Всё об этикетках

Чем печатать этикетку

 

Чем печатать этикетку

 

Глубокая печать

Высокая печать и флексография

Офсетная печать

Трафарет, цифровая, тампопечать

 

Как определить, каким способом печати сделан оттиск

Офсетный оттиск

Глубокая печать

Флексографский оттиск

Высокая печать

 


Принципиальные схемы офсетной, глубокой и флексографской печати

Офсет

1 – Печатный цилиндр

2 – Запечатываемый материал

3 – Офсетный цилиндр

4 – Формный цилиндр

5 – Накатной увлажняющий валик

6 – Увлажняющий валик

7 – Подача увлажняющего раствора

8 – Накатной красочный валик

9 – Раскатной валик

10 – Передающий валик

11 – Дукторный валик

12 – Красочный резервуар

Конечно, современные офсетные машины имеют гораздо большее количество раскатных и накатных валиков, чем приведено на схеме. Красочная система может состоять из 15-20 и более валов. Система увлажнения также может отличаться — здесь приведена аппарат раздельного типа, но бывают также интегрированные системы.

Глубокая

1 – Печатный цилиндр

2 – Запечатываемый материал

3 – Формный цилиндр

4 – Ракельная система

5 – Красочный резервуар

Флексо

1 – Печатный цилиндр

2 – Запечатываемый материал

3 – Формный цилиндр

4 – Анилоксовый валик

5 – Дукторный валик

6 – Красочный резервуар

Приведенная выше схема является вполне реальной. Правда, несколько устаревшей. В современных флексографских печатных машинах зачастую нет дукторного валика, в краску погружается непосредственно анилоксовый валик. А для снятия излишков краски используют ракельную систему.

 

Что выбрать — офсет, высокую печать или флексографию? Или, может быть, воспользоваться цифровым способом? Зачастую сам тип этикетки или упаковки определяет, какую технологию предпочесть.


Глубокая печать

В России этот вид печати сегодня почти забыт. Впрочем, на Западе его также трудно назвать доминирующим. По разным оценкам, он занимает лишь 10-15% общего количества заказов на печать этикетки и упаковки. А жаль. Высокое качество воспроизведения, присущее этой технологии, и по сей день остается практически недостижимым для других промышленных способов печати.

При офсетном или флексографском процессе полиграфический растр зачастую может быть заметен даже невооруженным глазом. При глубокой печати он становится виден только при увеличении. Да и то лишь на светлых участках изображения. Достаточно сказать, что линиатура в 200-250 и даже 300 lpi вполне доступна глубокой печати. Как следствие — отсутствие проблем с муаром. Хотя растровая структура и присутствует на форме, на оттиске отдельные элементы изображения практически сливаются друг с другом, не давая образоваться регулярной сетке. В принципе можно печатать хоть в восемь красок. Впрочем, в этом нет необходимости: и при использовании стандартной триады глубокая печать дает бoльший цветовой охват, чем другие классические технологии.

Еще один пример. Попробуйте без ухищрений воспроизвести плавную растяжку от золотой или серебряной краски к смесевому цвету! Тот, кто хоть раз пытался это сделать, например, с помощью офсета, сможет немало рассказать о возникающих проблемах. А для глубокой печати это не является проблемой.

Полутоновые изображения фотографического качества — «фирменный стиль» этой технологии. И все благодаря тому, что разная насыщенность цвета достигается изменением толщины красочного слоя. В советское время это называлось высокохудожественным воспроизведением и печаталось именно глубокой печатью.

Еще одно достоинство этой технологии — огромная тиражестойкость форм. Можно отпечатать не один миллион оттисков не останавливая машину. Внушительная цифра, особенно если сравнить с возможностями, допустим, офсетных форм.

И при всем при этом — стабильность печати. Вы получите один и тот же цвет в начале, середине и конце тиража, разнооттеночности не будет. Кроме того, не будет проблем с растискиванием, равномерностью распределения краски на оттиске и другими сложностями, характерными для офсета или флексографии. То есть в случае глубокой печати качество тиража в меньшей степени, чем при других способах печати, зависит от квалификации печатника (хотя пресловутый «человеческий фактор» остается — типично российская проблема…).

