Всё об этикетках

Самоклеящиеся этикетки для напитков

 

Самоклеящиеся этикетки для напитков

 

Рынок напитков и этикеточная отрасль

Основные тенденции в производстве этикеток для напитков

Перспективные способы полиграфического оформления этикеток

 

Производители напитков традиционно являются одними из основных заказчиков этикеточной продукции. Если продукты питания упаковываются главным образом в различные вещи гибкой и полужесткой упаковки, которые в большинстве случаев не нуждаются в этикетках, то тарой для алкогольных и безалкогольных прохладительных напитков обычно являются стеклянные и пластиковые бутылки. Прямая печать на бутылках возможна тампонным и трафаретным способами, однако обе эти технологии обладают невысоким разрешением и не позволяют воспроизводить полутоновые изображения высокого качества. Поэтому для нанесения информации на бутылку, как правило, используется заранее отпечатанная этикетка, которая является главным средством привлечения внимания покупателя к содержащемуся в бутылке напитку.

Рынок напитков и этикеточная отрасль

Положение на рынке напитков самым непосредственным образом влияет на работу производителей этикеток. В частности, на объемы заказов этикеточной продукции и требования к ней оказывают влияние такие факторы, как степень концентрации капитала на рынке напитков, острота конкуренции производителей напитков, тенденции в области упаковочных средств.

Степень концентрации капитала влияет на средние величины тиражей этикеток. На некоторых сегментах рынка напитков в последнее время производство постепенно сосредоточивается в руках крупных международных компаний. В частности, в пивной индустрии крупные концерны активно скупают региональные предприятия. В качестве примеров таких сделок в России можно назвать недавнее приобретение пивоваренной компанией Heineken заводов «Шихан» в Башкирии, «Волга» (Нижний Новгород), «Собол Бир» (Новосибирск) и «Патра» (Екатеринбург). Высокой концентрацией капитала характеризуются рынки вина в некоторых странах, например в Австралии, а также рынок прохладительных напитков и вод, где царствуют такие гиганты, как Coca­Cola, PepsiCo и Nestle, скупающие наиболее успешные региональные бренды. Господство нескольких фирм на рынке способствует увеличению средних тиражей этикеток и сокращению числа заказов, что благоприятно для крупных типографий, но мелкие полиграфические предприятия теряют своих заказчиков.

Примерами рынков, на которых работают значительное число независимых мелких предприятий, являются европейский и североамериканский, а также российский рынок крепких алкогольных напитков. Европейские винодельческие предприятия и российские ликеро­водочные заводы обеспечивают своими заказами небольшие типографии, многие из которых расположены в регионах.

Важнейшая тенденция современного рынка — глобализация, ведущая к росту конкуренции и снижению маржи. В этих условиях производители напитков, с одной стороны, предъявляют повышенные требования к качеству этикеточной продукции, а с другой — стремятся сократить затраты на этикетки. На тех рынках, где предложение полиграфических услуг превышает спрос, заказчики часто оказывают сильное давление на типографии, добиваясь снижения цен.

Спрос на этикетки для напитков находится в прямой зависимости от спроса на этикетируемую тару — бутылки. На рынке крепких алкогольных напитков ситуация достаточно стабильна, — поскольку  такие напитки традиционно разливаются в стеклянные бутылки. Рынок крепких напитков в России рос в течение  долгого времени, однако в последние годы заметно некоторое уменьшение его объемов, вероятно – из­за роста потребления слабоалкогольных напитков и пива.

На винном рынке, в особенности в сегменте недорогих вин, существует тенденция вытеснения бутылок дешевыми коробками из картонного ламината. По последним данным, каждый год продажи вин в картонной упаковке увеличиваются на 100%. В Италии, Франции и Испании до 60% столового вина продается в картонных упаковках. В США в картонные коробки разливается и даже дорогое вино, причем цена 3­литровой коробки вина может доходить до 100 долл. Тем не менее рынок высококачественных вин по­прежнему принадлежит стеклянным бутылкам.

На пивном рынке, несмотря на некоторый рост применения алюминиевых банок, стабильно высок спрос на стеклянные и пластиковые бутылки. В 2004 году на долю стеклянных бутылок приходилось 54% российского рынка, ПЭТ­бутылок — 28%, алюминиевых банок — 17 %.

Газированные прохладительные напитки, а также питьевая вода разливаются в основном в этикетированные ПЭТ­бутылки. В России 97% всей потребляемой бутилированной воды разливается в пластиковые бутылки и только 3% приходится на долю стеклянной тары.

В начало В начало

Основные тенденции в производстве этикеток для напитков

Чтобы привлечь заказчиков, производители этикеток вынуждены расширять свои технологические возможности за счет внедрения самого современного оборудования и освоения новых технологий. Типографиям приходится внедрять современные системы контроля качества и, разумеется, сокращать издержки производства. Простого и привычного многим ценового демпинга для успешной конкурентной борьбы сегодня недостаточно, ибо  хорошо работают и успешно развиваются лишь те типографии, которые кроме стандартных, могут предложить заказчику эксклюзивные услуги.

 

Тенденции в области этикеточных материалов

Сухие этикетки на рынке напитков постепенно вытесняются новыми технологиями — самоклеящимися и термоусадочными этикетками, которые позволяют сделать оформление бутылок более эффектным и запоминающимся.

Самоклеящиеся этикетки сегодня уже стали одним из «стандартов де­факто» оформления бутылок. Например, на мировом винном рынке эксперты компании AWA (Alexander Watson Associates) прогнозируют рост доли самоклеящихся этикеток к 2006 году до 68%.

