О дизайн! О современных водочных этикетках из ближнего зарубежья
Ярослав Бокарёв, независимый эксперт
В целях борьбы с алкоголизмом часто показывают больную печень много пьющего человека. Наш журнал тоже решил внести вклад в это благородное дело, но в своей стилистике, а именно показать изображения водочных этикеток, после просмотра которых захочется перейти на хорошую минеральную воду. В статье рассмотрены образцы некоторых этикеток, изготовленных в бывших республиках Союза ССР, дабы отметить заимствования и дизайнерские находки, показать повторы и просто ошибки. Наших соседей по дизайну водочных этикеток и употреблению этого зелья мы расположили в алфавитном порядке.
Беларусь. В моей коллекции имеются две любопытные водочные этикетки. В честь 59-летия всенародно чтимого праздника в республике была выпущена водка «День Победы» с изображением памятника русскому воину-освободителю, воздвигнутого в берлинском Трептов-парке по проекту знаменитого советского скульптора Евгения Вучетича. До этого такая же этикетка выпускалась в Германии в честь 50-летия победы коалиции над фашистской Германией. Внизу этой этикетки были изображены флаги союзников: Англии, Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Франции. Разница между германской и белорусской этикетками совсем небольшая: на переднем плане белорусской наклейки перед букетом флагов союзников пририсован флаг Республики Беларусь…
![Неужели плагиат?](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_1.jpg)
Неужели плагиат?
Этикетка минской «Стольградной водки» для привлечения покупателей решена подобно этикетке «Столичной водки» Московского ликероводочного завода «Кристалл»: фон — современные многоэтажные дома, название водки написано по диагонали снизу вверх прописными буквами. Весь облик местной этикетки, построенный по образцу московской, обещает покупателю такое же высокое качество товара, как в Москве. Наклейка просто зовет покупателя во весь голос: «Выбери меня!» (Возможно, этикетки «День Победы» и «Стольградная водка» разрабатывались в Республике Беларусь еще до того, как появилось понятие защиты интеллектуальной собственности?)
Нельзя не отметить этикетку «Товарищ Бендер». Правда, есть по поводу этой наклейки два небольших замечания: во-первых, это не водка, а «плодовое особое крепкое ароматизированное вино» в 19%. Во-вторых, ни в «12 стульях», ни в «Золотом теленке» авторы романов Илья Ильф и Евгений Петров не изображают прославленного героя с рюмкой спиртного. Правда, другой персонаж произведения, Киса Воробьянинов, позволил себе однажды предосудительный поступок, в котором отчасти виновата Прекрасная Дама, но Бендер — нет, не позволял и был примером в этом смысле для всех его почитателей… Может, тем и привлекает этикетка?
![](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_2.jpg)
![](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_4.jpg)
Грузия. На наклейке выдержанной 50% грузинской чачи «Пчелка» изображено единственное разводимое человеком насекомое с сотами. Нам всегда казалось, что основа грузинской национальной водки чачи — сброженная мездра, полученная после выжимки виноградного сока из ягод. Пчела, конечно, играет очень важную роль в опылении цветов винограда, но на этикетке водки, которая сделана не на меду, пчел нам встречать не приходилось… Вот грузин в пенсне с редким именем Лаврентий — это понятно, но пчела?.. Есть повод поразмыслить о том, как расходятся в разные стороны пути дизайнерской мысли на постсоветском пространстве.
![](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_3.jpg)
![](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_5.jpg)
Казахстан. Водка «Спецконтроль. Special order», на самоклеящейся этикетке которой указана крепость — 40% об., объем — 0,5 л, ГОСТ (Государственный стандарт) — 12712-80 и даже поставлена печать — почему-то с гербом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, выпущена в Казахстане. Можно предположить, что право на эту этикетку куплено у российского завода, расположенного в Ленинградской области, — уж очень похожи их этикетки.
На наклейке 45%-ной водки «Титаник» в красном кружке расположен текст: «За ту же цену вы получите на 12% больше крепости вкуса, а значит, и удовольствия!» Правда, не совсем ясно: завлекательная фраза связана с повышенной крепостью содержимого этой бутылки против стандартных 40% или с гибелью корабля, которая ярко представляется только после потребления такого напитка в определенном количестве.
«Ваше благородие, госпожа удача, для кого ты добрая, а кому иначе. Желаем в жизни море удачи и дачу у моря». Приведенный полностью текст наклейки, по нашему мнению, открывает перед российскими производителями алкогольной продукции новые возможности, ведь доброе слово и кошке приятно, а тем более покупателю.