Диапазон запечатываемых носителей также достаточно широк. Машины для глубокой печати способны печатать не только на бумаге и картоне, но и на кашированных материалах, фольге, полиэтилене, полипропилене и других носителях, традиционно используемых для этикеток и упаковки.

Почему при таком количестве плюсов глубокой печати доля этой технологии на рынке печатных услуг постепенно уменьшается? Причины две: слишком большие временные и материальные затраты.

Если сам процесс печати на ролевых машинах может идти довольно быстро, то допечатная подготовка получается долгой и дорогой. Изготовление печатной формы (большого стального цилиндра со специальным медным покрытием) — процесс длительный и трудоемкий. Печатающие элементы наносятся с помощью фотоэкспонирования и последующего травления (химический способ) или методом лазерной или электромеханической гравировки (поэтому глубокую печать иногда называют ротогравюрой). Естественно, при такой технологии любая ошибка становится практически непоправимой. Здесь нет корректорских карандашей, как в офсете, нельзя вырезать лишний печатный элемент, как во флексографии.

Сегодня тиражи печатной продукции становятся все меньше, а требования к срокам исполнения заказа все жестче. Именно поэтому использование глубокой печати становится неэффективным. Тем более что качество альтернативных технологий растет очень быстрыми темпами.

И все же глубокая печать находит свое место в производстве упаковки и этикетки. Она по-прежнему очень выгодна для качественной печати «сверхдлинных» тиражей, когда счет идет на миллионы экземпляров. В частности, при производстве этикеток для пива или сигаретных пачек. Бывает так, что типографии, специализирующиеся на таких заказах, печатают тираж не одни сутки, благо качество форм это позволяет. Находит эта технология свое применение и при печати на современных упаковочных материалах, например термоусадочных этикетках. Так что будущее у нее, безусловно, есть. К тому же цифровые технологии обещают существенно сократить время и стоимость допечатной подготовки.

В начало В начало

Высокая печать и флексография

Сейчас уже принято разделять эти два вида печати, несмотря на то что они имеют общие «корни». По сути, флексография «выросла» из высокой печати и к настоящему моменту превратилась в самостоятельный вид. Принципиально различаются они друг от друга немногим. При высокой печати используются металлические или твердые пластиковые формы, жесткий печатный цилиндр и вязкая, пастообразная краска. Флексографская печать основана на мягких, эластичных формах, отсюда ее русское, почти забытое название — эластография. Да и краски применяются более жидкие, по вязкости близкие к воде. Раньше использовались анилиновые красители, сейчас их диапазон гораздо шире. Кстати, еще одно устаревшее название флексографии в случае использования анилиновых красок — «анилиновая печать».

Одно из основных преимуществ этих технологий — огромный спектр запечатываемых материалов. Он не менее велик, чем у глубокой печати: большинство видов упаковочных пленок, этикеточные бумаги, фольга, картон, многослойные носители. Да и толщина используемых материалов меняется в достаточно широких пределах — от 12-15 микрон до 0,5-0,6 мм. А если говорить о печати на гибких и невпитывающих носителях, то у флексо- и высокой печати, можно сказать, и вовсе нет серьезных конкурентов.

Другое несомненное достоинство — более низкие по сравнению с другими технологиями расходы при производстве упаковки и этикетки. Сокращение затрат при печати складывается из нескольких факторов.

Во-первых, само оборудование имеет достаточно простую конструкцию, и, следовательно, стоимость его относительно невысока. Например, красочный аппарат флексомашины имеет два-три цилиндра. Дукторный вал передает краску из резервуара на анилоксовый цилиндр, который, в свою очередь, переносит краску на формный. Плюс еще печатный цилиндр. И никакой системы увлажнения. Сравните с офсетной машиной, где десятки всевозможных валиков.

