МКПК: второе дыхание препресса
Adobe Illustrator больше не нужен, Photoshop остался в прошлом, QuarkXPress ушел на заслуженный отдых — по крайней мере так считают в отделе допечатной подготовки Московского картонажно-полиграфического комбината (МКПК). Эти и многие другие программы, традиционно используемые при разработке и выводе упаковочной продукции и этикеток, оказались невостребованными в новом специализированном комплексе, торжественное открытие которого состоялось в июне сего года.
Вы можете иметь богатые полиграфические традиции, профессиональный коллектив, выпускать качественную продукцию. Но сегодня этого зачастую уже недостаточно, чтобы выжить в условиях современного рынка. Если вам нужно две недели для того, чтобы отпечатать заказ, на который у конкурентов при прочих равных условиях уходит семь дней, — вы проиграли, еще не вступив в схватку.
То, что срок исполнения заказа играет не меньшую роль, чем качество и цена, на Московском картонажно-полиграфическом комбинате поняли, похоже, уже давно. Даже если тираж нужен вчера, но его можно еще отпечатать завтра вечером, современные офсетные и флексомашины способны все сделать быстро и качественно. Но, как известно, скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда. С некоторых пор таким «верблюдом» был допечатный участок МКПК: переделка дизайна, предоставляемого заказчиками под флексопроцесс (впрочем, как и под офсет), занимала слишком много времени. Старенький Linothronic 560 не справлялся с объемами вывода пленок. К тому же существующее оборудование не позволяло выводить пленки целым листом под имеющиеся машины.
Чтобы получить полный формат, использовали Misomex — машину для раскладки нескольких изображений на один лист. На этом этапе тоже не все шло гладко: приходилось выводить один кусок монтажа, потом делать несколько копий с помощью переконтакта. Последствия такой операции — всевозможные оптические искажения. Особенно это проявлялось на флексоформах, где каждая царапина или пылинка становится печатным элементом, который необходимо вырезать из формы, а в некоторых случаях требовалось даже полностью переделывать пластины.
При обнаружении ошибки на любом из этапов приходилось все начинать с начала. Неудивительно, что процесс допечатной подготовки иногда занимал несколько дней.
Всем было ясно, что надо что-то менять, и в результате проведенного тендера была выбрана компания Legion Group, которая взялась исправить ситуацию.
Рассказывает Александр Малощинский, генеральный директор компании Legion Group: «Разработка проекта длилась три месяца. Все это время наши специалисты согласовывали технологические нюансы по производственной цепочке, которая существует на Московском картонажно-полиграфическом комбинате. Особенность ситуации заключалась в том, что для производства упаковки и этикетки на предприятии используются как офсетные, так и флексографские машины. Поэтому поставляемое оборудование должно было органично вписаться в оба этих процесса и начать работать сразу, без потерь времени на притирку и дополнительную подготовку. Вследствие этого круг возможных поставщиков требуемого оборудования сузился до трех производителей — Agfa, Heidelberg и Barco. Бессмысленно сравнивать, кто из них лучше — у каждого из них есть свои плюсы и свои минусы.
Поскольку МКПК специализируется только на производстве упаковки и этикетки, требовалось такое программное решение, которое бы эффективно работало в связке с поставляемым оборудованием. Здесь также пришлось выбирать между несколькими системами — от Barco и ArtWorks Systems. Эти специализированные программы нацелены на очень узкий сегмент рынка этикетки и упаковки, и работать с ними могут только подготовленные пользователи. Кроме того, с комплексом от Barco совместимо лишь Barco’вское оборудование, то есть, по сути, этот комплекс является закрытой системой. В результате подготовительной работы была выбрана конфигурация системы на базе фотонаборного автомата формата 1130Ѕ906 мм от фирмы Agfa — Avantra 44S — и программного комплекса ArtPro от компании ArtWorks Systems».
