ХХ век России в этикетках с портретами VIP-персон
Ярослав Бокарёв, независимый эксперт. Этикетки из коллекции автора
Для создания водочных этикеток существует множество тем: местные достопримечательности, космос, застолье, женщины, транспорт, всякая живность и, конечно же, исторические личности. Последние сто лет российской истории дали много персонажей, портреты и фамилии которых используются для дизайна этикеток не только в России, но и в ближнем зарубежье.
Царские покои, царские палаты, царский пир, царская охота — всё это ассоциируется с высоким уровнем жизни. Неудивительно, что и русские, и немецкие производители водки использовали названия «царская водка», «царский заказ», «царский визит» или портрет последнего русского самодержца Николая II, когда хотели подчеркнуть высокое качество своего товара. Так, на рис. 1 показана водка «Русский царь» с портретом последнего российского самодержца.
Рис. 1. Сочетание тиснения фольгой и темно-зеленого фона делает дизайн этикетки строгим и богатым. Хотя по композиции оформление больше подходит для более легких напитков — вина или шампанского
С объявления в 1914 году царской Россией войны кайзеровской Германии в нашей стране был введен сухой закон. Волна Февральской буржуазной революции 1917 года в России подняла Александра Федоровича Керенского (1881—1970), который занимал различные посты во Временном правительстве. Деньги, выпущенные в это время, ввиду их низкой покупательной стоимости неуважительно называли «керенками». В память об этом событии недавно была выпущена водка «Керенка» (рис. 2).
Рис. 2. Справа — банкнота «керенка», а слева — этикетка на ее основе. Идея интересна: использовать в дизайне этикеток элементы оформления банкнот, печать которых тоже выполялось бы смесевыми красками
Гражданская война не отмечена на водочных этикетках ни Щорсом, ни Котовским, ни Фрунзе, ни другими весьма достойными и заслуженными защитниками Советской власти. Этой чести удостоился только красный командир Чапаев и, как ни странно, человек непростой судьбы, который воевал и за красных, и против них, — Батька Махно (рис. 3), изобретатель тачанки — рессорной повозки с установленным на ней станковым пулеметом «максим». В тачанку впрягались сразу четыре лошади.
Рис. 3. Тишину пшеничного поля, изображенного Шишкиным, разрывает шум проносящейся тачанки от художника Грекова
Говорят, что Российская Федерация — страна с непредсказуемой историей. Это подтверждает изменение оценки деятельности адмирала Колчака. Вот как о нем написано в Советском энциклопедическом словаре 1980 года: «Колчак Александр Васильевич (1874—1920) — один из главных организаторов контрреволюции в Гражданскую войну, адмирал. В 1917 г. командовал черноморским флотом. В 1918—1919 гг. “Верховный правитель российского государства” (в это время он был в Сибири. — Прим. автора). Постановлением Иркутского ВРК расстрелян». О его заслугах в изучении Арктики — ни слова. В 2004 году в Иркутске был открыт памятник адмиралу А.В. Колчаку в честь 130летия со дня его рождения, а в 2008 году на экраны страны вышел фильм «Колчак». Выпускается и водка с его именем (рис. 4).
Рис. 4. Крест и черный цвет фона этикетки могут отпугнуть покупателей «белого» напитка
«Царствование» Иосифа Виссарионовича Сталина (1879—1953), генералиссимуса, «отца всех народов» и пр., отмечено и советскими, и немецкими этикетками. Конечно, при жизни «великого кормчего» водка с его портретом не выпускалась, поэтому можно только догадываться, как бы он отнесся к такой инициативе. Немцы разливали водку «Сталинская». В России производилась «шайтанвода» «Ни шагу назад» (рис. 5) с портретом Сталина в парадном мундире Верховного главнокомандующего. Водка эта названа в честь знаменитого жестокого приказа № 227, которым в Советской армии во время Великой Отечественной войны вводились «заградительные отряды». Они располагались во второй полосе траншей и расстреливали из пулеметов всех своих отступавших солдат (см. фильмы «Штрафбат», «Цитадель» и др.).
Рис. 5. Простое оформление: портрет в золотой рамке и красный шрифт — намекает на водку низкого качества
Вокруг Сталина было много соратников и помощников, но не все удостоились чести попасть на этикетку. Повезло Клементу Ефремовичу Ворошилову (1881—1969), который в 19341940 годах был наркомом (то есть министром) обороны Советского Союза. На этикетке водки «Нарком» он изображен в форме маршала (рис. 6). Это высокое звание Ворошилов получил первым, когда в 1938 году в Советском Союзе вновь ввели воинские звания, как в царской России (до возвращения погон дело еще не дошло): лейтенант, капитан, майор, полковник. Именно тогда появилась песня, в которой говорится, что бойцы (с нетерпением?) ждут того часа, «когда нас в бой пошлет товарищ Сталин/ И первый маршал в бой нас поведет.»
Рис. 6. В оформлении этикетки преобладают красный, оранжевый и черный цвета. Побуждает ли это к покупке?
Советские радио и газеты в предвоенный 1941 год без устали утверждали, что любой враг будет разбит нами за две недели на его же территории.