Во-вторых, при флексо- и высокой печати можно получить существенную экономию на материале. Как правило, это рулонная печать, а это дешевле, чем использование листовых носителей. В ряде случаев при рулонной печати можно точно установить длину «запечатки», оттиски будут идти вплотную друг к другу, лишь с необходимыми разрядками. В сочетании с оптимально подобранной шириной рулона это позволяет свести к минимуму отходы.

В-третьих, тиражестойкость форм может составлять более миллиона оттисков. Это значит, что при больших тиражах себестоимость одной этикетки или упаковки значительно снижается по сравнению, например, с офсетом. При этом допечатная подготовка обходится лишь ненамного дороже, чем для того же офсета.

Ну и наконец, еще один важный фактор снижения себестоимости. Благодаря рулонной печати и секционному построению машину легко оснастить ламинатором, лакировальной секцией, устройствами высечки, пробивки отверстий, тиснения, разрезки на листы. То есть за один прогон можно получить полностью готовую этикетку или упаковку.

Впрочем, у этих способов печати есть и свои ограничения. Флексография из-за мягких форм имеет ряд проблем с качеством воспроизведения. Растровая точка заметно растискивается, из-за чего, например, тонкие градации в глубоких тенях практически невозможны. Еще одна проблема — инверсная тонопередача: 2-3-процентный растр по оптической плотности может быть равен 10-процентному, а 5-процентный растр на том же оттиске будет воспроизведен корректно. Таким образом, возникают трудности при печати градиентных растяжек, мелких шрифтов с засечками, высокодетализированных изображений, основная область воспроизведения которых находится в светах или тенях.

Также могут возникнуть проблемы и при совмещении красок. Правда, связано это не только с самой флексотехнологией, но и с эластичностью запечатываемых носителей. Поэтому области перекрытия цветов здесь необходимо делать в несколько раз большими, чем, например, при офсетной печати, что не всегда украшает изображение. Линиатура при флексографской печати также обычно ниже, чем при других технологиях. Она, как правило, не превышает 150 lpi, что, впрочем, вполне достаточно для большинства образцов недорогой этикетки и упаковки.

Конечно, эти и другие ограничения можно частично обойти, например, за счет изменения дизайна, а также правильной допечатной подготовки.

Высокая печать, впрочем, избавлена от ряда проблем, свойственных флексографии. Жесткие формы позволяют более корректно воспроизводить 2-3-процентную растровую точку и лучше работают в тенях. Кроме того, они позволяют использовать более высокие линиатуры — вплоть до 200 lpi. Напечатать читабельный текст кеглем 2 пт с помощью выворотки также не проблема. Правда, и стоимость таких оттисков обычно выше, чем при флексографии. А при больших тиражах ценовая разница даже в 10-20% может быть очень существенной для заказчика.

И тем не менее высокая и флексографская печать уверенно чувствуют себя в индустрии этикетки и упаковки. По некоторым оценкам, их доля на этом рынке услуг составляет 30-40% и продолжает неуклонно расти. Причем флексо, благодаря существенному улучшению качества, активно «переманивает» клиентов как у высокой печати, так и у других технологий.

Флексография незаменима при печати этикеток и упаковки на пленках и фактурных материалах. Она выгодна и эффективна при средних и длинных тиражах, особенно при подаче с рулона на рулон. Однако не стоит предъявлять сверхвысоких требований к качеству исполнения. Ее сфера применения — продукция массового спроса. С помощью этой технологии обычно изготавливают этикетки для прохладительных напитков, бытовой химии, упаковку для пищевых продуктов, полуфабрикатов, молочных и кондитерских изделий.

Высокая печать становится востребованной для изготовления элитной и дорогой продукции, где требуется качественное воспроизведение всей цветовой гаммы. Это, например, косметическая и парфюмерная упаковка, этикетки для кофе или продуктов питания высшего ценового диапазона. Она предпочтительна для работы с очень тонкими и скользкими носителями. Машины высокой печати достаточно эффективны при работе с малыми и средними тиражами.

