Компьютер
Поставщики бумаги
Поставщик | Ассортимент бумаг |
Александр Браун |
Kаубиллпринт, Ямса Kоат, Шантелор, Экстрахром, Ротофлекс |
Невская Полиграфическая Kомпания |
Clan, Kornet, Kaubillprint, Extrachrome, Interpak, Diaures |
Берег |
Interflash, Union Label, Martele, Labelset, Interlight, Etiset, Creaset, Corolla Label, Lumiflex, Royal Parade, Mediaset, Lopacote, Barrier Label, Eurokote Label, Sinarlux, Astralux Label, Metalvac, Luxlabel |
Регент |
Салафикс, Лумифлекс, Лумилейбл, Kаубиллпринт, Kангас Лейбл С, Симкасто, Интакт, Го-Принт Гидрофорт, Шантелор, Лейблсет, Никлакет Медиум Фэшн, Матиссет, Люксохром, Экстрахром, Мастерхром, Хромолюкс, Суперкоут, Реал Сильвер, Эбро, Ротофлекс, Алюкет |
Kомус |
Kаубиллпринт, Экстрафлеш, Экстралайт, Экстрахром, Kангас Лейбл C |
Дубль В |
Royal Elegance, Royal Trega, Royal Souplesse, Royal Etiquette, Royal Parade, Jamsa Coat, Matisset, Chromolux, Chromolux Metallic, Chromolux Alu, Gepalux, Simcastor |
Condor |
Niklaselect, Bieret, Niklakett Medium Plus, Niklakett Medium Fashion, Niklakett Medium Brilliant |
Доминико |
Salafix, Jamsa Coat, Kaubillprint, Chanterol, Extrachrome, Niklakett Medium Fashion, Alukett, Eurolabel, производства Kорюковской ФТБ, Архангельск |
Точных данных о количестве видов бумаги нет. Они различаются назначением, плотностью (г/м2 ), гладкостью, цветом и многими другими свойствами. А ведь было время, когда существовал только один, священный вид и назывался он незамысловато — бумага.
Бумага появилась и в течение длительного времени развивалась как материал для письма. Потом, с появлением в I веке н.э. технологии воспроизведения одинаковых изображений с помощью печатных форм, она стала использоваться и в качестве материала для печати. После изобретения в XV веке Иоганном Гутенбергом печатной машины началось стремительное увеличение использования бумаги для печати информации. С развитием индустриального (иногда его называют информационным) общества появилось новое направление массового спроса на бумагу и картон — упаковка продукции. Параллельно с упаковкой стало стремительно развиваться и производство этикетки.
Кроме бумаги материалом для этикетки в основном служит полимерная пленка. Как и во многих других областях промышленного производства, а также в быту эти материалы конкурируют друг с другом. При этом бумага имеет бесспорное преимущество: производится она из возобновляемого природного сырья. Кроме того, упаковка и этикетка из бумаги более естественно, по сравнению с полимерными материалами, вписываются в жизненный цикл, определенный самой природой. Бумага и картон хорошо утилизируются и, попадая в естественную среду, без особых проблем разлагаются (хотя внешний вид среды нашего обитания в результате такой «утилизации» известен). Недаром такой аргумент, как хорошая утилизируемость, становится все более определяющим при выборе материала.
Такое «вспомогательное» направление в промышленном производстве, каким является этикетирование продукции, выросло в последние годы в самостоятельный сектор весьма доходного бизнеса. По некоторым оценкам, оборот в сфере производства этикеточной продукции в 2000 году в Европе составил 5 млрд. евро, а ежегодный прирост составляет 5-7% в год. В связи с этим большое развитие получили этикеточные виды бумаги. Множество требований, предъявляемых к ним, потребовало, в свою очередь, создания широкого ассортимента марок.
Особенности этикеточной бумаги определяются:
- обработкой поверхности (мелованная/немелованная);
- отделкой (односторонней/двухсторонней гладкости, тисненая);
- отношением к воде (влагопрочная/невлагопрочная, величина впитывания воды при смачивании);
- отношением к маслам и жирам (жиропроницаемая/непроницаемая);
- технологичностью при печати и отделке (включая лакирование, биговку, каширование, металлизацию, высечку и т.д.);
- технологичностью в автоматах упаковки (сигарет, шоколада и пр.) и в секциях этикетирования.
В России этикеточная бумага выпускается по ГОСТ 7625 и различным техническим условиям на АО «Архангельский ЦБК», бумажных фабриках Объединения «Гознак» (Краснокамской и Санкт-Петербургской), АО «Сокольники». В основном же бумага завозится из-за рубежа.
ГОСТ 7625 «Бумага этикеточная» предусматривает изготовление бумаги марок М, А и В:
- марка М — одностороннего мелования, предназначенная для печатания высококачественных многокрасочных этикеток офсетным способом с возможностью их последующей отделки (бронзирования, лакирования, конгревного тиснения, фигурной высечки);
- марка А — каландрированная, для печатания офсетным способом многокрасочных этикеток с последующей их отделкой (бронзирование, лакирование, фигурная высечка);
- марка В — односторонней гладкости, для печатания несложной этикеточной продукции без наложения красок высоким и флексографским способами.
