«Умные» этикетки становятся еще умнее
Яков Пустыльник, канд. техн. наук
Еще больше надежности и прозрачности при контроле пищевых продуктов предоставляют два новых типа «умных» этикеток.
Так называемые этикетки одноразового пользования, с одной стороны, обеспечивают защиту от манипуляций, поскольку, будучи нанесенными на упаковку продукта, они не могут быть бесследно удалены. При этом технология радиочастотной идентификации делает этикетки мультифункциональными, а также способствует надежному контролю данных. С другой стороны, информацию можно бесконтактно или без визуального контакта считывать и накапливать с помощью радиоидентификации. Фирма Bizerba GmbH & Co KG (Германия) интегрирует эту технологию в уже имеющийся ассортимент продукции.
Данные этикетки предоставляют следующие преимущества:
- делают возможным быстрое осуществление и контроль товаропотоков и логистических процессов;
- обеспечивается надежная защита от утраты товаров, и весь путь продукта полностью отслеживается.
Синтетическая бумага этикетки для радиочастотной идентификации состоит из многих тончайших слоев. При удалении этикетки они разрушаются, так как при их нанесении применяется очень сильный клей, поэтому удалить этикетку без следа невозможно. Качество клея обусловливает эффективность нанесения этикетки. Кроме того, затрудняется нелегальная повторная упаковка.
Электронный чип радиочастотной идентификации заменяет на упаковке классические штрих-коды. При этом товар оснащается так называемым транспондером, который находится внутри этикетки и накапливает информацию о продукте, например номер серии, дату производства или окончания минимального срока хранения. Эта информация в противоположность данным штрих-кодов может быть считана без визуального контакта с помощью радиочастот. Таким образом, отслеживается вся цепочка поставки товаров. Прежде чем продавец получает изделие, он может его проконтролировать в банке данных на основе имеющегося кода продукции и установить, действительно ли это изделие изготовлено конкретным изготовителем.
В Германии «умные» этикетки использует группа Metro, в Швейцарии — фирма Bell.
Этикетка безопасности состоит из синтетической бумаги, которая разрушается при удалении
Потребители также поддерживают радиочастотную идентификацию для маркировки прежде всего пищевых продуктов и охлажденных изделий. Исследование, проведенное организацией GfK по заказу фирмы GS 1 Germany, которая занимается стандартизацией, показало, что восемь из десяти потребителей в Германии покупают изделия с чипом радиочастотной идентификации прежде всего потому, что чип предоставляет больше информации об изделии и значительно ускоряет расчеты на кассе. Для 37% потребителей в Германии, кроме того, важна надежность информации. Поэтому GS 1 Germany уже сегодня обязывает многочисленные немецкие предприятия по выпуску потребительских товаров принять на себя обязательства по прозрачному и ответственному обращению с радиотехнологией. Так, по данным Федерального министерства экономики и технологий, количество предприятий, которые применяют радиочастотную идентификацию, с 2006 года (20%) до 2010-го должно удвоиться.
Этикетка OnVu предоставляет больше информации о свежести и сохранности пищевых продуктов
Улучшению логистики охлажденных и замороженных продуктов и защите потребителей способствуют «интеллигентные» этикетки OnVu с индикатором свежести. С их помощью можно точно зафиксировать, при каких условиях продукт хранился и транспортировался. Чтобы продукты не теряли своих товарных качеств до окончания срока хранения, на всем протяжении процесса логистики — от изготовителя до конечного потребителя — охлажденные изделия должны храниться при температуре, указанной изготовителем. Однако при транспортировке этих продуктов до предприятий торговли может происходить прерывание холодильной цепочки, например если охлаждение рефрижераторов во время транспортировки отключается. Последствия для продуктов, а следовательно, и для потребителей могут быть существенными: быстрое размножение микроорганизмов, ведущее к нанесению вреда здоровью, вплоть до отравления пищевыми продуктами. Но каково точное влияние превышения температуры, установленной изготовителем, на свежесть и, следовательно, стойкость продукта к хранению, потребитель и продавец установить не могут.
Этикетки OnVu, разработанные компанией Bizerba и швейцарским химическим концерном Ciba, позволяют с высокой точностью установить степень влияния температуры на качество продукта. Они основываются на индикаторе «время/температура» и наносятся на упаковку охлажденных пищевых продуктов. Изображение яблока на этикетке свидетельствует о степени свежести продукта. Специальная пигментная краска внутри этого символа активируется с момента упаковки продукта под действием ультрафиолетового света и приобретает темно-синий цвет. Затем пигменты обесцвечиваются в зависимости от времени и температуры. Чем дольше продукт хранится в тепле, тем быстрее яблоко обесцвечивается. В конце концов символ указывает, что данный продукт пора утилизировать.
Потребитель и продавец сравнивают тон окраски с контрольным символом и могут проверить, хранился ли продукт в соответствии с требованиями изготовителя.
Об изменении свежести продукта можно узнать благодаря осветлению термочувствительного пигмента
Этикетки OnVu также исключают любые манипуляции с ними, так как с помощью ультрафиолетового фильтра защищены от повторной зарядки.
Для промышленного применения этикетки содержат двухкоординатную матрицу-код со всей важнейшей информацией о продукте, такой как дата активации, показание счетчика времени, номер партии, заданная температура и номер продукта. Это позволяет отыскать поставщиков, ответственных за преждевременную порчу товаров. Поскольку прерывание холодильной цепочки с помощью этикетки OnVu распознается невооруженным глазом, испортившиеся товары можно отсортировать еще до их приемки. Это экономит расходы, позволяет избежать разборок с поставщиками и повышает доверие покупателей.
Благодаря этикеткам OnVu открываются новые возможности для сбыта: можно быстро сортировать продукты по степени свежести и продавать продукты с заканчивающимся сроком годности в качестве специального предложения, чтобы избежать убытков при их списании.
Подобные этикетки, наглядно показывающие степень свежести, были и до OnVu. Однако, в отличие от них, до активирования этикетки OnVu не требуют, например, специальных условий хранения, потому что сами по себе необратимо не активируются. Кроме того, вещества, содержащиеся в этикетках OnVu, нетоксичны, а потому пригодны для нанесения на пищевые продукты. К тому же такие этикетки занимают мало места и недороги. В среднем они стоят около 3 евроцентов.
Этикетки OnVu нашли применение в немецкой пищевой промышленности и торговле еще в 2007 году.
Мир Этикетки 6'2009
|