В начало В начало

Офсетная печать

Несмотря на все достижения других технологий в индустрии печати этикетки и упаковки, офсет, похоже, сдаваться не собирается. Он и по сей день остается стандартом оптимального сочетания цены и качества продукции.

Все этапы офсетного производства хорошо отработаны и, как правило, не таят в себе «сюрпризов». Профессиональные дизайнеры упаковки и этикетки обычно знакомы с этим способом и заранее стараются учитывать те небольшие ограничения, которые накладывает подобный процесс.

Качество офсетной печати достаточно высоко, линиатура в 175 lpi является стандартной на сегодняшний день. Она может быть еще выше и ограничивается не возможностями печатных форм, а материалом, на котором предстоит печатать. Некоторые виды этикеточной и упаковочной бумаги слишком сильно впитывают краску, поэтому линиатуру специально понижают до 150-133 lpi, чтобы получить более четкое изображение.

Офсет, включая вывод пленок и изготовление форм, — достаточно оперативное производство. На хорошем оборудовании весь допечатный процесс занимает не более одного-двух часов. Сама печать на современных машинах также не требует больших затрат времени: миллионный тираж этикеток может быть готов уже через сутки. Конечно, лишь в том случае, если в типографии будут заниматься только этим заказом, а после печати не потребуется сложной обработки, например тиснения или фигурной высечки.

Не исключено, что за время печати придется несколько раз сменить пластины — тиражестойкость форм для офсетной печати не очень велика. Но это компенсируется их относительно невысокой себестоимостью. Цена вывода пленок и изготовления форм для офсета — одна из самых низких. Да и саму печать офсетным способом нельзя отнести к очень дорогим технологиям. Правда, дополнительная отделка упаковки или этикетки может существенно повысить стоимость заказа. Конгрев, тиснение фольгой, фигурная высечка нередко обходятся дороже печати. В отличие от флексомашин, секции для послепечатной обработки редко интегрируются в процесс офсетной печати.

Кроме того, у офсета еще есть резервы для роста. Переход на технологии прямого экспонирования форм и их автоматическая смена в печатной машине позволяют сократить и без того не длинный производственный цикл. Использование специальных методов растрирования и шестикрасочной печати вместо классической триады может еще более повысить качество воспроизведения и увеличить цветовой охват.

Правда, офсет работает в большинстве своем с бумажными носителями. Печать на пленках ему не доступна, и вряд ли здесь что-то изменится в ближайшем будущем. Да и упаковка из гофрокартона изготавливается в два этапа: сначала запечатывается обычный бумажный лист, а потом он кашируется (приклеивается) на гофру.

Впрочем, современные офсетные машины уже освоили печать на картоне толщиной до 1 мм. Это достигается благодаря использованию печатных и передаточных цилиндров двойного и тройного диаметра. При этом сокращается число точек перехвата, увеличивается точность приводки и плавность передачи листов, что очень важно при работе с толстыми и жесткими материалами.

В настоящее время доля офсета в мировом производстве этикетки и упаковки достаточно велика — около 40%. Для России этот показатель еще выше.

Сфера применения офсетных технологий достаточна традиционна. Это печать упаковки и этикеток для алкогольных и прохладительных напитков, причем и дешевых, и элитных. Вообще, в сфере изготовления качественной картонной упаковки однозначно царствует офсет. Да и в производстве «сухих» этикеток (без клеевого слоя, нанесенного заранее) он играет ведущую роль.

В начало В начало

Трафарет, цифровая, тампопечать

Что объединяет эти три, столь не похожие друг на друга технологии? Практически ничего, если не считать, что они довольно редко используются в производстве этикетки и упаковки. Впрочем, у каждой из них есть своя небольшая ниша в этой индустрии, где они чувствуют себя вполне уверенно.

