороздящий бушующее море. Но художник сделал рисунок более графически точным и расположил его не внизу обложки, как это делалось в большинстве случаев, а в центре. А в издательском каталоге 1926 года он значительно увеличил размеры марки, сделав ее основой изобразительного решения.

 

Рекламное объявление для фирмы «Фишер унд Виттиг». Издательская марка сверху

Рекламное объявление для фирмы «Фишер унд Виттиг». Издательская марка сверху

 

В работах конструктивистского периода в деятельности Яна Чихольда издательские марки большей частью отсутствовали. Среди немногих исключений — обложка каталога Insel Verlag 1929 года. Здесь то же решение, что и в каталоге 1926 года, но издательская марка как бы перечеркнута крестом. На синей вертикальной линии его размещены цифры, обозначающие год. А горизонтальную линию образуют красные буквы, составляющие название издательства.

 

Обложка альманаха «Инзель» на 1924 г.

Обложка альманаха «Инзель» на 1924 г.

 

Для конструктивистского периода Чихольда характерны бланки для писем, сделанные для себя и для других лиц, например для москвички Нины Хмелевой. В марочке, размещенной в верхнем правом или левом углу листа, шрифтовую комбинацию оттеняет композиция цветных прямоугольных плашек.

 

Издательский каталог 1928 г. фирмы «Инзель»

Издательский каталог 1928 г. фирмы «Инзель»

 

Суперобложка для книги издательства Der Bucherkreis GmbH. Издательская марка внизу слева

Суперобложка для книги издательства Der Bucherkreis GmbH. Издательская марка внизу слева

 

На обложках издательства Der Bucherkreis GmbH появляются совершенно нетипичные для Чихольда фигурные изображения — человек, читающий книгу. Название издательства в этом случае часто вообще отсутствует.

Эмигрировав в Швейцарию, Чихольд сотрудничал с базельским издательством Birkhдuser. На обложке серии «Классики Биркхойзера» он поместил издательскую марку со вписанной в круг веточкой с листочками.

 

Обложка для издательства «Пингвин»

Обложка для издательства «Пингвин»

 

Обложка журнала «Пингвин Прогресс»

Обложка журнала «Пингвин Прогресс»

 

В послевоенные годы, живя в Англии и работая для издательства «Пингвин» (Penguin Books Ltd), Ян Чихольд предложил новое оформление для всемирно известной серии книг в обложках. Издательская марка, изображающая пингвина, появилась в 1936 году на обложках первых книг серии, которые рисовал художник Эдвард Юнг. В новом оформлении серии, предложенном Яном Чихольдом в 1949 году, марочка была сохранена, но фигурка пингвина была заключена в овал и перенесена на корешок книги. Художник также изменил формат книги, выбрав отношение ширины к высоте как 5:8. Такой формат впоследствии стал общепринятым для изданий в обложках, получивших название «карманные книги» (pocket­book). В дальнейшем, правда, пингвин в овале вернулся на первую страницу обложки — в ее верхний правый угол.

 

Суперобложка и титульный лист «Книги о шрифтах». Издательская марка внизу

Суперобложка и титульный лист «Книги о шрифтах». Издательская марка внизу

 

Верный своей манере никогда не останавливаться на достигнутом, Ян Чихольд, оформляя книги издательства «Пингвин», сплошь и рядом отказывался от фигурки пингвина и помещал на обложках и титульных листах издательские марки с другим  рисунком. Так, на обложке журнала «Пингвин Прогресс» он помещал большую, вписанную в круг и квадрат букву «Р». На суперобложке же «Книги о шрифте» Альфреда Фэйербенка, изданной «Пингвином» в 1949 году, издательская марка вообще отсутствует. А на титульном листе этой книги внизу мы видим букву «Р», построенную в виде готической плетенки.

 

Титульный лист книги «Жизнь и труды типографа». 1977

Титульный лист книги «Жизнь и труды типографа». 1977

 

Издательские марки Яна Чихольда

Издательские марки Яна Чихольда

 

В последние годы жизни Ян Чихольд жил в Швейцарии, но сотрудничал с издательствами Германской Демократической Республики. В 1965 году ему присудили весьма престижную Гутенберговскую премию, а в 1967­м избрали членом­корреспондентом Академии художеств ГДР.

Умер Ян Чихольд 11 августа 1974 года.

Уже после его смерти, в 1977 году, дрезденское издательство «Искусство» (Der Kunst) выпустило книгу «Жизнь и труды типографа», в которой были помещены пять статей художника, библиография его трудов и работ о нем, а также большое количество иллюстраций4. На переплете книги указаны одни лишь тисненные золотом инициалы «J.T.», а на титульном листе — издательская марка с литерами «V D K», то есть «Verlag der Kunst», заключенными в излюбленный художником овал.


1О нем см.: McLean R. Jan Tschicold Typographer. London, 1975.

2См.: Tschichold J. Die neue Typographie. Ein Handbuch fur zeitgemass Schaffende. Berlin, 1928.

3См.: Tschichold J. Formenwandlungen der Et-Zeichen. Berlin, 1933.

4См.: Leben und Werk des Typographen Jan Tschichold. Dresden, 1977.

В начало В начало

Мир Этикетки 3'2006

Похожие статьи