Этикеточная бумага может использоваться и для упаковки. В нее упаковываются шоколад, кондитерские и табачные изделия, некоторые промышленные товары. В этих случаях этикетка совмещена с упаковкой.
Учитывая многообразие свойств в различных марках бумаги, потребителю нужно исходить из технических характеристик бумаги, которые обеспечивают необходимое качество при минимальных затратах, кроме того, должны учитываться требования к печатному процессу, к обработке оттисков в зависимости от свойств запечатываемого материала.
Этикеточная бумага должна обладать рядом свойств, которые отличают ее от бумаги других видов. Высокие печатные свойства, позволяющие получать многокрасочную печать высокого качества, должны сочетаться со свойствами, обеспечивающими хорошую высечку, а также технологичность этикетки в высокоскоростных этикетировочных автоматах. Кроме того, бумага должна иметь ряд специальных свойств в зависимости от требований, предъявляемых к использованию упаковки или тары, на которую наклеивается этикетка. К таким специальным свойствам относятся:
- отсутствие склонности к скручиванию (или ее невысокий уровень);
- допустимые показатели количества впитываемой воды при одностороннем смачивании, деформации при намокании;
- прочность во влажном состоянии;
- допустимое изменение прозрачности при увлажнении;
- устойчивость к воздействию щелочей;
- хорошие показатели проницаемости для клеевого раствора и щелочи;
- устойчивое поведение при высечке.
Масса 1 м2 этикеточной бумаги в основном находится в пределах от 70 до 90 г. Этикеточная бумага, как, впрочем, большинство видов бумаги, будь то бумага для печати, офисной техники или письма, производится как из чистой целлюлозы, так и с содержанием древесной массы. Древесная масса — добавка, улучшающая свойства бумаги, например придающая лучшую сохранность формы, большую «каркасность» листа (это свойство еще называют «грифом» листа), большую контактность печатной формы с бумагой, высокий уровень непрозрачности. Но эти «прелести» делают бумагу с содержанием древесной массы менее долговечной, хотя для этикетки, живущей до 1 года, это не критично (при условии, что продукт не хранится под прямыми солнечными лучами).
На рынке предлагается большое разнообразие бумажных материалов для изготовления этикеток. Это может быть офсетная бумага без покрытия, массой 70-80 г/м2, суперкаландрированная. Такая бумага пригодна для всех видов печати, включая ксерографию и ризографию. В основном она используется для печати в 1-2 краски недорогих этикеток для товаров массового спроса.
Широко распространены марки бумаги с односторонним мелованием на встроенных в бумагоделательную машину устройствах (80-90 г/м2). На них возможна полноценная многоцветная печать. Белизна этих материалов — 90-95% при глянце 60-65%.
Для печати этикеток высшего (элитного) качества используются марки бумаги с мелованием на отдельно стоящих меловальных установках, а также бумага литого мелования, при печати на которой могут потребоваться быстросохнущие краски.
Кроме того, для производства этикеток используются цветные виды бумаги, а также бумаги с тиснением поверхности.
Бумаги семейства металлоподобных видов используются для производства этикетки и упаковки. Одним их таких видов являются бумаги, металлизированные в вакууме. Эта технология позволяет получать этикетку или упаковку, которая благодаря малому слою металла сохраняет бумагоподобные свойства, что позволяет ее утилизировать путем переработки. Но при этом следует учитывать, что печать на таком материале и его переработка требуют соблюдения некоторых дополнительных условий.
Другим металлоподобным материалом является бумага, кашированная алюминиевой фольгой. В отличие от металлизированной, кашированная (то есть склеенная, в данном случае с фольгой) бумага уже в значительной степени потеряла свойства бумажного материала. Она не пропускает воздух, утилизация ее затруднена и связана с необходимостью отделять металл.
Для производства этикеток, используемых для наклеивания на цилиндрические поверхности малого диаметра, где требуется низкая жесткость бумаги при изгибе (например, при наклеивании этикеток на ампулы в фармацевтике), используются специальные марки тонкой мелованной бумаги массой 60-65 г/м2.
Этикетки бывают сухие и самоклеящиеся. Сухая этикетка наклеивается с помощью раствора клея, а самоклеящаяся имеет на своей поверхности клеевое покрытие, которое не требует активации водой или теплом. Основную долю российского рынка занимают сухие этикетки, при этом почти треть из них импортируются из-за рубежа.
Самоклеящиеся материалы появились благодаря высокому уровню развития химической промышленности. В основном они выпускаются на основе бумаги и синтетических пленок. Пока самоклеящиеся этикетки составляют лишь небольшую часть нашего рынка, но их доля неуклонно растет (темпы роста в последние годы достигают 20-25% в год). Большинство из них изготовлены на бумажной основе (см. диаграмму), но на ближайшие годы прогнозируется рост использования самоклеящихся этикеток на основе пленочных материалов.
Для заполнения на принтерах и копировальных аппаратах создан ряд самоклеящихся этикеточных бумаг, имеющих пониженную толщину. Среди таких материалов выделяются марки с термочувствительным покровным слоем. Специальное покрытие такой бумаги темнеет под воздействием повышенной температуры печатающей термоголовки. Наклейки из термобумаги используются в тех случаях, когда необходимо печатать изменяющуюся информацию (штрих-код, вес, цену, размер и т.д.).
Мир Этикетки 2'2001
|