Трафарет не может качественно воспроизводить полутоновые изображения, особенно если предстоит запечатать область размером с этикетку. Зато у него отлично получаются плашечные элементы. Толстый слой и хорошая укрывистость красок, яркость и объемность оттиска во многом определили сферу использования трафаретной печати в производстве этикеток и упаковки. Как правило, технологию трафаретной печати комбинируют с другими технологиями нанесения изображений. Трафаретные секции нередко встраивают прямо во флексографские машины и применяют для печати подложек (например, белил) на прозрачных пленках и металлизированной бумаге.

Иногда используют трафарет и для прямой печати по гофрокартону. Это позволяет изготавливать упаковку с простым, но ярким рисунком без использования кашировки обычной бумагой.

Существуют и трафаретные машины для рулонной печати. На них хорошо получаются самоклеящиеся этикетки, причем можно использовать не только обычные, но и металлизированные, флуоресцентные, термочувствительные краски. Картинка выходит очень сочной и насыщенной, краски неплохо переносят внешние воздействия, что немаловажно для некоторых видов продукции. Такая печать экономически выгодна при небольших тиражах.

Цифровая печать может обеспечить высокую оперативность в сочетании с достаточно высоким качеством. Но, к сожалению, с ростом тиража себестоимость одного оттиска практически не падает, поэтому такое производство выгодно лишь при малых тиражах – от нескольких десятков до нескольких тысяч единиц.

Существует два типа цифровых печатных машин. Одни сочетают в себе полностью цифровую допечатную подготовку с технологией офсетной печати. Задание с компьютера обрабатывается растровым процессором и поступает прямо на машину. И уже непосредственно там происходят экспонирование форм и последующая печать. Такой способ еще называют «сухим офсетом», увлажняющий аппарат на таких машинах отсутствует.

Другая технология основана на электрографическом способе печати. Каждый последующий оттиск может отличаться от предыдущего, что дает возможность их персонализации. В отличие от сухого офсета такие машины могут, как правило, работать и с пленочными материалами, что расширяет их область применения в сфере упаковки и этикетки.

Нередко цифровые машины, особенно рулонные, интегрируются с флексографскими секциями, а также с устройствами для высечки и ламинации. Бывает и наоборот: обычные печатные машины дополняются средствами цифровой персонализации оттисков.

Применение новых технологий в индустрии этикетки и упаковки пока не нашло широкого распространения. Даже на Западе их доля на этом рынке услуг не превышает 3%. И тем не менее их использование для печати малых и сверхмалых тиражей этикетки и упаковки вполне оправданно.

Цифровая печать незаменима, когда нужно оперативно маркировать небольшую или пробную партию импортной продукции. Наше законодательство предусматривает обязательный перевод этикетки на русский язык, а с помощью других технологий печатать несколько сотен ярлыков зачастую невыгодно. Используют цифровую печать и для этикетирования товаров, спрос на которые небольшой и неравномерный: свежевыжатые соки в бутылках, дорогие кондитерские изделия и другие подобные товары.

Существуют и более экзотические сферы применения этой технологии. Например, один из популярных подарков для любимого шефа — фирменную водку с его портретом — печатают обычно «цифрой». А некоторые компании заказывают фирменные этикетки для напитков с собственной символикой, например, по случаю юбилея.

Тампонная печать занимает очень узкий сектор в индустрии упаковки. Но зато те сферы применения, в которых она используется, практически недоступны другим промышленным технологиям. С помощью тампостанков можно наносить изображения и текст на жесткие неровные поверхности: пластмассу, металл, стекло, керамику и другие материалы, которые традиционно используются в упаковочной промышленности.

Самый наглядный пример тампотехнологии — печать на всевозможных пробках и крышках, причем как в один, так и в несколько цветов. Другой, более редкий случай — нанесение изображения на водочные бутылки в целях защиты от подделок. Кроме того, с помощью тампонной печати нередко маркируют канистры, пластиковые ящики, ампулы для лекарств, видеокассеты.

Мир этикетки 1'2001

Похожие статьи