Видимо, эта связка определила и остальные компоненты новой системы. Компания ArtWorks Systems помимо программ для дизайна этикетки и упаковки разрабатывает специализированные растровые процессоры. Поэтому логичным выбором стал Nexus RIP 6.0 — узкоспециализированный комплекс, предназначенный для работы с флексографской и офсетной упаковкой и этикеткой.
При выборе конфигурации данной системы одним из ключевых стал вопрос о том, что делать с цветом. В качестве цветопробного устройства остановились на решении Agfa — на струйном широкоформатном плоттере Sherpa 43 с системой управления цветом, специализированным РИП’ом и спектрофотометром для построения профилей. Естественно, что у МКПК сохранилась и обычная аналоговая цветопроба.
Покупка цифрового цветопробного устройства в какой-то мере является инвестицией в будущее. Так, например, при переходе на технологию прямого экспонирования печатных форм (то есть когда пленки исключены из допечатного процесса) изготовление обычной пробы становится невозможным. А отпечатки, полученные на Sherpa 43, вполне могут заменить ее, так как являются, по сути, контрактными. При использовании обычной бумаги на этом плоттере можно получать контрольные отпечатки перед тем, как послать задание на вывод пленок. Обработанный РИП’ом монтаж полного формата может показать такие ошибки, которые трудно или вообще невозможно заметить на экране монитора.
Что же изменил новый программно-аппаратный комплекс в работе отдела препресс МКПК? Вот мнение Вячеслава Кузнецова, начальника отдела допечатной подготовки Московского картонажно-полиграфического комбината: «Прежде чем принять решение об окончательной конфигурации данного комплекса, мы перепробовали несколько типов возможного оборудования. Здесь речь идет в первую очередь о системах compute-to-plate. Мы пытались выводить формы на оборудовании нескольких производителей и на различных расходных материалах. Нас останавливало отсутствие простого способа определения того, насколько идентичны такие формы, полученные из одного файла, но выведенные, допустим, в разное время или на разных аппаратах. Для пленок есть простое решение в виде денситометра: мы можем просто измерить плотность и процент заполнения растром нескольких участков и сказать, что эти пленки идентичны. Однако для систем прямого экспонирования пластин не существует прибора, приложив к которому две формы, можно убедиться в их полном совпадении. Пока мы не поставим их на машину и не начнем печатать, мы не можем быть уверенными, что получим то же самое. Поэтому в конце концов было принято решение о покупке фотонаборного аппарата большого формата. Отдав пленки, которые легко проверить с помощью денситометра, на формный участок, мы теперь не сомневаемся в том, что будут сделаны формы, отлаженные именно под наш процесс, под наши машины.
Выбор в пользу системы ArtPro также не был случайным. Дело в том, что основу нашего парка компьютеров для допечатной подготовки составляли Macintosh. Реши мы вопрос в пользу системы от Barco, нам бы пришлось сменить большую часть своих машин, так как их система не имеет версии под Mac OS. А пакет от ArtWorks Systems рассчитан на работу с компьютерами от компании Apple.
Модульное построение программы ArtPro позволяет выбрать для начала те функции пакета, которые нам необходимы в первую очередь. По мере освоения данного продукта мы планируем подключать к нему новые модули, которые в данный момент не задействованы. Первые результаты использования ArtPro нас вполне удовлетворяют. Так, например, на допечатную подготовку упаковки для компании Nestle, которую мы печатаем регулярно, раньше уходило минимум полторы смены, а при работе в обычном режиме две-три смены. При этом на вывод отправлялся postscript-файл размером 3 Гбайт, который очень долго записывался, перекачивался по сети, обрабатывался растровым процессором. Понятно, что если после вывода пленок обнаруживалась какая-нибудь ошибка, то процесс затягивался на неопределенное время. Сейчас та же самая работа занимает три часа, а за счет средств оптимизации, встроенных в программу ArtPro, выходной файл получился 50 Мбайт. Кроме того, значительно сократилось время на подготовку дизайна этикетки или упаковки: не надо больше переходить из одной программы в другую, постоянно переключаться между Illustrator, Photoshop, QuarkXPress... Программа ArtPro заменяет все эти приложения, и на выходе получается полностью готовый к печати макет упаковки или этикетки.