Георгий Константинович Жуков (1896—1974) — маршал, четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956), награжден советским правительством за удачные военные операции во время Великой Отечественной войны с фашистской Германией. Правда, на этикетке водки, выпущенной в Казахстане, маршал Жуков изображен только с тремя Звездами Героя Советского Союза. Но это не изза того, что автор этикетки забыл нарисовать четвертую медаль, а потому, видимо, что этот парадный портрет был выполнен еще до 1956 года (рис. 7).
Рис. 7. В задачу казахских корректоров, видимо, не входило проверять количество Звезд на кителе Жукова
В этом году страна отметила 50ю годовщину полета человека в космос, который состоялся во время правления Никиты Сергеевича Хрущева (1894—1971). Его изображение на современных водочных этикетках не печатают. Видимо, маркетинговые опросы водочных компаний проводятся не зря. А вот стилизованное (плакатное) изображение Юрия Алексеевича Гагарина (1934—1968) на водочных этикетках встречается (рис. 8).
Рис. 8. Между прочим, так же могла бы быть оформлена и пачка сигарет… А отсутствие определенной направленности в дизайне — минус в работе оформителя
В 1964 году самоуверенного Хрущева решением Президиума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза сместили со всех постов и отправили, нет, не на тот свет, как Лаврентия Берию, а на пенсионное обеспечение простым гражданином страны Советов. Острословы говорили: «Он теперь, как Берия, вышел из доверия».
На смену Хрущеву пришел инициатор обновления состава ЦК КПСС — Леонид Ильич Брежнев, который руководил Советским Союзом на протяжении 18 лет. После получения маршальского звания и ордена «Победа» в 1976 году потребовалось нарисовать парадный портрет полководца из мирного времени застоя, который и лег в основу этикетки, приведенной на рис. 9.
Рис. 9. Красно-бело-черное оформление стилизовано казахским художником под известный бренд «Столичной»
Рис. 10. Вспоминая дешевую андроповскую водку…
Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС сменил Юрий Владимирович Андропов (1914—1984) — есть и водка «Андроповская» (рис. 10), а Андропова — тоже не очень здоровый Константин Устинович Черненко (1911—1985). В 1985 году советский народ так расшифровывал фамилию молодого государственного деятеля, который пытался со своей командой ввести сухой закон: «Горбачев отменит решения Брежнева, Андропова, Черненко, если выживет». Несмотря на антиалкогольную кампанию, портрет Горбачева на водочных этикетках встречается (рис. 11).
Рис. 11. По оформителю этой этикетки просто плачет «Книга рекордов Гиннесса», ведь на столь небольшом формате он сумел разместить карту «одной шестой части суши», портрет М.С. Горбачева, название напитка, герб Советского Союза и выходные данные
Рис. 12. Интересно, как раскупалась водка с портретом первого Президента России?
Борис Николаевич Ельцин сменил, правда не без танков, Горбачева, став первым Президентом России (рис. 12). После Всенародного референдума, на котором 70% населения высказалось за сохранение Союза Советских Социалистических Республик, Борис Николаевич в Беловежской Пуще вместе с товарищами из Украины, Казахстана и Белоруссии развалил Советский Союз на 15 частей. Про Крым, подаренный Украинской ССР бездумным решением Хрущева, Ельцин в тот момент забыл, а о базировании русского флота в уже заграничном Севастополе тогда както совсем «выскочило из головы»…
31 декабря 1999 года, когда все домохозяйки готовились к встрече Нового года, Ельцин ушел в отставку, назначив своим преемником Владимира Владимировича Путина. Его россияне и избрали Президентом Российской Федерации сначала на один 4летний срок, а потом и на второй. Тогда же была выпущена водка с портретом Путина (рис. 13), на контрэтикетке которой начертано: «Путин — наш Президент» (контрэтикетка — это наклейка, которая крепится к бутылке с противоположной от этикетки стороны). Одновременно с этой этикеткой появилась другая — с портретом Сталина (рис. 14), но мы полагаем, что это произошло совершенно случайно и никаких ассоциаций вызывать не должно.
Рис. 13. Очередной пример стилизации под красно-белый бренд «Столичной». Современные дизайнеры отказываются от не очень выгодных с точки зрения цветопередачи цветных полутоновых изображений в пользу плашечных элементов
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Прошло два срока, и Путин, как его ни уговаривали остаться на третий президентский срок, нарушать Конституцию РФ не стал и освободил кресло, порекомендовав своего товарища Дмитрия Анатольевича Медведева. Недаром говорят: «Друг моего друга — мой друг». Всенародным голосованием с большим перевесом Д.А. Медведев был избран в марте 2008 года Президентом Российской Федерации. Это событие не сразу, но всё же было отмечено выпуском водки «Medvedeff» (рис. 15) с изображением, правда, не нового президента, а медведя. Как на это отреагировал виновник торжества, неизвестно, но если существует водка «Путинка» (рис. 16), то почему бы не быть водке «Медведь» (рис. 17)? Правда, теперь всё зависит от того, какая команда прозвучит сверху, тем более что в России грядут очередные выборы президента.
Мир Этикетки 12'2011
|