Наиболее перспективным видом самоклеящихся этикеточных материалов в последнее время стали прозрачные глянцевые и матовые полипропиленовые и полиэтиленовые пленки толщиной 20­60 мкм, придающие бутылке эффект… отсутствия этикетки (No label look). Такие этикетки требуют применения пленок с минимальным коэффициентом поглощения света и специальных высокопрозрачных клеев, например адгезивов Fasson S517N и Fasson S4000. Перманентный сольвентный акриловый клей Fasson S517N с улучшенной адгезией к стеклу. Он характеризуется легким отделением от защитного слоя, стоек к высоким температурам и сохраняет прозрачность при пастеризации. Fasson S4000 может использоваться при нанесении этикеток как на стеклянные, так и на ПЭТ­бутылки. Клей отличается стойкостью к воде, высоким температурам и  УФ­излучению. В качестве защитного слоя в самоклейке с прозрачным лицевым слоем используются полимерные пленки или пергамин.

Чтобы обеспечить прозрачной этикетке максимальную защиту от истирания и воздействия химических веществ, может использоваться ламинация или печать обратного (зеркального) изображения на клеевом слое. В первом случае следует использовать самоклейку с лицевым материалом толщиной 20­40 мкм.

Пока прозрачные самоклеящиеся материалы находят применение в основном при изготовлении этикеток для продуктов верхнего ценового класса (премиум). Как правило, при разработке этикеток для таких товаров производитель не скупится, поэтому такие выбираются материалы и технологии, которые способны придать продукции экстраординарный облик.

Перспективы использования самоклеящихся этикеток зависят от сегмента рынка напитков. Так, пивовары традиционно предпочитают этикетки на металлизированных бумагах, придающих продукции респектабельный вид. К тому же, несмотря на свою относительную дороговизну, они значительно дешевле металлизированных самоклеящихся материалов. Большие тиражи пивных этикеток печатаются способом глубокой печати, обеспечивающей превосходное воспроизведение полутоновых изображений при невысокой цене одной этикетки.

Интересные перспективы для использования пленочной самоклейки открыло растущее применение ПЭТ­тары в пивной индустрии. Самоклеящиеся этикетки упрощают процесс переработки ПЭТ­бутылок, поскольку в отличие от бумаги, частицы которой могут оставаться на бутылке даже после смывания этикетки, подобная этикетка в процессе переработки бутылки полностью отделяется, не загрязняя пластик.

 

 

Росту применения самоклеящихся материалов в производстве пивных этикеток способствовала и разработка универсальных этикетировочных установок, способных на высокой скорости работать как с сухими, так и самоклеящимися этикетками. Такие линии поставляет компания Krones.

Переход на самоклейку мелких и средних винодельческих предприятий обусловлен в основном значительным упрощением процесса этикетирования при весьма небольшом удорожании этикетки. Обычно компании используют для этикеток тисненые бумаги в самоклеящемся варианте. Для компаний, стремящихся отойти от традиций вести активную маркетинговую политику, применение самоклеящихся этикеток открывает новые пути оформления винных бутылок с использование прозрачных и металлизированных материалов. Многие российские производители и упаковщики вина уже используют прозрачные самоклеящиеся этикетки.

Примером успешной реализации эффекта отсутствия этикетки на крепких алкогольных напитках может служить дизайн водки Blawod (водочная настойка на черной индийской акации катечу, отличающаяся непрозрачным черным цветом). В этом случае инновационная этикетка еще больше подчеркнула эксклюзивность напитка.

В секторе минеральной воды растет использование более дешевых, чем самоклейка, прозрачных обертываемых этикеток, подчеркивающих чистоту напитка.

Альтернативой сухим и самоклеящимся этикеткам являются термоусадочные этикетки. В производстве этикеток для напитков термоусадочные пленки пока применяются мало — в основном для изготовления колпачков, защищающих бутылку от вскрытия. Тем не менее такие достоинства термоусадочных этикеток, как увеличение площади, на которой можно разместить информацию, и высокая стойкость изображения к истиранию и воздействию химических веществ (так как печать осуществляется на внутренней поверхности этикетки), привлекли многих производителей прохладительных напитков и пива. В России термоусадочные этикетки наносятся, в частности на бутылочки с соками J7.

 

В начало В начало

Перспективные способы полиграфического оформления этикеток

Этикетки сегодня печатаются всеми возможными способами — начиная от термотрансферной печати, использующейся торговыми организациями для изготовления небольших наклеек на бутылки с этикетками на иностранном языке, и заканчивая уже упоминавшейся глубокой печатью, применяющейся для изготовления сухих пивных и термоусадочных этикеток. Печать на самоклейке выполняется в основном способами флексографской и высокой печати, однако не следует недооценивать и перспектив узкорулонной офсетной печати. Многие предприятия используют в работе УФ­отверждаемые краски.

Все более востребованными в производстве этикеток для напитков становятся различные отделочные технологии, позволяющие сделать этикетку более привлекательной и повысить степень ее защиты от подделки.

Наиболее популярным эффектом среди заказчиков этикеток для крепких алкогольных напитков является металлический блеск. Кроме использования металлизированных запечатываемых материалов, этого эффекта позволяют добиться печать металлизированными красками, горячее и холодное тиснение фольгой, а также бронзирование. При изготовлении бумажных этикеток часто применяется конгревное тиснение.

Для повышения степени защиты от подделок используют печать термохромными красками, припрессовку голограмм, нумерацию и другие технологии. В будущем, возможно, найдет применение и технология радиочастотной идентификации.

В начало В начало

Мир Этикетки 9'2005

Похожие статьи