![](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_6.jpg)
Можно предположить, что только из глубокой симпатии к одной очень известной украинке в Казахстане выпущена водка «Хохлушка». Трудно сказать, понравится ли в Украине несколько панибратское название водки и форма пробки, которая уж очень похожа на эту чаровницу с косой. Но дело сделано — продукция из ворот завода вышла и даже демонстрировалась осенью 2008 года на выставке в Москве.
На этикетке водки «День Победы», выпущенной к 55-летию этого знаменательного события, то есть в 2000 году, изображен Георгий Константинович Жуков (1896—1974) — Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945 и 1956 гг.). Поскольку на парадный мундир по случаю великого праздника принято надевать все полученные ордена и медали, маловероятно, что прославленный военачальник забыл какую-то награду, поэтому следует отнести к ошибке художника то, что на кителе Жукова только три звезды Героя Советского Союза… «Тщательнее надо, ребята!»
Латвия. В современной независимой Латвии выпущена 40-градусная жидкость под названием «Kristal dzidrai». Интересно отметить, что еще в 1975 году на рижской фирме «Латвийский бальзам» (тогда это было в Латвийской Советской Социалистической Республике) выпускали водку с таким же названием, набранным таким же шрифтом в круге. Можно предположить, что после отделения Латвии от Советского Союза фирма «Латвийский бальзам» приобрела права на владение этой этикеткой. (Конечно, при условии, что она в советские годы была запатентована и охранялась как интеллектуальная собственность.)
![](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_7.jpg)
Только ностальгия по Советскому Союзу заставляет ерничать латышей даже при создании водочных этикеток. Например, выпущены «самопальные» наклейки «Водка “Ленин”», где вверху маленькими буковками указано «Контрабанда из России», а также «Водка “Агент КГБ”», на которой поясняется: «Политически независимый алкоголь бывалых агентов».
Молдова. Водка «На посошок» изображает трех бородато-усатых мужиков, которые за столом выпивают и, возможно, закусывают (закуски, правда, не видно). Посошок — уменьшительно-ласкательная форма слова посох — палки, необходимой в дальнем ли, в ближнем ли походе и для опоры, и для защиты от собак и от недобрых людей. Чарку «на посошок» с пожеланием «Скатертью дорога» в прежние времена подносили, когда гость совсем собрался в путь, стоял уже с посохом у порога.
![](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_9.jpg)
В середине пиршества такого тоста быть не может. И потому корректность названия этой водки вызывает сомнение. Всё, что угодно: за удачу, за здоровье, за любовь, за то, чтобы конь не хромал, за возвращение домой своим ходом, но «на посошок»… Сомнительно.
Таджикистан. Этикетка водки «Элита» удивительно напоминает этикет ку водки «Беленькая» подмосковного ликероводочного завода. Кто первым разработал этикетку — вопрос, конечно, интересный, но ответа на него у нас нет. Разберутся (если уже не разобрались) юристы, которым поручено защищать интеллектуальную собственность родного завода (если этикетка была запатентована).
![Посмотреть бы таджикскому дизайнеру в глаза](/Archive\LW\2009\6\8\Ris_8.jpg)
Посмотреть бы таджикскому дизайнеру в глаза
Узбекистан. Изобретатели названий ликероводочной продукции исследуют и небо и землю, и тот свет и этот, а иные, не мудрствуя лукаво, называют свой продукт просто — «Neobyknovennaya». И весь фунт до копейки, «Необыкновенная» водка — и всё.
Украина. Новая серия этикеток «Горилка особлива “Хохлушка”». На ней изображена обворожительная молодуха, очень похожа на коварную, но пользующуюся успехом у сельчан Солоху из «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Позволим себе смелое предположение, что гости приходили к ней не только для того, чтобы выпить рюмку горилки, потому и стеснялись друг друга. Однако предостережение всем мужчинам напечатано на этикетке другого крепкого напитка с портретом пухлогубой красотки, очень похожей на известную дневную бабочку по имени Моника и по фамилии Левински:
«Женка-то не беспечна штука,
Будь осторожен, есть наука».
На этой предупредительной ноте мы и позволим себе завершить рассказ о некоторых этикетках из стран ближнего зарубежья.
*Этикетки из коллекции автора
Мир Этикетки 6'2009
|