Практика тиснения фольгой
Андрей Крылов Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тиснение фольгой представляет собой важный декоративный и защитный элемент печатной продукции. Для качественного проведения данной операции нужны специальное оборудование, качественная фольга и знание персоналом типографии особенностей процесса припрессовки. О технологическом процессе работы с фольгой на отдельно взятом производстве рассказывает главный технолог типографии ОАО «ПРОМИС» (Нижний Новгород) Алексей Дубровский.
КомпьюАрт: Какая продукция с припрессованной фольгой выпускается на вашем предприятии?
Алексей Дубровский: Сегодня спектр продукции, выпускаемой с отделкой фольгой, довольно велик. В качестве заказчиков выступают предприятия самых разных сегментов рынка. Пищевая промышленность, в частности кондитеры, активно используют данный способ послепечатной обработки. Примерно такое же количество заказов поступает от представителей индустрии красоты. Достаточно много упаковки для фармацевтических компаний также изготавливается с применением тиснения фольгой. Отдельно можно отметить представительскую продукцию.
Главный технолог типографии ОАО «ПРОМИС» Алексей Дубровский
Наряду с тиснением фольгой активно применяется припрессовка голографических меток, которые служат надежной защитой от контрафакта. Использование тиснения фольгой не ограничивается перечисленными примерами — всё зависит от назначения конечной продукции и фантазии дизайнера, разработавшего макет.
КА: Теперь поговорим о расходном материале — фольге. Расскажите, какого вида фольгу вы используете: оттенок, узор, голографическая, с защитными признаками?
А.Д.: Мы используем фольгу для горячего тиснения. Все применяемые расходные материалы изготовлены известными производителями, такими как KURZ. Операция припрессовки фольги очень дорогая, как и сама фольга, поэтому материалы проходят обязательный входной контроль, предварительные испытания и лишь после этого поступают на производство. Каждый заказ по-своему индивидуален. Как я уже говорил, цвет и фактура зависят от пожелания заказчика. Современный рынок расходных материалов, на мой взгляд, способен удовлетворить даже самые взыскательные требования.
Фольга поставляется в ролях, размеры которых зависят от возможностей используемого оборудования и площади элементов, подлежащих тиснению.
Заказчик должен выбрать образец фольги
Голографическая фольга выполняет как декоративную, так и защитную функцию. Всё зависит от области применения готового изделия. Здесь также учитываются требования заказчика. Существуют готовые виды голографической фольги, которые можно выбрать по специальным альбомам производителей. Если применение голограммы выходит за рамки декора и выполняет функции защитного элемента, производители, такие как «Криптен» или ППД (Первый печатный двор), готовы разработать индивидуальные метки в соответствии с пожеланиями заказчика. Не буду вдаваться в подробности изготовления голограммы, отмечу лишь, что это довольно сложный процесс. Подделать такой защитный элемент практически невозможно.
Помимо технологических особенностей процесса припрессовки голограмм на предприятии должна быть организована система хранения и логистики самого высокого уровня, поскольку голографические метки являются расходным материалом строгой отчетности.
КА: На какие виды материалов наносится фольга?
А.Д.: Наша типография специализируется на выпуске картонной упаковки, поэтому основным используемым материалом является различного вида картон. Реже мы выполняем тиснение по этикеточным бумагам и другим материалам. Однако наше оборудование и профессиональный уровень персонала позволяют выполнять припрессовку и на другие материалы. Просто в сегменте полиграфического рынка, в котором работает ОАО «ПРОМИС», другие материалы не востребованы.
КА: На каком оборудовании выполняется данная операция у вас в типографии: марка оборудования, кто производитель, сервис-обслуживание?
А.Д.: Операция выполняется на специальном прессе SBL BRAUSSE 1050, введенном в эксплуатацию в 2008 году. Производитель — SBL (Корея). Данное оборудование имеет достаточно широкий диапазон функциональных возможностей, однако в настоящее время используется нами только на операциях тиснения фольгой, тиснения голограмм, а также конгревного тиснения (в том числе шрифта Брайля), если оно выполняется отдельно от вырубки. Связано это в первую очередь с необходимостью обеспечить высокую точность позиционирования элементов тиснения на печатном листе.
Печатный лист после тиснения фольгой
Пресс, как и любое другое типографское оборудование, проходит регулярное техническое обслуживание. На нашем предприятии существует собственная сервисная служба, на которую возложены функции проведения планово-предупредительного ремонта и поддержания оборудования в работоспособном состоянии.
КА: Расскажите, пожалуйста, о клише для тиснения. Каковы его технические параметры, где и из чего оно изготавливается?
А.Д.: Клише для тиснения изготавливаются из различных материалов: медь, латунь, алюминий, магний… Непосредственно от этого зависит их тиражестойкость. Кроме того, можно выделить два основных способа изготовления клише: гравирование и травление. Способ изготовления выбирается конструктором отдела спецприспособлений типографии исходя из особенностей работы (сложность элементов, глубина и толщина линий, расстояние между элементами и т.д.).
Пресс SBL BRAUSSE 1050 (Корея)
Мы не изготавливаем клише самостоятельно, а размещаем заказы у наших партнеров (фирмы «Марилок» и «Гравиарт»), которые занимаются этим профессионально. После изготовления и поступления на предприятие клише, как и любые расходные материалы и приспособления, проходят обязательный входной контроль и лишь после этого поступают в производство. Ассортимент изготавливаемой продукции с применением припрессовки фольги и голограмм, как я уже отмечал, довольно велик. Что бы не запутаться в этом изобилии цветного металла, специалистами нашего предприятия была разработана и внедрена система идентификации, учета и хранения спецприспособлений, обеспечивающая прослеживаемость использования клише в производстве.
КА: По каким параметрам оценивается качество припрессовки — разброс приводки, остаточный блеск фольги на материале и пр.? Может быть, откроете секреты борьбы с браком?
А.Д.: На самом деле никаких секретов нет. Известно, что существуют три основные причины появления брака: применяемые материалы, используемое оборудование и персонал.
Как правило, тиснение используется на дорогостоящей продукции, поэтому на стоимости расходных материалов в ущерб качеству никто не экономит. Наверно, было бы некорректно говорить, какая фольга лучше, а какая — хуже. В своей работе мы применяем фольгу минимум двух поставщиков — это требование системы менеджмента качества, внедренной на предприятии. Эти материалы прошли тщательные промышленные испытания, и все рабочие параметры зафиксированы.
Для хорошей приводки тиснения важно точно установить клише на плите пресса
Оборудование — новое, постоянно проводятся профилактические осмотры. Любые отклонения тут же устраняются.
Самое важное — это уровень профессиональной подготовки персонала: к работе на данном участке допускаются только квалифицированные работники, периодически проходящие обучение. Сотрудники четко представляют требования к качеству выпускаемой продукции и знают, как достичь необходимого уровня качества.
Требования к качеству прописываются в спецификации при заключении договора на изготовление печатной продукции. Они индивидуальны для каждого заказчика и максимально учитывают специфику каждого изделия. Тем не менее и производитель и заказчик должны понимать, что это процесс механической обработки, которому присущи определенные отклонения и допуски, указанные в действующих стандартах.
Вот некоторые требования к качеству тиснения:
- несовмещение деталей печатного изображения и тиснения не должно превышать 0,5 мм;
- наличие оборотного рельефа для плоского тиснения не должно ухудшать внешний вид изделия;
- не допускаются разрывы, разрезы, деформация, загрязнения и другие повреждения, ухудшающие качество и внешний вид изделия.
Мир Этикетки 9'2010
|