Таким образом, новый комплекс обеспечивает полную загрузку как офсетных, так и флексографских машин. ArtPro решает задачи допечатной подготовки файлов, треппинга, цветоделения, раскладки на лист. Nexus RIP растрирует файлы с учетом конкретного печатного процесса; при необходимости выводится подписная цветопроба на плоттер или сразу выводятся пленки».
Если все аппаратные компоненты системы более-менее привычны и понятны большинству специалистов препресса, то система ArtPro — это своего рода «черный ящик» для подавляющего большинства допечатников. Им, непонятно, зачем нужен такой дорогой пакет (а его стоимость, вместе с дополнительными модулями, составляет не один десяток тысяч долларов), если можно использовать более дешевые и доступные решения. Тем более, что по официальной информации от компании ArtWorks Systems, в такой конфигурации этот программный комплекс в России инсталлируется впервые. На этот вопрос попытался ответить Александр Дроздов, сервис-инженер компании Legion Group: «Комплекс ArtPro — это система, состоящая из нескольких блоков и включающая в себя базовый пакет и ряд дополнительных модулей, которые поставляются отдельно. Программа позволяет полностью разрабатывать как этикеточную, так и упаковочную продукцию с учетом всех технологических требований. Объектами дизайна являются как растровые, так и векторные объекты, и, конечно же, текст. При этом учитываются, в частности, искажения этикетки при нанесении на коническую поверхность, автоматически генерируются штрих-коды, используются функции по векторизации растровых элементов.
Как правило, в типографии достаточно большая часть заказов — это дизайн «со стороны». Для ArtPro в принципе не важно, как изначально сделан дизайн этикетки или упаковки: если он может быть корректно выведен в PostScript-файл, то система ArtPro легко импортирует его, и дальнейшая оптимизация будет происходить непосредственно в самом пакете. К тому же все векторные и растровые объекты становятся доступными для редактирования, текст остается текстом, градиенты оптимизируются, и в них добавляется шум для более гладкого тоновоспроизведения. Нередко бывало, что сложнейшие файлы в несколько мегабайт, не проходящие ни через один RIP, после импорта в систему ArtPro ужимались за счет специальных алгоритмов в несколько раз и легко выводились на любом фотонаборе.
Но дизайн и оптимизация — не единственные сильные стороны ArtPro. Одна из самых больших проблем при печати триадой и смесевыми цветами одновременно — это треппинг. Развитый математический аппарат и фирменные алгоритмы позволяют корректно создавать зоны перекрытия между несколькими десятками цветов. При этом совершенно не имеет значения, используются ли в дизайне перекрашенные однобитовые картинки, сложные многоцветные градиенты, растровые изображения или смесевые цвета.
Достоинством ArtPro также является развитой механизм раскладки на лист, нередко называемый Steps&Repeat. Оптимальное расположение элементов на лист с целью уменьшения количества отходов, создание припусков для вырубки — эти вопросы решаются данной системой автоматически. Штампы на вырубку могут быть импортированы в форматах HPGL и CFF2, что вместе с программой Impact, которая установлена на МКПК, обеспечивает процесс создания сложных форм.
В сочетании с растровым процессором Nexus это позволяет полностью подготовить материал к выводу на пленки или цифровую цветопробу. Пользователь может просто создать единственный postscript-файл, который, попав в RIP, может быть отрастрирован и выведен, по выбору оператора, как для офсетной, так и для флексографской печати».
Итак, комплекс запущен. Для интеграторов из компании Legion Group основная часть работы закончена, так что можно радоваться успехам. Однако для отдела препресса МКПК большая работа только начинается. Насколько она окажется эффективной и сможет ли оправдать ожидания — покажет время. Но в любом случае результат будут оценивать заказчики.
Мир этикетки 1'2001
|